К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Все в этом письме — ложь»: новые подробности о связи Билла Гейтса и Джеффри Эпштейна

Билл Гейтс во время визита в Лондон в феврале 2023 года (Фото Getty Images)
Билл Гейтс во время визита в Лондон в феврале 2023 года (Фото Getty Images)
Последние публикации документов из архива по делу Эпштейна пролили свет на его отношения с Биллом Гейтсом, которые усложняли жизнь миллиардеру в течение многих лет и, как стало известно, стали одной из причин, разрушивших его брак. Документы также содержали скандальные, но неподтвержденные обвинения, которые Гейтс опроверг

Ключевые события

30 января Минюст США опубликовал 3 млн документов по делу Эпштейна, которые включают сотни электронных писем, текстовых сообщений и других материалов. В части из них упоминается Гейтс.

Ранее уже было известно, что Гейтс поддерживал отношения с Эпштейном с 2011 года — спустя практически три года после того, как тот был осужден за вовлечение несовершеннолетних в проституцию во Флориде — и неоднократно встречался с ним, по крайней мере в первые годы, чтобы обсудить создание благотворительного фонда. В конце 2014 года Гейтс, по-видимому, полностью разорвал все отношения с Эпштейном.

Последние документы по делу Эпштейна включают в себя переписку, касающуюся его деловых отношений с Гейтсом. Вместе с тем в материалах также содержались высказывания Эпштейна, спровоцировавшие бурную общественную реакцию: речь идет об обвинениях, согласно которым Гейтс употреблял наркотические вещества и вступал во «внебрачные связи», заразился венерическим заболеванием, из-за чего «тайно» давал антибиотики своей тогдашней жене Мелинде Френч Гейтс. Представитель благотворительного Фонда Гейтса от имени основателя заявил, что все эти обвинения — «абсурд, в них нет ни слова правды».

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

4 февраля Гейтс сделал заявление в интервью на австралийском телеканале 9 News: «Правда в том, что я действительно посещал несколько ужинов, но никогда не бывал на острове и не имел контактов ни с какими женщинами. Чем больше всплывает информации, тем становится очевиднее: несмотря на то, что тот период был ошибкой, мое поведение все равно не было связано с неподобающими действиями».

За день до этого, 3 февраля, Мелинда Френч Гейтс сообщила NPR, что обвинения Билла напомнили ей «о некоторых крайне болезненных моментах в браке».

 

Тем не менее ни в одном из документов нет утверждений о том, что Гейтс был причастен к противоправным действиям в связи с Эпштейном или знал о предполагаемой торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации. Миллиардер неоднократно настаивал, что его отношения с Эпштейном были строго деловыми.

Билл Гейтс и Борис Николич на мероприятии «Вместе против СПИДа: вечер в поддержку amfAR и GBCHealth» (Together To End AIDS: An Evening To Benefit amfAR and GBCHealth) в Центре Кеннеди в июле 2012 года в Вашингтоне, округ Колумбия (Фото Getty Images)

«Интригующий» образ жизни: встреча Гейтса и Эпштейна в 2011 году 

Согласно новым данным, в 2010 году Гейтс должен был впервые встретиться с Эпштейном, но у него возникли проблемы с графиком. В письме от 2 декабря он написал, что «с нетерпением ждет ужина» с Эпштейном и надеется, что он вскоре состоится. Согласно публикации The New York Times 2019 года, знакомство Гейтса с Эпштейном произошло 31 января 2011 года в его таунхаусе на Манхэттене. Эту встречу организовали два сотрудника Фонда Гейтса — Мелани Уокер и Борис Николич, которые уже были знакомы с финансистом. Согласно электронному письму Гейтса коллегам, отправленному на следующий день, он «задержался на встрече допоздна». В письме он также отметил, что «образ жизни Эпштейна очень необычный и интригующий», однако самому Гейтсу «он не подходит». Вскоре после этого их заметили беседующими наедине на конференции TED в Калифорнии. Электронные письма, фотографии и новостные репортажи свидетельствуют о том, что Эпштейн и Гейтс продолжали регулярно встречаться в период с 2011 по 2014 год. Документы также говорят о том, что помимо встреч с Эпштейном в его резиденции в Нью-Йорке Гейтс использовал частный самолет финансиста — представитель Гейтса заявил The New York Times, что миллиардер не знал, что самолет принадлежал Эпштейну. 4 февраля Гейтс опроверг утверждения, что когда-либо бывал на острове Эпштейна, заявив 9 News, что «посещал лишь ужины», однако в письме Эпштейну от октября 2011 года присутствовало напоминание «Гейтс на острове».

Проект партнерского благотворительного фонда

Эпштейн пытался привлечь Гейтса к своему плану по созданию благотворительного фонда с использованием средств Гейтса при содействии JPMorgan Chase, а также других миллиардеров-доноров. Цель благотворительного фонда заключалась в финансировании проектов в области здравоохранения по всему миру. По сообщениям The Wall Street Journal, 16 августа 2011 года Эпштейн отправил электронное письмо руководителям JPMorgan, в котором говорилось, что фонд «позволит Биллу привлекать более высококвалифицированных специалистов, расширит доступ к инвестициям, даст право распределять средства и участвовать в управлении — не ставя под угрозу ни его брак, ни чувства нынешних сотрудников фонда». В неопубликованном в 2014 году журнальном очерке об Эпштейне, который журналист Майкл Волф написал и отправил финансисту на рецензию, он утверждал, что Эпштейн «консультировал Гейтса по вопросам масштабного расширения и реструктуризации фонда Гейтсов», предлагая «способ использовать» ресурсы фонда «для привлечения средств» от других миллиардеров. 

 

Волф также утверждал, что Гейтс «подталкивал Эпштейна к началу процесса публичной реабилитации его репутации» после обвинительного приговора за организацию проституции. Публицист предположил, что лестная статьи об Эпштейне позволила бы Гейтсу «опередить» критику в связи с его сотрудничеством с финансистом. В новых опубликованных данных содержатся электронные письма Гейтса в поддержку фонда донорского финансирования с подробным описанием встреч, которые он проводил по поводу этого проекта. Одно из его сообщений Эпштейну за февраль 2014 года содержит слова о том, что фонд «может стать великим делом». Помимо благотворительного фонда, документы свидетельствуют о том, что Эпштейн выступал посредником от имени Николича в переговорах о его выходном пособии после того, как Фонд Гейтса в 2013 году сократил давнего сотрудника. Гейтс поблагодарил Эпштейна за помощь в этом деле, добавив, что «не представляет, как передать глубину своей благодарности».

Прекращение общения и недовольство Эпштейна

В конце 2014 года планы Гейтса и Эпштейна по созданию фонда, похоже, сошли на нет. «Это хорошая идея, но для ее реализации не удастся найти партнеров в ближайшее время», — написал Гейтс Эпштейну в электронном письме в декабре того же года. По сообщениям The Times со ссылкой на анонимные источники, Эпштейн жаловался знакомому в конце 2014-го, что Гейтс «перестал с ним общаться». Представитель Гейтса Бриджит Арнольд заявила изданию, что «со временем Гейтс и его команда поняли, что возможности и идеи Эпштейна не являются состоятельными, и все контакты с Эпштейном были прекращены». Гейтс подтвердил 9 News, что план провалился, а обещание Эпштейна привлечь финансирование «было пустым звуком».

Однако Эпштейн тщетно продолжал пытаться связаться с Гейтсом: в январе 2015 года он отправил ему и гендиректору Gates Ventures Ларри Коэну электронное письмо, контекст которого остается неясным, написав: «Похоже, я какое-то время не смогу баллотироваться на выборах». Затем, в сентябре 2015 года, он поинтересовался у Гейтса, будет ли он в Нью-Йорке. Неизвестно, ответил ли Гейтс на эти письма. Эпштейн также интересовался Гейтсом в переписке с одним человеком, предположительно с Мелани Уокер, давней соратницей Гейтса. Так, в январе 2017 года он сказал ей, что Гейтс «может позвонить мне по любому вопросу», перед встречей в Вашингтоне с представителями будущей администрации Трампа. В последующие месяцы и годы Эпштейн часто говорил, что Уокер должна передать Гейтсу, чтобы он связался с ним. Но неизвестно, возобновлял ли Гейтс с ним контакт. Переписка в 2018 году с неизвестным адресатом предполагает, что Эпштейн, возможно, все еще поддерживал контакт с Гейтсом: неизвестный получатель попросил Эпштейна уговорить Гейтса организовать с ними встречу, на что Эпштейн ответил, что «пошлет Биллу сообщение». Ответил ли Гейтс — также остается неизвестным.  

Мнение Гейтса об Эпштейне

Переписка между Гейтсом и Эпштейном вплоть до конца 2014 года свидетельствует о том, что между ними были приятельские отношения: в сообщениях упоминается пари о том, что евро станет самой успешной валютой 2013 года, а также обсуждение совместных планов и финансовых тем. После прекращения общения Уокер в сообщениях в период с 2017 по 2019 год — примерно в то время, когда Miami Herald и другие издания начали заново рассматривать обвинения в сексуализированном насилии в адрес Эпштейна, — предположила, что Гейтс по-прежнему симпатизирует Эпштейну, но Мелинда Френч Гейтс и Коэн запрещают ему контактировать с ним.

В январе 2017 года Уокер поделилась с Эпштейном, что Гейтс «хочет поговорить, но жена не позволяет ему». Также в марте она предложила Эпштейну «попробовать пригласить» Гейтса на мероприятие, но предупредила, что «Ларри запретил ему общаться» с ним и поэтому «нужно действовать как можно осторожнее». Эпштейн ответил, что ему «нравится Билл», но миллиардер «берет больше, чем дает взамен», и тот должен «отрастить яйца и начать наконец [жить]». Последние сообщения о Гейтсе были отправлены в феврале 2019 года — незадолго до ареста Эпштейна в июле. В них Эпштейн просил Уокер передать Гейтсу, что «за ним должок по звонку». Уокер сказала Эпштейну, что передала это сообщение лично, однако миллиардер «ничего не сказал», но «поинтересовался делами» Эпштейна, на что она ответила, что у него «все отлично», добавив, что он «полностью погружен в науку».

 
Билл и Мелинда Френч Гейтс в Лос-Анджелесе, Калифорния, в сентябре 2024 года (Фото Getty Images)

Обвинения Эпштейна в адрес Гейтса

В материалах, опубликованных в конце января, есть несколько писем, которые Эпштейн переслал себе в июле 2013 года, с сообщениями, по всей видимости, адресованными Гейтсу. Неизвестно, были ли эти письма написаны Эпштейном или кем-то другим, однако даты совпадают с тем временем, когда Эпштейн вел переговоры с Фондом Гейтса от имени Николича. В одном из писем автор указывает, что Гейтс поручил им удалить сообщения, касающиеся наличия у миллиардера венерического заболевания, и «просьбу предоставить антибиотики, которые можно [дать тайком] Мелинде». Кроме того, в них упоминается скрытая «тема, о которой никто другой не должен узнать».

В другом письме Гейтс якобы склонял автора участвовать «в делах, которые варьировались от морально недопустимых до этически сомнительных» и «неоднократно просил» совершать поступки, «которые приближаются к грани незаконного и потенциально ее переступают». Автор письма также утверждал, что помогал Гейтсу «доставать лекарства, чтобы избавиться от последствий секса с русскими девушками», содействовал организации «тайных свиданий миллиардера с замужними женщинами» и получал просьбы достать препарат «Аддералл» (стимулятор концентрации внимания) для Гейтса. Гейтс лично, а также от лица Фонда опроверг все эти обвинения. «По-видимому, Джеффри сам себе написал письмо, — сказал Гейтс в интервью 9 News. — Это письмо никто не отправлял. Вы понимаете, все в этом письме — ложь. Я не знаю, что у него тогда было на уме».

Другие обвинения в адрес Гейтса

В материалах также содержатся заявления от женщины, чья личность не была установлена, которая в ноябре 2017 года передала Эпштейну, что некто описывал Гейтса как «странного и… вечно пьяного человека». В той же беседе она затронула тему о возможности инициировать судебное разбирательство против миллиардера по неким противоправным основаниям. Несмотря на то, что в этих разговорах личность собеседницы не была указана, в сообщениях присутствуют детали, которые встречаются в предположительных беседах Эпштейна с Уокер.

Кроме того, в сообщениях встречается имя Стив, которое может относиться к мужу Уокер — Стивену Синофски. Собеседница поделилась, что боится противостоять Гейтсу, написав: «Мне очень страшно, и я не решаюсь сделать что-то, что может его расстроить. <...> Он словно стоит выше полиции, судебной системы и т.д.»

 

Фонд Билла и Мелинды Гейтс и Gates Ventures не ответили на запросы о комментарии по поводу этих обвинений, но Гейтс в целом отрицает, что совершал какие-либо незаконные действия. Уокер не делала публичных заявлений касательно сообщений, а представители Медицинской школы Вашингтонского университета, где Уокер занимает должности профессора и практикующего хирурга, не ответили на запрос о комментарии по поводу ее переписки с Эпштейном.

Также, по информации The Wall Street Journal, опирающейся на анонимные источники, в 2017 году Эпштейн отправил Гейтсу электронное письмо с просьбой компенсировать его затраты на обучение российской бриджистки Милы Антоновой. По словам источников, «тон сообщения подразумевал, что Эпштейн знал» о романе Гейтса с Антоновой в 2010 году «и мог предать это огласке». Представитель Гейтса заявил, что миллиардер не имел никаких «финансовых отношений» с Эпштейном, и сообщил The Wall Street Journal, что Гейтс обсуждал с Эпштейном только вопросы благотворительности: «Безуспешные попытки Эпштейна выйти за рамки этих тем привели к тому, что он попытался использовать прошлые отношения Гейтса для шантажа, но также потерпел неудачу».

Интерес ФБР

Материалы, опубликованные 30 января, показывают, что после смерти Эпштейна ФБР заинтересовалось Гейтсом в 2020 году. Агент ФБР, имя которого не раскрывается, отправил электронное письмо неназванному получателю, руководствуясь сведениями, полученными от друга коллеги, работающего в Microsoft. Согласно полученной информации, компания «дистанцируется от Билла Гейтса для минимизации риска негативных последствий в случае, если станет известно о причастности Гейтса к незаконной деятельности, аналогичной обвинениям Эпштейна». Агент ФБР поинтересовался, знает ли адресат о наличии какой-либо связи между Эпштейном и Гейтсом, которая могла бы стать причиной подобных опасений. «Ничего такого не слышал», — получил он в ответ. Gates Ventures, ФБР и Фонд Билла и Мелинды Гейтс не ответили на запросы о комментарии касательно этой переписки. Представитель Microsoft также отказался от комментариев.

Гейтс о связи с Эпштейном

В январе 2025 года миллиардер заявил The Wall Street Journal, что его общение с Эпштейном — «довольно глупый поступок». «Было неразумно проводить с ним время, — сказал Гейтс в интервью. — Тогда я считал, что это поможет мне в международной благотворительной деятельности в здравоохранении, но на самом деле ничего из этого не вышло. Все это было просто одной огромной ошибкой». Гейтс заявил, что встречался с Эпштейном лишь несколько раз по вопросам благотворительности. «Гейтс признает, что его поддержка идей Эпштейна, касающихся благотворительности, незаслуженно дала Эпштейну платформу, что противоречило личным ценностям Гейтса и ценностям его фонда», — сказала The New York Times Брижит Арнольд, представитель Гейтса, в 2019 году. После последней публикации документов по делу Эпштейна представитель Фонда Билла и Мелинды Гейтс выступил с заявлением: «Эти обвинения — абсурд. В них нет ни слова правды. Единственное, что демонстрируют эти документы, — разочарование Эпштейна тем, что он не смог сохранить отношения с Гейтсом, и его решимость втянуть его в скандал и опорочить его имя». Фонд Билла и Мелинды Гейтс и Gates Ventures также не ответили на запросы о дополнительных комментариях относительно публикации последних документов и содержащихся в них обвинений.

 

Эпштейн о Мелинде Френч Гейтс

Предположение Уокер, высказанное в январе 2017 года, о том, что жена Гейтса препятствовала его общению с Эпштейном, совпадает с публичными заявлениями Мелинды Френч Гейтс. Она намекала, что связь Гейтса с «омерзительным» Эпштейном была одним из факторов, приведших к их разводу. «Мне совершенно не нравилось, что он встречался с Джеффри Эпштейном. Я ему ясно дала это понять», — заявила она в интервью CBS.

В январе 2017 года Эпштейн сказал Уокер, что она должна попытаться организовать встречу между женой Гейтса и Кэтрин Румлер, бывшим юрисконсультом Белого дома, чьи переписки с Эпштейном также были включены в материалы дела. «Она была бы рада встретиться с Мелиндой и открыть ей глаза на иную сторону Джеффри», — заявил Эпштейн Уокер, описав Румлер как свою «главную защитницу и ярую феминистку».

В своих комментариях NPR Мелинда Френч Гейтс назвала предполагаемые насильственные преступления, совершенные Эпштейном, душераздирающими и выразила сочувствие его жертвам. «Какие бы вопросы ни оставались [относительно действий Эпштейна], они касаются тех людей, включая моего бывшего мужа, — сказала она. — Им отвечать на них, а не мне». Мелинда Френч Гейтс также намекнула, что развелась со своим бывшим мужем в какой-то степени из-за его связи с Эпштейном, поделившись с NPR, что детали писем Эпштейна о Гейтсе вызывают у нее «невероятную печаль» и напоминают ей, почему она «должна была прекратить этот брак» и «хотела его расторгнуть».

Эпштейн, Билл Гейтс и первая администрация Дональда Трампа

В разговорах Эпштейна с Уокер также фигурирует ряд обсуждений взаимодействий Гейтса с первой администрацией Трампа. Они говорили о том, как Гейтс пытался добиться поддержки Трампа в связи с международными гуманитарными инициативами миллиардера, но президент США, похоже, не проявил никакого интереса. «Билл говорит, что он не заинтересован в создании инициатив в сфере здравоохранения или технологий в США, пока Трамп не займет активную позицию в вопросах международного развития и помощи», — сказала Уокер Эпштейну в феврале 2017 года, добавив, что она хотела бы, чтобы миллиардер «осознал потребности своей страны, а не заботился о благополучии развивающихся стран». Эпштейн неоднократно говорил Уокер, что она должна подтолкнуть Гейтса к встрече с Томасом Барраком, председателем первого инаугурационного комитета Трампа, чье общение с Эпштейном также фигурирует в недавнем документе, опубликованном Комитетом по надзору палаты представителей США. Эпштейн утверждал, что Баррак и Стивен Бэннон, старший советник Трампа,  еще один известный соратник Эпштейна, играли роль «кукловодов» в администрации Трампа, и убеждал Уокер, что встреча Гейтса с Барраком во время его пребывания в Вашингтоне должна стать для миллиардера «приоритетной» задачей.

 

Перевод Ксении Лычагиной