Передел российского рынка косметики: будет ли замена иностранным брендам
Вопрос мощностей и качества
Многие россияне привыкли к косметическим препаратам высокого европейского качества и готовы платить за результат, свидетельствуют итоги опроса, проведенного Ozon. 26% респондентов тратят на уходовую косметику 3000–5000 рублей в месяц, 14% — более 20 000 рублей в месяц. Суммарно до половины рынка — это потребители, траты которых на косметику предполагают покупку эффективных работающих средств. Из-за ухода некоторых западных брендов этой категории и из-за роста цен на препараты оставшихся европейских компаний потребителям приходится искать альтернативу, в том числе среди российских средств.
Однако в среднем и высоком ценовом сегменте немногие отечественные производственные компании могут предложить косметику, способную выступить полноценной заменой продукции именитых европейских марок.
Маркетинговые исследования показывают, что доля зарубежных производителей на рынке косметики в среднем и высоком ценовых сегментах превышает 70%. Отечественные производители предпочитают фокусироваться на массмаркете — нижнем и средне-нижнем ценовых сегментах (данные Центра аналитики и экспертизы ПСБ на июнь 2022 года). Такие бренды, как правило, создают свои средства по типовым классическим рецептам, используя недорогие и доступные ингредиенты. Целевая аудитория этих средств — люди, которые выбирают максимально дешевую уходовую косметику в надежде на хотя бы минимальный эффект. Основной целевой канал продаж — магазины-супермаркеты около дома, крупные гипермаркеты неспециализированных розничных сетей, а также интернет-маркетплейсы.
В последние пять лет рынок уходовой косметики активно осваивают бьюти-блогеры и частные предприниматели. Они либо пользуются возможностями контрактного производства, либо запускают свое, иногда чуть ли не в домашних условиях. Такие производители также не смогут предложить полноценную замену уходящим европейским брендам среднего и верхнего ценовых сегментов хотя бы в силу ограниченности мощностей — они не в силах в короткие сроки масштабировать свое производство.
У крупных западных и отечественных производителей разработкой формул новых средств занимается штат химиков, врачей-косметологов, дерматологов, чего отечественные небольшие бренды не могут себе позволить. Разработку рецептур, конечно, можно заказать, но это дорогое удовольствие. К тому же возможности закупки современных эффективных ингредиентов у мелких компаний и индивидуальных предпринимателей также ограничены — поставщики предпочитают продавать сырье большими партиями по долгосрочным контрактам крупным производителям.
Тем не менее среди отечественных игроков рынка есть несколько компаний с современным европейским уровнем разработок и производства уходовой косметики среднего и верхнего ценовых сегментов. Такие производители могут составить конкуренцию уходящим западным брендам, так как располагают необходимым высокотехнологичным оборудованием, штатом профессиональных химиков, косметологов, инженеров и часто имеют многолетний опыт разработки и отладки эффективных формул на базе реально действующих веществ.
В ряде случаев такие отечественные бренды предлагают средства из тех же ингредиентов и такого же уровня эффективности, как крупные мировые корпорации. И уже сейчас такие российские производители готовы предлагать средства среднего и люксового сегмента по ценам в 1,5–3 раза ниже стоимости продукции топовых европейских брендов.
Одной из таких компаний является «Гельтек». Показатель интереса потребителей к бренду — оценки на маркетплейсах. На Ozon у продукции «Гельтек» средний балл — 4,8 из 5, на Wildberries — 4,5 из 5. «Компания работает на российском рынке с 1994 года, — рассказывает Сергей Кирш, исполнительный директор и владелец «Гельтека». — Мы выросли из советской лаборатории по разработке и производству медицинских гелей, которые применяются при ультразвуковой и функциональной диагностике. Сегодня «Гельтек» занимает 70% этого специфического, нишевого, но весьма объемного рынка. Инвестиции в развитие собственной лаборатории со штатом из десятка специалистов, способных разрабатывать оригинальные современные рецептуры, позволили нам еще в начале 2000-х заняться новыми направлениями — выпуском средств для аппаратной косметологии и уходовой косметики для женщин и мужчин. Сейчас «Гельтек» выпускает более 72 наименований косметических средств для сохранения молодости кожи, увлажнения, лифтинга, борьбы с акне и постакне. Каждый год линейка пополняется несколькими десятками средств».
Кирш согласен с тем, что в России пока немного производителей профессиональной уходовой косметики, подобных «Гельтеку» — с профессиональным технологичным и наукоемким производством. Однако даже эти немногочисленные компании вполне в состоянии быстро нарастить объемы производства на фоне полного ухода с рынка западных брендов среднего и верхнего ценовых сегментов. По его словам, «Гельтек» может в течение года увеличить свои мощности на 200% и даже 300%.
Вызовы новой реальности
Отечественные производители косметических средств, как и многие другие компании, после 24 февраля столкнулись с проблемой отказа некоторых европейских химических концернов от поставок в Россию сырья, необходимого для производства уходовой косметики. А те западные компании, которые не стали разрывать отношения с российским бизнесом, в массовом порядке перестраивают свои логистические цепочки, из-за чего стоимость отдельных видов сырья уже выросла в 1,5–2 раза. По оценкам экспертов рынка, это не предел. Сергей Кирш отмечает, что «Гельтек» предвидел эту проблему, поэтому компания еще в конце февраля постаралась сформировать на складах максимальные запасы, которых хватит до конца года. Параллельно компания начала искать альтернативы и уже нашла замену некоторым привычным западным поставщикам.
По большинству параметров сырье европейских производителей вне конкуренции, но все же монополии на качество у них нет, поэтому проблема с сырьем в подавляющем большинстве случаев является вполне решаемой. Некоторые особо редкие и ценные ингредиенты для производства останутся прежними — от тех же европейских поставщиков, но логистика усложнится: закупка в нынешних условиях возможна только через страны-посредники. Партнеры из ближнего зарубежья, например из Казахстана и других дружественных стран, сориентировались почти мгновенно и уже активно налаживают транзитный импорт такого сырья из Европы.
Более простые компоненты без потери качества можно заменить на азиатские. Руководители химических и фармацевтических производств в Индии, Турции, Китае, Южной Корее прекрасно понимают, какие перспективы перед ними открываются и готовы оперативно «прийти на выручку» российским компаниям — производителям уходовой косметики.
Что касается России, то, по словам Сергея Кирша, в стране практически не производят никаких компонентов, а те, что производят, недостаточно высокой степени очистки и качества, чтобы соответствовать требованиям производителей косметики среднего и верхнего ценового сегмента. С такими компонентами уходящие бренды заменить будет невозможно.
Несмотря на это, участники рынка прогнозируют скорое появление новых отечественных производителей сырья, в том числе сырья из «органических» компонентов. «Хотя с точки зрения химии совершенно безразлично, каким образом получена та или иная молекула. Например, молекулы популярного в косметологии глицерина могут иметь «органическое» (растительное) или «химическое» происхождение (синтез из нефтепродуктов), при этом у них будут абсолютно одинаковая структура и свойства», — отмечает Кирш.
Хайп и мода vs эффективность
«За последние два десятилетия на рынке уходовой косметики в России сложилась специфическая мода на маркетинговые уловки и кричащие названия косметических средств, — рассказывает Сергей Кирш. — Например, кто-то начинает выпускать препараты на основе экстракта муцина улитки. Остальные участники рынка видят растущий спрос и принимаются включать подобные средства в свою линейку. Через какое-то время тренд на «улитку» проходит, и появляется новый, например, на средства с экстрактом черной икры — бренды массово переходят на него. Однако практически всегда в подобных средствах процент содержания таких «знаковых» трендовых ингредиентов минимален, зато на упаковке они указываются самым крупным шрифтом. Эффекта от таких ингредиентов нет, зато реклама зазывает. Тренды на редкие, но модные ингредиенты — это в чистом виде маркетинговый трюк, характерный для российских производителей, который, правда, в свое время активно поддерживали некоторые топовые западные производители. Другая традиционная проблема, связанная с недобросовестной рекламой, — это замена дорогих и качественных сопутствующих ингредиентов более дешевыми и, зачастую, более аллергенными компонентами».
По словам Сергея Кирша, не существует абсолютно безопасных консервантов. Степень вредности одних зависит от концентрации, другие образуют токсичные соединения в присутствии других веществ, третьи опасны не столько для человека, сколько для флоры и фауны. Из всех зол выбирается меньшее: производители отдают предпочтение наименее опасным для здоровья человека консервантам. И используют их в концентрации, разрешенной международными системами оценки безопасности. «Парабены при прочих равных не страшнее других консервантов, — продолжает он. — Но на волне хайпа о вредности их массово заменяют на аналоги, хотя чем «моложе» химическое вещество (свежеизобретенный консервант), тем хуже статистика по его безопасности просто потому, что меньшая выборка людей успела попробовать продукцию с ним, меньше проведено исследований по влиянию на окружающую среду».
На фоне нынешнего кризиса на косметическом рынке маркетинговым играм с ингредиентами может настать конец. Покупатели продукции среднего и верхнего ценового сегментов сейчас находятся в активном поиске замены подорожавшим или ушедшим с рынка эффективным западным средствам. По словам Кирша, это дает шанс на захват рынка тем российским производителям, которые смогут максимально сконцентрироваться в рекламе именно на высокой эффективности разрабатываемых формул, а не на наличии в составе средств гомеопатических доз модных экзотических ингредиентов и эксплуатировании популярных мифов и стереотипов.
Профессионалы — химики, косметологи, дерматологи, технологи — подтверждают, что для высокой эффективности косметического средства требуются качественные активные ингредиенты в действующих дозировках. Главное — высокотехнологичное производство и строгое соблюдение регламентов, обеспечивающих безопасность и эффективность косметики. Уход западных брендов дает шанс на развитие таких эффективных отечественных разработок, создание и запуск в производство новых реально действующих формул.
Кирш отмечает, что при разработке новых средств производители, подобные «Гельтек», будут делать еще больший упор на безопасность и эффективность, а не на наличие в составе модных, но, по сути, не работающих компонентов. «Для нас не столь важна цена баночки на полке магазина, — подчеркивает он. — Мы создаем средства, которые реально работают. Наша бизнес-модель состоит в том, что, купив наше средство один раз, потребитель должен остаться с нами на всю жизнь. Мы считаем, что покупателя необходимо откровенно информировать о составах, производстве и действии косметики, не приукрашивая и не искажая информацию в угоду модным и громким рекламным слоганам, не навязывая и не эксплуатируя стереотипы косметического рынка».
Уход западных брендов открывает большие перспективы для российских производителей косметики. Решив проблемы с поставками компонентов и сырья, а также развернув маркетинговую стратегию в сторону упора на честную коммуникацию с потребителем, на реальную эффективность и безопасность производимых средств, отечественные компании смогут не просто занять опустевшие ниши ушедших западных брендов в среднем и верхнем сегменте, но и в перспективе 3–5 лет перетянуть часть клиентов нижних ценовых сегментов, увеличив средний ежемесячный чек потребителя. «Уверен, со временем покупатели бюджетной косметики, увидев реальную, а не мнимо рекламную эффективность наших средств, будут готовы заплатить больше, только чтобы ощутить результат от действия уходовой косметики», — подытоживает Сергей Кирш.