К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Полигон для инноваций: как Москва тестирует новые технологии

Полигон для инноваций: как Москва тестирует новые технологии
В 2019 году в Москве создана крупнейшая в мире программа пилотного тестирования инновационных решений, включающая 190 испытательных площадок. Чем полезен российским стартапам этот проект и каким образом можно принять в нем участие — разбирались на примере кейсов.

Высший пилотаж

Зима 2022 года, реабилитационный центр для инвалидов в Зеленограде. В одном из спортивных залов установлен большой экран, на который выводятся упражнения. Благодаря сенсорным датчикам система оценивает количество и качество выполняемых упражнений по трехмерной модели движений, сохраняя результаты каждого пациента в отдельный файл. Это помогает врачу оценить результативность курса, а пациенту — увидеть свой прогресс и точность выполнения упражнений. А за проведение диагностики объема движений, помогающей оценить биомеханику тела по 60 параметрам, отвечает вторая часть системы.  

Отечественная инновационная разработка для диагностики и реабилитации людей с тяжелыми травмами — система Habilect — появилась в реабилитационном центре Зеленограда благодаря программе пилотного тестирования инноваций, реализуемой Агентством инноваций Москвы

Главная задача программы — дать возможность стартапам испытать разработки на государственных и коммерческих площадках, получить обратную связь от экспертов и пользователей, чтобы доработать решение и сделать его привлекательным для потенциальных пользователей. Более 40% стартапов по результатам тестирования подписывают контракт с площадкой, внедряют свои решения и продолжают сотрудничество.

В тестовом режиме программа пилотного тестирования заработала в Москве еще в мае 2019 года: специалисты изучали, как эффективно объединить в этом амбициозном проекте взаимодействие трех секторов: крупного бизнеса, государственных структур и молодых технологических компаний. Разобраться в этом помогли шесть пробных «пилотов» из сферы медицины и реабилитации. 

Официальный старт программы состоялся в мае 2020 года. Сегодня в ней участвуют 190 пилотных площадок, на которых тестируются продукты и сервисы для ретейла, ЖКХ, спорта, медицины, образования, промышленности и других сфер. И это число постоянно растет. Более 80 из них — государственные (университеты, больницы, школы и т. д.), остальные — крупный частный бизнес. Фактически вся Москва выступает полигоном для тестирования новых технологических продуктов.

Стартап, который хочет протестировать свое решение, пилотная площадка, заинтересованная в новых технологиях, и Агентство инноваций как посредник между ними — вот три стороны, участвующие в программе пилотного тестирования. Процедуру отбора и верификации осуществляет агентство, оно же организует и переговоры и берет на себя всю бумажную работу. 

Подать заявку на пилотирование и принять участие в программе могут разработчики из любого российского города. Ключевых моментов при отборе в программу всего два: наличие готового продукта или прототипа и подтвержденная экспертами инновационность самого решения. 

Иногда для стартапа важно пройти через программу пилотного тестирования не только для продаж, но и для испытания своих продуктов на новой аудитории или в новой среде. 

Например, онлайн-школа Skillbox была участником программы в 2020 году. Цель — испытание образовательных продуктов и тестирование функций бесплатной образовательной платформы среди абитуриентов и студентов Московского техникума креативных индустрий им. Л. Б. Красина — была успешно достигнута.

По достижении заявленных показателей «пилота» компания включается в реестр инновационных решений столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития, а ее продукты могут рекомендоваться государственным структурам для внедрения. 

Более того, программа пилотного тестирования дает возможность не только выйти на новые рынки, но и зайти в традиционно «труднодоступные» учреждения, которым стартапам сложно напрямую предложить свои решения. История с системой реабилитации и диагностики Habilect — характерный пример того, как инновационная компания смогла «пилотироваться» в непростом секторе медицины и реабилитации. 

От апробации до реабилитации

К медицине разработчики Habilect изначально не имели ни малейшего отношения. Гендиректор компании Алексей Козлов вместе с отцом развивал в Санкт-Петербурге семейный IT-бизнес: разрабатывал на заказ системы управления крупными корпорациями или строительными компаниями. Ниша медучреждений была выбрана после встречи с реабилитологом, отметившим актуальность 3D-сенсорa в медицине. Прототип Habilect — система реабилитации после инсультов — появился еще в 2015 году и впоследствии дорабатывался с учетом замечаний практикующих врачей. Научное апробирование — важнейшая часть развития Habilect.

«Медицинский рынок консервативный и специфичный, инноваторов и молодые компании в этой сфере не любят. И тут мы со своим принципиально новым классом систем, которых раньше не было. Доказать целесообразность их использования бывает проблематично», — рассказывает Алексей Козлов. 

Значительно проще стало лишь после начала сотрудничества с Агентством инноваций Москвы, оно само вышло на разработчиков Habilect, который к тому моменту прошел регистрацию системы как медоборудования. Первое пилотирование состоялось в мае 2021 года. 

Сегодня у Habilect две основные функции: реабилитационная, которая помогает проводить занятия лечебной физкультурой, и диагностическая, с большим выбором инструментов уже для врачебного контроля и оценки объема движений, физической формы и когнитивного восстановления. Система помогает восстанавливаться после инсульта, рассеянного склероза, церебрального паралича, операций по удалению опухолей мозга, черепно-мозговых травм, болезни Паркинсона, дегенеративно-дистрофических изменений позвоночника, а также восстанавливаться после ортопедических операций. 

«Наукоемким компаниям попасть на прием к главному врачу крупного медицинского центра крайне проблематично, — комментирует Алексей Козлов. — У агентства как государственной структуры с этим проблем нет. Пилотные проекты организованы без дополнительных согласований, все происходит очень быстро и эффективно».

«Пыльное» дело: услуги клининга помогают контролировать облачные технологии

Несколько лет назад Антон Середа, сооснователь столичной IT-компании BRUNO, разработчик облачного решения для мониторинга уборки, обратил внимание на контроль за качеством уборки мест общего пользования. «Как в XXI веке можно контролировать персонал при помощи бумажных графиков, если сотрудник может убраться один раз, а расписаться за всю смену сразу? В чем смысл такого контроля?» — задался вопросом Середа. 

Мысль о необходимости апдейта контроля за персоналом подтвердил и опыт клиентов — компания Середы занимается автоматизацией и IT-оснащением спортклубов. Один из заказчиков как-то раз пожаловался, что понятия не имеет, как контролировать уборку в клубе в свое отсутствие и кого наказывать в случае недочетов. Случившаяся пандемия лишь актуализировала тему контроля гигиены мест общественного пользования.

В 2021 году разработчики BRUNO вывели на рынок удобное облачное решение для мониторинга уборки. Принцип приложения работы выглядит так: сотрудник клининга устанавливает на свой смартфон мобильное приложение и, приходя в зону уборки, сканирует на свой мобильный телефон QR-код этого места, подтверждая факт нахождения в нужной зоне. По завершении сотрудник делает несколько снимков помещения (опция «фото в моменте» блокирует попытки отправить старые изображения), они автоматически выгружаются на сервер и подписываются цифровой подписью. Таким образом можно и контролировать нахождение клинера в нужной локации, и видеть результат его работы.

По замыслу разработчиков, это приложение защищает не только работодателя, но и права самих работников. «Уборщик может доказать свою правоту: что он сделал свою работу как надо и вовремя», — отмечает Антон Середа. 

Примечательно, что и клиент, отсканировав тот же самый QR-код, может не только увидеть график уборки, но и в случае недовольства качеством оставить адресную жалобу — сообщение попадает менеджеру, который сможет оперативно отреагировать. Благодаря адресности количество публичных негативных клиентских комментариев в соцсетях снижается в разы, уверены разработчики приложения. 

Первыми клиентами стали фитнес-клубы, затем в качестве площадки был выбран новый жилой комплекс, куда переехал с семьей сам Антон Середа: там он вновь увидел низкое качество уборки с бумажными графиками в подъездах. Осталось найти выход на владельцев ЖК — крупную строительную компанию  ГК «А101».

Помог опыт участия команды BRUNO в одном из проектов Агентства инноваций Москвы — программе развития технологического предпринимательства StartHub. Moscow. На одной из сессий выступали представители программы пилотного тестирования инноваций. Она настолько заинтересовала BRUNO, что команда подала заявку на вступление и вскоре стала участником программы, получив возможность обсудить свою разработку с представителями ГК «А101». В результате застройщик предложил стартапу протестировать приложение на своей площадке. Кроме того, BRUNO тестировался и на территории технопарка «Головино». Пилотирования состоялись в марте — мае этого года. В итоге и технопарк «Головино», и ГК «А101» внедрили разработку BRUNO на всех своих объектах. В целом же приложение установлено на 50 объектах в Москве, Краснодаре, Калининграде, Новосибирске, Екатеринбурге, в других городах России и Казахстана. Следующий шаг — торговые, медицинские и офисные центры, аэропорты, вокзалы и места общественного питания.

«Мы знаем все о том, как работают фитнес-клубы, но понятия не имеем, что именно важно для посетителей бизнес-центров, как там будет работать наше приложение, что в нем стоит добавить или поменять, — комментирует Антон Середа. — Возможность проверить решение в разных нишах, чтобы понять особенности применения системы с разными регламентами контроля, — важнейшее преимущество программы пилотного тестирования».

Патент на солнце

Еще один пример удачного пилотирования — проект «Искусственное солнце» от Санкт-Петербургского института профилактической медицины и входящей в него московской компании «ГалоКом». Технология позволяет воспроизводить природные характеристики солнечных лучей с учетом сезона, времени суток и географии, таким образом происходит компенсация недостатка для организма солнечной энергии (не являясь при этом источником загара). Использование прибора повышает физическую и умственную работоспособность, нормализует естественные биоритмы.

Благодаря программе пилотного тестирования летом 2021 года на различных медицинских объектах столицы были размещены 24 «искусственных солнца». Срок испытания составил несколько месяцев. «Результатами тестирования заинтересовались многие городские учреждения, — отметил Павел Агафонов, руководитель проекта «Искусственное солнце». — Большинство объектов пилотирования останется на площадках уже на условиях госконтрактов».

Попасть в программу и внедрить решение за пять шагов 

Гранты за инновации

С апреля этого года появился дополнительный стимул для столичных компаний, которые испытывают свое решение на государственных площадках, — грант в размере до 2 млн рублей, покрывающий расходы на пилотное тестирование.

Подобный грант уже получили разработчики первого отечественного микробиологического анализатора — компания «Медтехнопарк»: всего за пять часов устройство выявляет и анализирует бактерии в биопробах, позволяя подобрать нужный антибиотик для лечения инфекции. Еще недавно на это уходило несколько дней, поэтому врачи, не дождавшись анализов из лаборатории, порой назначали пациенту антибиотики вслепую (если речь шла об особенно тяжелых случаях). Сейчас анализатор проходит пилотное тестирование в городской клинической больнице № 67 им. Л. А. Ворохобова, предварительные результаты уже подтвердили высокую эффективность разработки.  

В общей сложности сумма грантов, полученных московскими компаниями от программы пилотного тестирования инноваций, к августу этого года составляет около 50 млн рублей. 

Таким образом, всего за два года Агентство инноваций смогло создать самый большой в мире проект по тестированию инновационных решений в реальных условиях на государственных и коммерческих объектах. Для сравнения: в Барселоне существует во многом аналогичная программа, однако она действует только в одном из кварталов города. 

___________________________________
*Информационная поддержка

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+