К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Общее место: как девелоперы решают урбанистические вызовы

Фото ГК «А101»
Фото ГК «А101»
Каким должен быть город для комфортной жизни сегодня? Как создать условия для того, чтобы люди могли общаться между собой? Какова роль девелоперов в этом процессе? Мы поговорили с экспертами об актуальной проблематике развития территорий и о том, как реализуются новые тренды на примере Новой Москвы.

Главным достижением строительной отрасли последних лет можно считать растущий интерес к общественным пространствам. Город решительно сменил вектор развития от «все домой в семейный круг» на «все на улицу дружить». И это мировая тенденция. Причина «выхода на улицу» в первую очередь связана с изменившимся образом жизни — люди перестали ходить на работу по часам, у них появилось время на общение и веселье. И тут же стал меняться город. 

Запросы жителей

Тому, как должны быть устроены города, в которых удобно жить в «постиндустриальном» мире, посвящены работы крупных урбанистов-исследователей, которые сходятся в одном: чтобы город был «живым» и комфортным, люди должны общаться, а для этого им нужно создать условия.

Меняется жизненный уклад. В книге «Города для людей» датский архитектор Ян Гейл, эксперт по вопросам качества городской среды, так описывает изменения жизни горожан и важности общественных пространств: «Хотя люди становятся все более занятыми, у них достаточно свободного времени, а в перспективе его будет еще больше. Это приводит к появлению различных видов активного отдыха и творчества, которыми занимаются в общем пространстве города. В обществе высвободились большие творческие силы: люди играют на музыкальных инструментах, поют, танцуют, играют, занимаются физкультурой и спортом в общественном пространстве так активно, как никогда раньше. Количество фестивалей, уличных праздников, культурных мероприятий, дней без машин, парадов, мероприятий у воды, спортивных событий постоянно увеличивается и привлекает множество людей. У общества есть энергия и время для самовыражения». 

Еще одним фактором, влияющим на изменение представлений о том, каким должен быть город для жизни, стал глобальный тренд на увеличение продолжительности жизни. Число пожилых горожан в мегаполисах резко выросло. Их цель — сохранять хорошую форму на протяжении всей жизни. Как отмечает Ян Гейл, они представляют собой новую группу со своими потребностями в пешеходной инфраструктуре: они хотят быть физически активными, совершать длительные прогулки, заниматься «северной» ходьбой с палками, ездить на велосипедах и т. п. 

Жажда общения

На изменение запроса жителей к городу существенно повлиял и COVID-19. «Рост роли общественных пространств в качестве жизни горожан — закономерный процесс развития мегаполиса. Два года пандемийных ограничений сильно повлияли на комфорт городских жителей. Логично, что после стабилизации ситуации они ощутили сильную потребность во взаимодействии друг с другом в открытых и доступных общественных пространствах», — говорит главный архитектор Blank Architects Алена Панфилова-Корсакова. 

На уровне города общественные пространства чаще развиваются «на базе» существующих парков, скверов, набережных. Алена Панфилова-Корсакова отмечает усиление роли объектов, которые не несут определенной и четко обозначенной функции, а способны гибко трансформироваться под запрос городских жителей. Например, это небольшие площади в спальных районах: сегодня на ней проводится фестиваль, завтра — ярмарка, а послезавтра — мастер-класс или лекция. 

В «старом» городе создание условий для «новых горожан», несмотря на все старания городских властей, все же представляется затруднительным — сеть улиц сложилась, и встроить новые активности в городскую ткань, некогда создававшуюся с совсем другими задачами, довольно сложно. «В советский период такие пространства часто были довольно громоздкими, несомасштабными и лишенными уюта, — вспоминает партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. — Тогда они в основном выполняли функцию мощного средства визуализации идеологии, а также пространств для массовых мероприятий, что не всегда отвечало потребностям отдельного человека». 

В конце XX века общественные пространства наполнились сервисной и торговой функциями, а площади и выходы из метро стихийно обросли киосками, словно киты ракушками. «А где-то в конце первого десятилетия XXI века наметилась тенденция к пересмотру функционала общественных пространств, поиску здорового баланса и созданию правил организации сценариев использования, — продолжает Александр Стариков. — С тех пор качество общественных пространств значительно выросло как в центре, так и в других районах Москвы».

Особенно интересно наблюдать за появлением и развитием общественных пространств в Новой Москве. Развитие этих территорий за последние десять лет можно назвать чистым социально-градостроительным экспериментом, что признают и городские власти, и работающие там девелоперы. Под «чистотой» в первую очередь понимается отсутствие тянущего назад багажа прошлого. 

Здесь при создании проектов архитекторы уже заглядывают вперед, закладывая широкие пешеходные бульвары, площади с учетом городских праздников и активностей. Так, например, в районе «Скандинавия», построенном ГК «А101», в июле этого года открылась площадь Туве Янсон с городской скульптурой — муми-троллями и памятником самой писательнице. Площадь изначально задумана как место для общения жителей, здесь проходят самые различные мероприятия, от ярмарок до спектаклей.

Фото ГК «А101»

Пешком по городу

Еще один тренд развития мегаполисов — возврат к парадигме «город для пешехода». Многие годы и даже десятилетия вектор развития мегаполисов был направлен в сторону создания удобств для автомобилистов, и только недавно произошел поворот. 

«Сетка улиц и кварталов делалась максимально удобной для передвижения транспорта, дороги расширялись, а тротуары и зеленые насаждения сокращались», — рассказывает глава архитектурного бюро IQ Эрик Валеев. Однако в последние годы стало очевидно, что механистическое увеличение пропускной способности транспортных коридоров в ущерб общественным пространствам — путь в никуда. В погоне за мнимым комфортом логистики, красиво смотрящимся на бумаге, в реальности улицы городов стали превращаться в безжизненные загрязненные шоссе. Общемировой тренд по возвращению приоритета пешеходу, велосипеду, активации общественного транспорта, в том числе электрического, позволил освободить место под общественную рекреацию, без которой комфортным город быть не может. «В ближайшее время урбанисты продолжат полировать эту концепцию и искать оптимальный баланс между логистикой и комфортом», — уверен Эрик Валеев.

Модные течения

Водные пространства, а точнее общественные пространства с выходом к воде, сегодня на пике моды. «Водоемы и набережные стали одним из ключевых звеньев в цепочке мероприятий по созданию новой качественной городской среды. Кроме того, разнообразие общественных пространств, которые можно организовать в таких местах, сложно переоценить», — говорит глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева. 

Тренд на взаимодействие с этим ценным и разнообразным пространственным ресурсом набирает обороты, город буквально преображается. Среди удачных примеров архитекторы называют развитие Крымской набережной в Москве, набережной озера Кабан в Казани, благоустройство набережной в Туле. «Благоустройство набережных в Чебоксарах, Казани, Екатеринбурге, Калининграде и других городах показывает, что за пределами Москвы и Санкт-Петербурга общество постепенно отходит от устаревших паттернов работы с городскими территориями», — отмечает Александр Стариков.

Примером может служить и Новая Москва, где ГК «А101» благоустроила набережные местных небольших водоемов, сделав из них точки притяжения жителей. Оборудованы детские площадки, площадки для work-out. Рядом на первых этажах расположены кафе, что обеспечивает синергию. В результате достигнут важный эффект — жители города воспринимают этот участок органично в городской ткани, он востребован. А это главный критерий успешности общественного пространства, считает Алена Панфилова-Корсакова. 

Фото ГК «А101»

Командная игра

Еще одна важная часть жизни современных горожан — спорт. «Среди жителей мегаполисов мы наблюдаем четкий тренд на ведение здорового и спортивного образа жизни, что отражается на наполнении общественных пространств. Если еще совсем недавно типовые спортивные площадки не отличались оригинальностью, то теперь жителя Москвы уже сложно удивить местами для занятий йогой, бегом, наличием широких велодорожек, рамп для скейтов и других снарядов для спортивных активностей. Эта тенденция в формировании локальных общественных пространств в ближайшее время будет только усиливаться», — комментирует Александр Стариков.

Для жителей отдаленных от центра районов занятие спортом — это не только здоровье и хорошая физическая форма, но и общение. Не зря ведь в мире существуют закрытые гольф- или яхт-клубы, где под свист клюшки или шелест паруса решаются важные дела. 

В спортивной инфраструктуре ГК «А101» гольфа пока нет, но что мешает дружить с соседом в фитнес-зале? Особенно если вы интересуетесь каким-то отдельным видом спорта. На первых этажах жилых домов ГК «А101» размещаются фитнес-пойнты. Их отличие в специализации. Будь то силовые тренировки или балет, в сравнительно небольшом фитнес-пойнте тренеры помогут достичь полупрофессионального уровня.  

Для чуть более «шумных» занятий предусмотрены площадки на улице. Например, скейт-парк, созданный профессиональными скейтерами и предусматривающий разный уровень мастерства. Так скейт-парк становится не просто местом для тренировок и оттачивания навыков, но и точкой притяжения жителей, в первую очередь молодежи. 

Возможность комплексного развития большой территории позволяет реализовывать и проекты городского масштаба. Ярким примером станет спортивно-событийный кластер «Прокшино», где можно будет заниматься примерно 30 видами спорта. 

Его якорными объектами станут всесезонный курорт с горнолыжным склоном, аквакурорт с бассейнами, водными аттракционами, дайвинг-центром и флоу-райдерами для серферов. 

Фото ГК «А101»

Возможности для самореализации 

Широкое наполнение инфраструктуры ГК «А101» считает основой для дальнейшего развития городской среды. В жилом районе «Прокшино», например, на участке 3,5 га появятся городская площадь, примыкающая к набережной, детский сад и общественный центр, который станет одной из ключевых точек притяжения за счет дополнительных возможностей для общения, саморазвития, проведения районных и тематических мероприятий. Чтобы центр удовлетворял всем лучшим тенденциям и урбанистическим трендам, ГК «А101» и Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы провели конкурс на разработку лучшей архитектурной концепции.

В первом этапе приняли участие 25 архитектурных бюро, а в финал вышли семь: консорциум двух архитектурных бюро — IND architects и DO buro, CITIZENSTUDIO+TA.R.I, BACE (Blank Architects + Clancy Engineering), SA lab, «Практика», «Хвоя» и AD hoc.

Ключевой особенностью концепции победителя, консорциум двух архитектурных бюро — IND architects и DO buro, стала функциональная синергия города и природы. Здания общественного центра и детского сада соразмерны человеку и будущей окружающей застройке, при этом они формируют каркас публичных пространств на городской площади в самом центре района. 

В рамках объекта разместятся детская гостиная, концертный зал, библиотека, ресторан, фруктовый сад, отведено место под уличные вернисажи и ярмарки выходного дня, крытые террасы. Развитая система навесов и террас связывает общественный центр с окружающим пространством. Первый этаж центра просматривается с любой точки городской площади и вызывает у жителей района чувство сопричастности к жизни района.

Детский «сад-деревня» максимально органично вписан в местный сложный рельеф, но таким образом архитекторам удалось создать новый игровой ландшафт. На территории детского сада появятся несколько игровых площадок со склоном, мягкая детская и летние игровые площадки. По выходным дням на территории «сада-деревни» будут проходить кружковые занятия, мастер-классы для всех жителей района.

В районе запланирован и еще один мультиобъект — бизнес-квартал «Прокшино», который выполняет одновременно деловую, торговую, сервисную и рекреационную функции. Сейчас ведется строительство его  первой очереди, сдача объекта запланирована уже на 2023 год.

Бизнес-квартал даст городу 16 000 новых рабочих мест, часть которых, несомненно, достанется «местным» — жителям Новой Москвы и районов, построенных здесь ГК «А101». Это как раз соответствует еще одному актуальному тренду для мегаполисов во всем мире — курсу на полицентричность. Но для местных жителей здесь предусмотрено куда больше функций, опять-таки в соответствии с трендом на многофункциональность. В бизнес-квартале также появятся коворкинги, фитнес-объекты, локальный торговый центр. Между зданиями обустроят городской частично крытый променад — общественное пространство не только для встреч, но и для совместных хобби или даже творчества. Поэтому часть торгово-сервисных объектов на первых этажах (они тут тоже будут) девелопер хочет превратить в хобби-центры, творческие и художественные студии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+