К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Восточный акцент: как и зачем Москва привлекает туристов из ближневосточных стран

Фото пресс-служба Мостуризм
Фото пресс-служба Мостуризм
Может ли заинтересовать арабских туристов такой северный и непохожий на восточные города мегаполис, как Москва? Факты говорят, что да. Программы сотрудничества с компаниями из стран Ближнего Востока, которые развивает Мостуризм, открывают новые перспективы для столичного турбизнеса. Рассказываем, как они организованы и какие результаты приносят.

За первые девять месяцев 2022 года российскую столицу посетили свыше 100 000 деловых туристов из стран Ближнего Востока. На первый взгляд, не так уж много. Однако, по данным британской исследовательской компании Euromonitor International, ближневосточные туристы — в целом, одни из самых щедрых в мире. Так, в 2021 году средняя величина расходов на поездку в Россию туриста из Саудовской Аравии составила $1067 (~ 64 800 рублей по курсу ЦБ РФ от 29.11.2022), из Катара — $2000 (~ 121 000 рублей по курсу ЦБ РФ от 29.11.2022), из ОАЭ — $2286 (~138 800 рублей по курсу ЦБ РФ от 29.11.2022). Большинство ближневосточных туристов путешествуют с семьями, предпочитают отдельные поездки, а не групповые, и персональные программы, а не типовые. Они хотят познавать новое, ценят необычность, люксовость и требовательны к качеству инфраструктуры.

«Экономике города необходим международный туризм, поэтому сейчас мы активно работаем над тем, чтобы развивать перспективные рынки, привлекая гостей из самых разных точек мира, — объясняет Булат Нурмуханов, начальник Управления международного взаимодействия Комитета по туризму города Москвы. — И в этом смысле Ближний Восток является одним из наиболее перспективных направлений».

Перемена мнений

«Приехав в Москву, я испытал приятный культурный шок, почувствовав дыхание истории, присутствующее практически везде: в ресторанах, в парках, на улицах, в отелях», — делится впечатлениями Мухаммед Мотаз, глава корпоративных операций агентства Fursan Travel из Саудовской Аравии. Он побывал в российской столице в сентябре как участник фам-трипа — ознакомительной поездки, организованной Мостуризмом для представителей туриндустрии из Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и Кувейта. Помимо презентации туристического потенциала столицы, для них провели B2B-сессию, вместившую около 400 блиц-переговоров. Многие бизнес-гости признались, что еще недавно считали российскую столицу неподходящим местом для организации туров зимой. Но, узнав о масштабных празднованиях Нового года, рождественских ярмарках и фестивалях, катании на коньках, лыжных прогулках и других развлечениях, изменили свое мнение. 

В Мостуризме отмечают растущий в последние годы интерес со стороны ближневосточных туристов. К примеру, в 2021 году столицу посетили свыше 27 000 граждан ОАЭ — в полтора раза больше, чем в доковидном 2019-м. «Москва прекрасно готова к приему гостей из стран Ближнего Востока», — считает Хальдун Салман, генеральный менеджер компании Fujeirah Holidays из Объединенных Арабских Эмиратов. С ним согласен Баладжи Рамгопал, главный операционный директор Al Arif Sons Travel (также из ОАЭ): «Такой уровень гостеприимства и сервисов, который предлагают московские компании в сфере туризма, нужно демонстрировать всем и гордиться этим». По словам господина Рамгопала, у агентства уже есть хороший туристический трафик в Россию, и главные направления — это Москва и Санкт-Петербург. Причем поток и семейного, и делового туризма мог бы быть выше. 

На долю деловых поездок, по данным Euromonitor, в 2021 году пришлось менее четверти всего въездного турпотока в Россию. Но средний чек делового иностранного туриста примерно вдвое выше, чем у обычного. И что особенно важно: около 40% корпоративных туристов впоследствии приезжают с семьей или друзьями туда, где побывали в командировке, на конференции или другом деловом мероприятии. 

Участники сентябрьского фам-трипа говорили, что цель их визита — оценить привлекательность Москвы для путешествий и узнать необходимое для продвижения среди своих клиентов. «Сперва Москва показывает нам себя и свои предложения. А мы в свою очередь поддержим Москву из дома и будем делиться с нашими клиентами самой актуальной информацией, — делится планами Султан Аль-Дхафири, генеральный менеджер компании Ojeen Travel Sister Company Amadues из Кувейта. — До того как приехать сюда, я воспринимал Россию по образам из голливудских фильмов: небезопасная обстановка, мафия, холод. На самом же деле это большая ошибка. После корпоративных туров участники могут возвращаться сюда с семьями и отлично проводить время, как на отдыхе».

Фото пресс-служба Мостуризм

Встречный интерес

Развивать сотрудничество с Ближним Востоком Мостуризм начал не вчера. В условиях пандемии был запущен новый формат коммуникаций — цифровые роуд-шоу, на которых общаются представители туриндустрий. Со снятием ограничений эти встречи перевели в офлайн. Каждое роуд-шоу состояло из трех секций: презентации туристического потенциала Москвы, выступлений экспертов и 15-минутных переговоров между представителями зарубежной и московской туротрасли. Общение в режиме speed dating позволяло российским участникам проводить большое число встреч, показать основные достоинства своих предложений, получить обратную связь и договориться о дальнейшем взаимодействии.

Первое цифровое роуд-шоу прошло в июне 2020 года — более 170 встреч, несмотря на туманные перспективы для отрасли. Следующее состоялось в августе 2021 года — почти 700 встреч с участием шести стран Персидского залива. В январе 2022 года уже в офлайн-режиме москвичи в ОАЭ рассказали о себе и узнали о запросах арабских коллег на 782 встречах за два дня. Результаты же роуд-шоу с 16 по 19 октября в Эмиратах и Саудовской Аравии превзошли все ожидания. В Мостуризме предполагали, что в Дубае, Абу-Даби и Эр-Рияде состоится 900 встреч, в итоге же их количество превысило 1440.

«Для эффективного привлечения иностранного туриста нужна планомерная работа с бизнес-сообществом — как московским, так и зарубежным, — рассказывает Булат Нурмуханов. — Комитет по туризму города Москвы видит свою задачу в том, чтобы выступать проводником для взаимодействия между московскими и зарубежными туристическими компаниями. И мы искренне хотим, чтобы это взаимодействие приносило видимые результаты».

Компания Rusmice с самого начала участвовала в роуд-шоу Мостуризма по ближневосточному направлению. «Благодаря возможности пообщаться хоть и не лично, но все же онлайн нам удалось получить целый ряд потенциальных партнеров из разных стран Персидского залива, — отмечает ее гендиректор Наталья Аникеева. — С двадцатью мы уже успели посотрудничать, и очень активно — летом 2021 года, оказывая помощь в размещении и предоставлении наземного обслуживания семьям и группам из ОАЭ и Катара. С этими же партнерами будем взаимодействовать и в дальнейшем». Rusmice — один из крупнейших игроков на российском рынке DMC-услуг (подготовка и менеджмент всех видов корпоративных поездок и мероприятий). Очное роуд-шоу в январе 2022 года принесло компании сразу семь контрактов с крупными туроператорами Арабских Эмиратов. После фам-трипа Rusmice получила еще несколько запросов и сейчас ведет активные переговоры. Последнее роуд-шоу тоже дало перспективные наработки.

Фото пресс-служба Мостуризм

Инициатива окупаема

Высокий интерес туроператоров Ближнего Востока к российской столице показывает статистика мероприятий Мостуризма. На роуд-шоу 2021 года зарегистрировались 290 компаний из ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Катара и Омана (из них на тот момент менее трети уже продавали туры в Москву). В итоге москвичи заключили несколько десятков коммерческих соглашений. В частности, одна из столичных компаний организовала поездки для 150 арабских туристов, заработав 25 млн рублей.

«Сегодняшние В2В-встречи — это завтрашние туристы, — убеждена Юлия Сюндюкова, руководитель международных проектов АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства города Москвы». — Наша основная задача — дать московскому бизнесу завести полезные связи». Как и в любом бизнесе, эти контакты могут сработать уже через месяц, а могут — через год, в зависимости от планов потенциального партнера. Один из участников сентябрьского фам-трипа участвовал в цифровом роуд-шоу летом 2021 года и очном — в январе 2022-го. После этого цикла встреч он решил начать сотрудничество и в конце октября привез в Москву первую группу туристов».

Мостуризм внимательно относится к отбору российских участников встреч и настроен поддерживать инициативных. «Мы проводим анкетирование, опросы: какие рынки для отрасли приоритетны, какие турпродукты разрабатываются, — рассказывает Юлия Сюндюкова. — Безусловно, отдаем предпочтение тем, у кого сайты уже переведены на арабский язык и есть маркетинговая стратегия по данному региону. Но если нет, то не беда: давайте созвонимся, обсудим, какие у вас проблемы, барьеры, что вам мешает или что нужно сделать, чтобы вы задумались о работе с данным регионом. Мы видим, что компании готовы тратить свои деньги на деловые поездки, поскольку понимают, что они возвращаются».

«Во время совместной с Мостуризмом рабочей поездки в ОАЭ я вновь убедилась в безграничном потенциале региона, — комментирует Оксана Масюкова, генеральный менеджер отеля «Арарат Парк Хаятт Москва». — На роуд-шоу посчастливилось познакомиться с большим количеством новых тревел-агентов и повидаться с теми, кто уже не единожды делал бронирования. Нет сомнения: арабские туристы заинтересованы в Москве как в туристическом направлении».

Взаимодействуя с Мостуризмом, бизнес получает бесплатный доступ к его организаторским ресурсам. А с этого года может рассчитывать еще и на софинансирование. С июня по сентябрь в Москве проводилась программа поддержки мероприятий в сфере делового и молодежного туризма. Обязательные условия включали: длительность — не менее двух дней и с экскурсионной программой по столице, число участников — не менее 100, из них минимум 20% нужно разместить в московских гостиницах. Экспертная комиссия получила 162 заявки на сумму 402 млн рублей (гранты выдаются по завершении мероприятия как компенсация затрат). Грантовую программу планируется продолжить в 2023 году.

* Информационная поддержка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости