Пересборка реальности: в кафе «Aвито Бизнес 360» на ПМЭФ обсудили вызовы бизнеса
Эффектный павильон правильной круглой формы, собранный из алюминиевых ферм и словно парящий над асфальтом, — так на ПМЭФ-2025 выглядел стенд «Авито». Он стал яркой архитектурной конструкцией форума, причем не только снаружи. Внутри гостей ждало смело организованное пространство: зоны кафе, зрительный зал и небольшая сцена.
Круглая форма павильона и максимально открытая территория — прямая отсылка к названию платформы «Авито Бизнес 360». Пространства, которое стремится предоставлять полный спектр решений клиентам из малого и среднего бизнеса.
«Авито» решили уйти от стандартной практики проведения сессий и заседаний. Общение «освободили» от привычных рамок, дав гостям возможность обсудить актуальные для малого бизнеса темы в самой непринужденной обстановке. Для создания таковой на платформе «Авито Бизнес 360» приобрели и оборудование, и удобную мебель под брендом Eburet.
В зоне кафе представили продукцию партнеров «Авито» — за чай и проведение чайных церемоний отвечала Art of Tea, кофе собственной обжарки предоставила петербургская компания Most Coffee Roasters, а под брендом Biotok предлагался целый ассортимент злаковых батончиков. Необычно выглядел и раздел прохладительных напитков: так, бренд ЭКОНАД привез лимонады на основе молочной сыворотки с купажами полезных трав и, само собой, без сахара. Свои органические освежающие лимонады представил и бренд Lapochka.
Именно так, за чашкой чая или кофе, в формате живого общения, в течение четырех дней ПМЭФ и проходили паблик-токи. О проблемах малого бизнеса и путях их решения в зоне кафе поговорили в первый же день форума.
От проблем к стимулу: как расти малому бизнесу
Модератор паблик-тока про старт и развитие бизнеса Илья Дудковский, директор направления «Aвито Бизнес 360», отметил, что предпринимательство становится все более популярным. Так, за последний год в России было зарегистрировано свыше 1 млн новых предпринимателей, не включая самозанятых. «Общая численность людей, занятых в секторе МСП, составила почти 29,5 млн человек, или 39% от общего числа работающего населения страны, — отметил Илья Дудковский. — Есть, однако, и сложившаяся ситуация: доля МСП в ВВП страны уже несколько лет не растет, колеблясь в пределах 20%. Потенциально МСП — это драйвер роста экономики».
Гости кафе «Авито Бизнес 360», представляющие как раз малый и средний бизнес, активно включились в обсуждение и назвали основные факторы, влияющие на развитие предпринимательства в России.
Например, Павел Крупин, ресторатор и серийный предприниматель, основатель федеральной стритфуд-сети «Vлаваше», отметил, что сейчас на рынке скорость является одним из важнейших элементов удержания позиций. Это касается как работы персонала, обслуживания клиентов, так и производственных мощностей, вывода новых позиций. Но при этом важно не потерять в качестве и остаться в плюсе.
«Раньше говорили: «Семь раз отмерь и один отрежь». А сейчас нужно и мерить, и резать одновременно. Нужно быстро проверять гипотезы, не надо долго собирать бизнес-план. Пока мы говорим о гипотезах, рынок меняется, и вам нужно успевать за этими изменениями».
А Сергей Субботин, маркетинг-директор «Билайн бизнеса», поделился статистикой, что микропредприниматели не слишком активно используют каналы продвижения. Треть из них вообще не тратят деньги на привлечение клиентов, а еще 40% задействуют только соцсети и платформы объявлений и маркетплейсы.
Впрочем, несмотря на возникающие сложности, предприниматели готовы демонстрировать позитивный настрой и искать пути решения проблем. В частности, обсуждались инструменты работы с аудиторией, доступные малому бизнесу, механики привлечения молодежи на работу, площадки, где лучше всего искать линейный персонал, как, например, «Авито».
Много говорилось о том, что современный мир требует от предпринимателей совершенно других скоростей при принятии решений. «Быстрый сейчас часто побеждает умного. Нужно учиться сокращать этапы исследований и проверки предположений и максимально ускорять вывод новых продуктов», — уверен Сергей Субботин.
Антонио Фреза, ресторатор и основатель Fresa’s Restaurant Group, тоже дал емкий совет: «В бизнесе надо заниматься тем, что ты знаешь. Не стоит распыляться на новые проекты, лучше сосредоточиться и растить один».
Правильно «поставленные» стулья: женщины в бизнесе
Тема женского предпринимательства стала одной из наиболее животрепещущих в расписании программы «Авито Кафе». Этап, когда многие женщины останавливались в своем карьерном пути по причине неуверенности в том, что способны занять свое место в бизнесе, уже, кажется, позади. Что, впрочем, совсем не означает, что те проблемы, с которыми имеют дело деловые женщины, решены. Именно такие — самые актуальные проблемы — и обсудили во второй день форума в стенах «Авито Кафе».
Стартовал разговор с анализа статистики от «Авито» — ведь множество женщин начинают сегодня свой бизнес в онлайне. Самый популярный возраст среди женщин для старта бизнеса — от 18 до 34 лет, а 39% предпринимательниц не побоялись начать свое дело без стартового капитала. «У нас много историй, когда изначально девушки начинали как частные продавцы — продавали личные вещи, а далее постепенно становились настоящими предпринимательницами», — отметила Тамара Квиркелия, руководитель по привлечению новых продавцов в «Авито». Она же поделилась результатами внутреннего исследования, проведенного среди молодых предпринимательниц совместно с «Опорой России».
Так, оказалось, что:
- 44% опрошенных главным барьером считают финансовые риски, сопровождающие старт бизнеса.
- 38% отмечают нехватку знаний и опыта.
- Для 13% препятствием является высокая конкуренция.
- Бюрократия мешает 3%.
Озвучила Тамара Квиркелия и любопытное наблюдение: согласно гендерному составу пользователей, «Авито» сегодня во многом является площадкой женской.
Что характерно для женщин-предпринимателей, сталкиваются ли они с какими-либо гендерными проблемами? И почему в среднем в стране предпринимателей больше среди мужчин?
«Женщине приходится вести себя жестче, но надо помнить, что в бизнесе все люди равны. Женщины даже имеют своего рода преимущество: они воспитывают детей. А любой бизнес — это как ребенок, только вырастить компанию проще, чем человека», — считает Оксана Любивая, амбассадор женского предпринимательства, создатель и генеральный директор ProStore by Lubivaya.
«Принято, что у женщин немного сценариев развития: обычно это выйти замуж, родить детей и так далее. А если женщина вдруг выбирает карьеру и предпринимательство, она начинает считать, что теряет семью», — отметила Мария Лапук, основатель PR-агентства Vinci Agency.
Данными еще одного опроса — среди продавцов маркетплейсов — поделилась и модератор беседы Евгения Черницкая, председатель Федерального общества сетевой торговли, председатель и исполнительный директор АУРЭК.
О чем говорят мужчины:
Так, мужчины, работающие на маркетплейсах, испытывают стресс чаще — 65% против 42% у женщин.
Основные источники напряжения для них — конкуренция и демпинг (55%).
Социальное давление, связанное с необходимостью постоянного роста, — 49%.
Чего хотят женщины:
Женщины справляются со стрессом эффективнее:
63% обсуждают проблемы с окружением.
57% систематизируют задачи.
74% сохраняют спокойствие(против 52% мужчин).
Эта устойчивость отражается на уверенности в будущем бизнеса — 68% женщин уверены в успехе против 54% мужчин.
«Женщины могут все: воспитывать детей, строить карьеры, управлять бизнесом. Мы буквально способны усидеть на двух стульях, главное — их правильно поставить», — подытожила Люси Пылаева, телеведущая, актриса, модный эксперт и блогер.
Однако «поставить» стулья правильно не так-то просто — активно работающим женщинам необходима еще большая поддержка со стороны общества и государства. Так, Анна Трубицына, сопредседатель общественной организации АУРЭК по вопросам ПВЗ (пунктов выдачи заказов), отметила, что индивидуальные предпринимательницы по закону не имеют права оформлять больничный по уходу за ребенком, не могут рассчитывать и на помощь с предоставлением мест в детских садах.
К финалу мероприятия в кафе уже не осталось свободных столиков, и в качестве активных слушателей было замечено немало мужчин. Итог был единодушен: с тем, что женщины демонстрируют выдающиеся успехи в бизнесе, согласились все присутствующие.
«Женщины видят широкоспекторно и проигрывают различные сценарии. Это очень хорошо нам помогает и в бизнесе, и в материнстве. А многозадачность помогает нам делать абсолютно все», — подытожила Анна Трубицына.
Конкурентное поле: почему ИИ изменит предпринимательство
Третий день ПМЭФ открылся в кафе «Авито Бизнес 360» очередной актуальной бизнес-повесткой, облаченной в довольно красивую метафору. «Гадаем по данным, а не по звездам» — под таким «девизом» участники дискутировали на одну из самых волнующих предпринимателей тему — прогноз спроса на «Авито» и перспективные онлайн-бизнес-ниши.
Основными трендами, которые сейчас определяют развитие онлайн-торговли, участники назвали высокую чувствительность к цене, желание делать покупки максимально быстро и удобно, недостаток свободного времени у покупателя, желание инвестировать в себя и свое развитие.
В отдельную ветку дискуссии вынесли и уровень развития онлайн-продаж в России. «За последние пять лет мы стали одним из лидеров этого сегмента, уступая, возможно, только Китаю», — считает Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитики». С одной стороны, по его словам, это дает огромные возможности за счет развитой в России логистики и цифровых платформ, с другой — приводит к новому серьезному витку конкуренции в борьбе за внимание потребителя.
Представитель «Авито» призвал предпринимателей оценивать, что конкретно в товарах должно привлекать потребителей. «Сначала понять, в какой нише вы будете играть. Второе — за счет чего планируете привлекать клиента? В чем заключается УТП?» — обращался к аудитории Алексей Гевлич, директор бизнес-направления «Лайфстайл» («Образ жизни») в «Авито». Этой цели можно достигнуть за счет цены, развитых финансовых сервисов и работы с клиентами.
«Я не верю в развитие бизнеса исключительно в рамках ценовой политики, потому что всегда найдется та, что дешевле, — возразила Светлана Соколова, совладелец маркетингового агентства MyGribs. — Но я верю в работу на уровне смыслов, потому что тогда ты оказываешься за пределами конкурентного поля. И 76% потребителей с большей вероятностью купят продукт тех брендов, с которыми они имеют эмоциональную связь».
Тему формирования уникального предложения для каждого покупателя и роли ИИ в этом процессе продолжил Алексей Гевлич: «Клиента надо вдохновить на покупку: он пришел, но что ему надо, он не знает. Платформа ровно для того и нужна — чтобы дать совет. Так, в нашем проекте «Мой гардероб» работают алгоритмы ИИ, способные очень точно, в зависимости от предпочтений, подобрать одежду». По мнению Гевлича, подобные сервисы на основе ИИ скоро станут обязательным стандартом для успешных продаж.
«Платформам нужно быть готовыми создавать универсальные инструменты с такими сервисами для малого бизнеса, а предпринимателям — срочно учиться работать с ИИ».
До официального закрытия форума оставалось меньше дня, а пространство «Авито Бизнес 360» продолжало наполняться гостями: слушали обсуждение очередной темы, активно включались в дискуссию, зачастую вступая в спор с другими участниками. Или просто заходили на чашечку кофе. Формат «беседы в кафе», предложенный «Авито», похоже, не только удовлетворил самые разнообразные запросы своих посетителей, но и сделал вещи не менее важные: принес свежие эмоции, оставил впечатление, дал новые стимулы для работы. А что, как не это, движет предпринимательством?
