Ольга Орденова, бизнес-клуб «Кибердома»: «Объединяем экспертов кибербеза и бизнес»

— Зачем «Кибердом» открыл бизнес-клуб?
— Если честно, комьюнити появилось естественным образом. Мы начали с системы статусов для доступа в закрытое пространство «Кибердома» и серии встреч для резидентов. Так регулярные встречи с фокусом на кибербезопасности буквально за год сформировали сообщество. Причем среди активных резидентов оказались не только профессионалы, но и предприниматели, не связанные с индустрией. Такой микс стал нашей отличительной чертой.
— Как в IT-комьюнити оказались далекие от отрасли предприниматели? Много ли их в клубе?
— Миссия «Кибердома» — сделать кибербезопасность понятной широкому кругу бизнесменов, предпринимателей, бизнеса и общества. На наши мероприятия приходит много владельцев малого и среднего бизнеса, чтобы разобраться в теме, приходят и руководители бизнес-направлений из крупного бизнеса. Некоторые вступают в клуб. Они составляют около четверти наших резидентов.
Еще четверть — предприниматели в сфере кибербезопасности и технологий, которые разрабатывают продукты и решения в этой сфере.
Основная группа — руководители кибербез и IT-направлений, то есть CISO и CIO банков, финтех-корпораций, маркетплейсов, телеком-операторов, промышленных предприятий, которые решают ежедневные задачи по киберзащите своих компаний. У некоторых цель — вывести кибербезопасность на уровень стратегии бизнеса. Для каждой группы мы составляем свою повестку.
— Чем отличаются потребности разных членов клуба?
— Предпринимателям, которые только приблизились к теме информационной безопасности бизнеса, интересны просветительские встречи, а иногда они приходят к экспертам внутри клуба с конкретными задачами. Недавно, например, на одной из встреч, резиденты-эксперты в кибербезопасности разработали для резидента, который только погружался в тему, план создания отдела информационной безопасности с нуля.
IT-предприниматели рассматривают «Кибердом» прежде всего как место, где можно провести встречи с командами и партнерами. То есть они в буквальном смысле делают у нас бизнес. И мы проводим совместные мероприятия, где они рассказывают о своих разработках. Например, на одной из встреч обсуждали облачные технологии. Спикеры обычно приглашают на них клиентов и партнеров для нетворкинга. Так, встреча по выстраиванию диалога между кибербез-специалистами и бизнесом собрала около 70 человек.
Среди кибербез- и IT-директоров спросом пользуются мероприятия, где можно прокачать гибкие навыки. Чаще всего они выбирают тренинги по ораторскому мастерству и по управлению командой.
— А какие профессиональные темы востребованы у кибербез-директоров?
— Многие из них инициируют мероприятия под свои задачи. Весной у нас была встреча, где представители телеком-компаний пригласили коллег из других индустрий на круглый стол по security awareness, то есть повышению осведомленности сотрудников компаний в вопросах безопасности. Получился кросс-функциональный обмен опытом между 25 руководителями профильного направления в решении конкретных задач: как уменьшить количество утечек через сотрудников, как донести до акционеров эффективность вложений в тренинги по повышению киберграмотности.
Еще один резидент захотел внутри клуба разобрать атаки на цепочки поставок. Мы собрали аналитику, пригласили внешних экспертов и в итоге провели очень живую дискуссию в формате бизнес-завтрака.
Внутри клуба сформировались в том числе отраслевые сообщества для обмена опытом в финтехе, банковской сфере, телекоме, промышленности, ретейле и e-com. Получились такие «клубы внутри клуба». Каждое такое узкое сообщество проводит ежеквартальные встречи, чтобы обсудить, что происходит в индустрии и как решать насущные проблемы. Мы же стараемся быть для них безопасным местом, где в доверительной атмосфере можно открыто обсуждать любые вопросы.
— Что вы делаете для общего нетворкинга?
— Два наших главных мероприятия — летний слет и Новый год в клубе. Цель слета — дать возможность ближе пообщаться постоянным и новым резидентам, их гостям. В этом году он прошел на нашей террасе в формате уличной ярмарки со станциями развлечений, живой музыкой и интерактивной подачей еды, собрав порядка 150 человек.
Новый год — более официальное мероприятие, где мы подводим итоги года и отмечаем инициативы самых активных резидентов. В 2024 году наши амбассадоры вручали награды в шести номинациях, в том числе за «Социальную инициативу», «Бизнес-активность», «Популяризацию кибербезопасности в социальных медиа».
Между этими крупными событиями мы проводим и другие — почти каждую неделю собираем встречи в разных форматах. Играем в стратегические игры, например в го, которая обучает актуальной для рынка кибербезопасности стратегии win-win. К 8 Марта мы проводили встречу Lady’s Night, посвященную женскому пути в IT-индустрии. Бывают просто уютные вечера или дегустации с мастер-классами, куда резиденты могут прийти с близкими.
— Сколько же у вас всего резидентов? Как вы организуете коммуникацию с ними?
— Бизнес-клуб — живой организм. Сейчас более 350 резидентов, но их число постоянно растет. Чуть меньше половины имеют лишь доступ в наше пространство и на открытые мероприятия по корпоративному тарифу, который компании берут на целые отделы. Более 180 резидентов пользуются тарифом для профессионалов с возможностью посещать встречи с экспертной повесткой и доступом к закрытому чату клуба.
Для анонса мероприятий у нас есть приложение, закрытый чат и ежемесячный новостной дайджест. На закрытые профильные мероприятия комьюнити-менеджер приглашает резидентов в личной переписке. Старший комьюнити-менеджер организует экспертные мероприятия, закрытые отраслевые встречи и помогает резидентам реализовать их инициативы. И это не всегда клубные проекты. Так, для резидента, компания которого ежегодно проводит большое исследование рынка труда в сфере IT, в 2025 году мы готовили блок по кибербезопасности. Еще одному резиденту помогли с популяризацией бесплатного онлайн-курса по киберграмотности для детей.
После каждого мероприятия мы собираем обратную связь и ежеквартально проводим глубинные интервью, чтобы узнать, что резидентам нравится и чего не хватает. При вступлении в клуб мы проводим ознакомительную онбординг-встречу и выстраиваем индивидуальный план развития. А к концу резидентского года снова опрашиваем. Все это влияет на нашу повестку.
— Что помогает вам формировать сообщество единомышленников?
— При вступлении в клуб у нас обязательна адмиссия. Потенциальный резидент встречается со мной или коллегой, которая занимается развитием клуба. Мы рассказываем о возможностях клуба и расспрашиваем о его ожиданиях, чтобы предложить подходящий тариф. Мы можем отказать, если его ценности нам не близки, например он хочет проводить эзотерические или политические мероприятия. Это не наш профиль.
Сейчас мы заинтересованы в притоке предпринимателей — инициативных людей, которые очень оживляют сообщество. Для стартапов из IT и кибербез «Кибердом» проводит мероприятия по развитию бизнеса, в том числе на международных рынках, и организовывает встречи с инвесторами. А для привлечения бизнесменов, которые делают первые шаги в кибербезопасности, в июле мы запустили специальный проект CyberLink для представителей малого и среднего бизнеса. В течение месяца участники закрытой онлайн-группы будут получать небольшие инсайты в области кибербезопасности. В августе мы проведем очную встречу в формате просветительской конференции: дадим полезный контент, чек-листы по внедрению лучших практик. Все, что может позволить себе малый и средний бизнес, к сожалению, пока обделенный вниманием со стороны кибербез-компаний, которые сконцентрировались на защите крупного бизнеса.
— Где вы обычно ищете потенциальных единомышленников?
— У нас достаточно большое сообщество, и мы с ним работаем. Ведь люди приходят в «Кибердом» на конференции и фестивали по кибербезопасности, на демодни для студентов и бизнеса, оформляют гостевой месяц в бизнес-клубе или полугодовой статус «друга» для IT-специалистов. Попасть внутрь можно только после регистрации в приложении, и сейчас у него порядка 7000 пользователей. Мы проводим воркшопы и лекции по киберграмотности на внешних мероприятиях, после чего люди, которым интересно начать разбираться в этой теме, приходят к нам в «Кибердом» за новыми знаниями и нужными связями.
— У «Кибердома» есть виртуальная среда для тренингов и исследований в области кибербезопасности. Пользуются ли ею резиденты?
— Да, сердце «Кибердома» — наш киберполигон, которым резиденты могут пользоваться без ограничений. Например, пройти короткую игру-гид по хакерским атакам. В игре заложены сценарии для разных индустрий, от нефтегазовой до космической. Игрок сталкивается с конкретной историей, например взломом банковской инфраструктуры или диспетчерской крупного транспортного узла. И в процессе видит, какие технологии можно использовать для защиты.
На киберполигоне проходят и корпоративные тренинги специалистов, и соревнования для студентов профильных вузов. Тут также можно создать модель для проверки кибербезопасности бизнеса резидента.
Виртуальная среда у нас также появилась — запустили в этом году метавселенную и теперь расширяем наш географический охват, ведь в виртуальный «Кибердом» может прийти любой желающий, где бы он ни находился.
— Вы упомянули, что резиденты занимаются социальными проектами. Они тоже связаны с кибербезопасностью?
— Да, резиденты участвуют в социальных проектах «Кибердома». Например, на демоднях для школьников из профильных классов специалисты по кибербезопасности рассказывают о своей работе. А во время каникул проводят практикумы для детей, чтобы они понимали, какие киберугрозы есть в интернете, и не совершали грубых ошибок.
Бизнес-клубу важно просветительское направление, поскольку вместе с «Кибердомом» мы хотим добиться, чтобы кибербезопасность стала неотъемлемой частью бизнеса. Эта тема уже звучит на главных бизнес-форумах страны, и мы намерены продвигать ее дальше. В клуб входят ключевые эксперты сферы, готовые выступать на разных площадках и привлекать к своей теме общество в самом широком смысле, в том числе повышать привлекательность профессии у молодежи.
— Как планируете развивать сообщество?
— К концу 2025 года есть план вырасти до 500 резидентов в клубе, а в следующем — до 700 осознанно идущих к нам развиваться. Это важно для индустрии, прогресс которой невозможен без обмена опытом, в том числе на международном уровне. В 2025 году мы открыли у себя внутри клуб для резидентов, которые выходят на международные рынки. И мы уже провели три встречи по разным регионам мира, привлекая к ним и внешних экспертов.
На мой взгляд, внедрение лучших практик кибербезопасности важно для всех нас — потребителей товаров и услуг. Нам всем хочется, чтобы наши данные как клиентов хранились в безопасности, а компаниям хочется не терять миллионы из-за атак или невнимательности сотрудников. Это достижимая цель, если повышать грамотность людей и объяснять бизнесу, зачем выделять человеческие и финансовые ресурсы на киберзащиту.
1CISO, от Chief Information Security Officer — директор по информационной безопасности (англ.)
2CIO, от Chief Information Officer — директор по информационным технологиям (англ.)
3security awareness — осведомленность в вопросах безопасности (англ.)
4e-com, от electronic commerce — электронная коммерция (англ.)
5win-win (с англ. «выигрыш-выигрыш») — стратегия, нацеленная на выигрыш всех сторон
6Lady’s Night — вечер дам (англ.)
7CyberLink — киберссылка (англ.).
