День на заводе КАМАЗ: что ждет промышленных туристов в сборочных цехах

Большим машинам — большое производство
«Основа грузовика — это шасси с кабиной. Если на шасси установить цистерну с бензином, то он становится аэродромным топливозаправщиком. Пожарные машины — это тоже КАМАЗ, — рассказывает экскурсовод Денис Стаханов. — Из грузовика можно сделать автокран или уборочную машину. Есть даже передвижные православные храмы на шасси наших автомобилей».
До появления КАМАЗа Набережные Челны были небольшим живописным городком на берегу Камы, притока Волги. Сегодня, 56 лет спустя, население города выросло в 20 раз, а при строительстве КАМАЗа возвели не только десятки цехов, но и целые районы домов, школ, больниц и других объектов инфраструктуры.
Большим машинам — большое производство. КАМАЗ раскинулся по территории в несколько десятков гектаров, и между разными точками маршрута экскурсантов везут на автобусе. Первая остановка — завод сборки двигателей.
Движения рук слесарей на рабочих местах конвейера своей точностью напоминают работу хирургов у операционного стола. Первый рабочий протирает поверхность блока, устанавливает прокладки и смазывает уплотнительные кольца. Второй монтирует головку цилиндров. Третий — болты крепления головок, предварительно смазав их графитовой смазкой. Кажется, что рабочие трудятся, как автоматы, но на самом деле каждый из них проверил, какая модель поршня ему требуется, подобрал нужный для конкретного двигателя узел и только после этого установил его. Каждую минуту здесь выпускают три новых двигателя. За смену — 240.
«Благодаря работе наших слесарей, мы получаем готовую продукцию — двигатели, — говорит Денис. — Но при всем сходстве двигатели разные, комплектация тоже, отличаются и такие показатели как мощность и экологичность».
Правильность сборки контролирует электроника: если допущена ошибка, замки на конвейере не откроются и работу приостановят до исправления дефекта. Затем двигатели поступают в испытательный цех, где их проверяют на герметичность и выводят на максимальную мощность. В конце экзамена испытатель заполняет контрольную карту и ставит в ней личную подпись.
Роботы и люди
Следующая остановка экскурсионного маршрута — завод каркасов кабин. Самое современное и автоматизированное производство КАМАЗа больше похоже на лабораторию для великанов, чем на заводской цех: внутри просторно, светло и чисто, а роботизированное оборудование ярких цветов справляется почти без помощи человека. В день там выпускается 150 каркасов поколения К5.
«Это самая современная модель кабин, которую мы производим, — поясняет экскурсовод. — Кабины стали шире и внешне они более стильные».
Завод состоит из трех цехов: складской, сварочный и покрасочный. Со склада части будущих кабин в главный, сварочный цех привозит специальный электропоезд. Детали получают роботы, и по конвейеру они и собирают кабины.
Уровень автоматизации в цехе превышает 80%. На каждом этапе — непрерывный контроль качества, а в конце главной линии — специальная оптическая измерительная система, которая контролирует более 120 точек заданной геометрии и сканирует каждый каркас кабины.
Финал экскурсии и финал производственного цикла — автомобильный завод, где с главного сборочного конвейера грузовики выезжают уже своим ходом.
Автомобиль можно разделить на пять крупных узлов: рама-скелет, на которую крепится все остальное; двигатель; ходовая часть — передняя ось и задний мост; кабина и спецнадстройка. «По большому счету сборка любой грузовой машины одинакова», — заключает экскурсовод.
В цеху автомобильного завода плавно двигаются по конвейеру уже знакомые кабины, на каждом этапе «обрастая» новыми деталями. В конце пути их ждет финальное испытание — дождевальная камера. Оператор камеры может одним нажатием кнопки вызвать тропический ливень. Тем временем внутри кабины сидит контролер и смотрит, где образуется течь, а где все в порядке. По-другому герметичность кабины не проверить.
После испытания водой кабины отправляются на циркулятор, где их готовят для установки на раму. Задача циркулятора — присвоить каждому шасси свою единственную кабину. Такой своего рода автомобильный «тиндер», создающий идеальные пары.
Наконец, последний «штрих» — установка колес и заправка дизельным топливом. Только представьте: грузовики сходят с конвейера своим ходом! Далее они поступают в цех комплектации и сдачи автомобилей. В нем 70 смотровых ям и более 40 электронных стендов для проверки работоспособности агрегатов и узлов автомобиля. Если все в порядке, грузовик выгоняют на трек, где на ходу проверяют его работоспособность. И только после этого новенькие КАМАЗы отправляются на продажу.
Сегодня цеха завода выпускают свыше 200 автомобилей в сутки. Каждый третий грузовик массой от 14 до 40 тонн в России и странах СНГ — это КАМАЗ.
Ровно для того, чтобы своими глазами увидеть процесс рождения легендарных автомобилей, гости и приезжают на КАМАЗ в рамках проекта «Ростех.Промтур».
