К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

День на заводе КАМАЗ: что ждет промышленных туристов в сборочных цехах

Фото: пресс-служба завода КАМАЗ
Фото: пресс-служба завода КАМАЗ
В 2025 году автогигант КАМАЗ стал одним из первых предприятий Ростеха, открывшим свои двери для промышленных туристов в рамках проекта «Ростех.Промтур». Ради чего стоит планировать визит на легендарное предприятие и почему название машины уже давно стало синонимом слова «грузовик»? Небольшая увлекательная экскурсия в нашем репортаже.

Большим машинам — большое производство

«Основа грузовика — это шасси с кабиной. Если на шасси установить цистерну с бензином, то он становится аэродромным топливозаправщиком. Пожарные машины — это тоже КАМАЗ, — рассказывает экскурсовод Денис Стаханов. — Из грузовика можно сделать автокран или уборочную машину. Есть даже передвижные православные храмы на шасси наших автомобилей».

До появления КАМАЗа Набережные Челны были небольшим живописным городком на берегу Камы, притока Волги. Сегодня, 56 лет спустя, население города выросло в 20 раз, а при строительстве КАМАЗа возвели не только десятки цехов, но и целые районы домов, школ, больниц и других объектов инфраструктуры.

Большим машинам — большое производство. КАМАЗ раскинулся по территории в несколько десятков гектаров, и между разными точками маршрута экскурсантов везут на автобусе. Первая остановка — завод сборки двигателей. 

Движения рук слесарей на рабочих местах конвейера своей точностью напоминают работу хирургов у операционного стола. Первый рабочий протирает поверхность блока, устанавливает прокладки и смазывает уплотнительные кольца. Второй монтирует головку цилиндров. Третий — болты крепления головок, предварительно смазав их графитовой смазкой. Кажется, что рабочие трудятся, как автоматы, но на самом деле каждый из них проверил, какая модель поршня ему требуется, подобрал нужный для конкретного двигателя узел и только после этого установил его. Каждую минуту здесь выпускают три новых двигателя. За смену — 240.

Завод сборки двигателей. Фото: пресс-служба завода КАМАЗ

«Благодаря работе наших слесарей, мы получаем готовую продукцию — двигатели, — говорит Денис. — Но при всем сходстве двигатели разные, комплектация тоже, отличаются и такие показатели как мощность и экологичность».

Правильность сборки контролирует электроника: если допущена ошибка, замки на конвейере не откроются и работу приостановят до исправления дефекта. Затем двигатели поступают в испытательный цех, где их проверяют на герметичность и выводят на максимальную мощность. В конце экзамена испытатель заполняет контрольную карту и ставит в ней личную подпись.

Роботы и люди

Следующая остановка экскурсионного маршрута — завод каркасов кабин. Самое современное и автоматизированное производство КАМАЗа больше похоже на лабораторию для великанов, чем на заводской цех: внутри просторно, светло и чисто, а роботизированное оборудование ярких цветов справляется почти без помощи человека. В день там выпускается 150 каркасов поколения К5.

Завод каркасов кабин. Фото: пресс-служба завода КАМАЗ

«Это самая современная модель кабин, которую мы производим, — поясняет экскурсовод. — Кабины стали шире и внешне они более стильные».

Завод состоит из трех цехов: складской, сварочный и покрасочный. Со склада части будущих кабин в главный, сварочный цех привозит специальный электропоезд. Детали получают роботы, и по конвейеру они и собирают кабины. 

Уровень автоматизации в цехе превышает 80%. На каждом этапе — непрерывный контроль качества, а в конце главной линии — специальная оптическая измерительная система, которая контролирует более 120 точек заданной геометрии и сканирует каждый каркас кабины.

Финал экскурсии и финал производственного цикла — автомобильный завод, где с главного сборочного конвейера грузовики выезжают уже своим ходом. 

Автомобиль можно разделить на пять крупных узлов: рама-скелет, на которую крепится все остальное; двигатель; ходовая часть — передняя ось и задний мост; кабина и спецнадстройка. «По большому счету сборка любой грузовой машины одинакова», — заключает экскурсовод.

В цеху автомобильного завода плавно двигаются по конвейеру уже знакомые кабины, на каждом этапе «обрастая» новыми деталями. В конце пути их ждет финальное испытание — дождевальная камера. Оператор камеры может одним нажатием кнопки вызвать тропический ливень. Тем временем внутри кабины сидит контролер и смотрит, где образуется течь, а где все в порядке. По-другому герметичность кабины не проверить.

Автомобильный завод. Фото: пресс-служба завода КАМАЗ

После испытания водой кабины отправляются на циркулятор, где их готовят для установки на раму. Задача циркулятора — присвоить каждому шасси свою единственную кабину. Такой своего рода автомобильный «тиндер», создающий идеальные пары.

Наконец, последний «штрих» — установка колес и заправка дизельным топливом. Только представьте: грузовики сходят с конвейера своим ходом! Далее они поступают в цех комплектации и сдачи автомобилей. В нем 70 смотровых ям и более 40 электронных стендов для проверки работоспособности агрегатов и узлов автомобиля. Если все в порядке, грузовик выгоняют на трек, где на ходу проверяют его работоспособность. И только после этого новенькие КАМАЗы отправляются на продажу.

Сегодня цеха завода выпускают свыше 200 автомобилей в сутки. Каждый третий грузовик массой от 14 до 40 тонн в России и странах СНГ — это КАМАЗ.

Ровно для того, чтобы своими глазами увидеть процесс рождения легендарных автомобилей, гости и приезжают на КАМАЗ в рамках проекта «Ростех.Промтур».


Реклама
Государственная Корпорация «Ростех»

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+