Основы цифровой гигиены: как Кибердом обучает российский бизнес кибербезопасности

Число киберугроз, с которыми сталкивается российский бизнес, и их масштабы растут. По данным Positive Technologies, 52% успешных атак на бизнес в первом полугодии 2025 года привели к утечкам конфиденциальной информации, включая учетные данные (25%) и коммерческую тайну (15%). Доля атак, приводящих к нарушению основной деятельности компаний, увеличилась за этот период на 13 процентных пунктов по сравнению с предыдущим полугодием и на 15 по сравнению с первым полугодием 2024 года.
С ростом масштаба угроз для бизнеса отечественный топ-менеджмент уделяет больше внимания кибербезопасности. По данным проекта Кибердом, большинство предпринимателей (64%) уже не просто интересуются этой темой: они хотят получить больше знаний. Но каждому десятому не хватает проверенных и доступных источников информации.
При этом 40% российских компаний до сих пор не проводят тренинги по кибербезопасности, которые могут снизить риски для сотрудников, показал опрос компании BI.ZONE осенью 2025 года. Еще 27% проводят их редко или единоразово. Регулярное обучение есть только в 33% компаний. Спрос на обучение основам кибербезопасности будет расти по мере осознания рисков со стороны бизнеса, считают авторы исследования.
Реальные кейсы и иммерсивные техники
Проект Кибердом был открыт в 2023 году, чтобы прежде всего объединить экспертов по кибербезопасности. Однако за первый год работы стало понятно, что эта тема волнует не только профильных айтишников: в бизнес-клуб Кибердома вошли руководители и владельцы разных бизнесов. За полтора года проект получил множество запросов на обучение в этой области. В ответ на этот спрос была открыта Академия, целью которой стало повышение киберграмотности управленцев, а значит, повышение защищенности бизнеса в целом.
«Во многих компаниях топ- и мидл-менеджмент не всегда одинаково воспринимают опасность кибератак и их влияние на финансовую стабильность компании, — говорит коммерческий директор Кибердома Екатерина Еленская. — И не все понимают, что управлять угрозами и нивелировать риски могут не только специалисты по обеспечению информационной безопасности, но и высшее руководство. Мы считаем важным помочь компаниям добиться максимальной защиты и готовности ко всем угрозам из цифрового пространства. Для этого нужно, чтобы бизнес и кибербез-специалисты говорили на одном языке».
Сегодня Академия предлагает программы для крупного и среднего бизнеса, для топ-руководителей и менеджеров среднего звена. Курсы имеют разную длительность, но их всех объединяют элементы геймификации, иммерсивные техники, задания на основе реальных кейсов и привлечение ведущих экспертов рынка. Среди задач Академии — объяснить сложные технические детали простым языком, доступным слушателям, не подкованным в технологиях.
«К нам приходят учиться и СЕО, и функциональные директора, и ИБ/IT-директора — все зависит от программы. В 2026 году мы планируем запустить курс для лидеров информационной безопасности, и он объединит лучших экспертов отрасли», — говорит Екатерина Еленская.
Для крупных компаний Академия разрабатывает кастомизированные программы — стратегические сессии под конкретные задачи бизнеса. «Наша цель — помочь бизнесу выработать стратегию реагирования на атаки и разработать правила кибергигиены для всей компании, чтобы помочь избежать киберрисков, — объясняет Екатерина Еленская. — К сожалению, по статистике, 95% утечек данных связано с человеческим фактором, поэтому крайне важно, чтобы каждый член команды понимал, какие есть угрозы, и был способен правильно на них реагировать».
Больше требований и инструментов защиты
Компании все чаще требуют от управленцев из любой сферы знания основ кибербезопасности и соблюдение цифровой гигиены. Так, в 2005 году Х5 Retail Group включила в перечень требований к бизнес-лидерам новые цифровые компетенции, в том числе в области кибербезопасности.
«Такие требования постоянно эволюционируют. Мы усиливаем стандарты защиты данных, регулярно проводим обучающие курсы по кибергигиене и автоматизируем процессы реагирования на инциденты, чтобы максимально эффективно минимизировать риски», — рассказывает руководитель корпоративного университета Х5 Group Светлана Теселкина.
По ее словам, кибергигиена уже превратилась в зону ответственности каждого сотрудника X5. А компания поставила цель в любой сомнительной ситуации делать паузу на несколько секунд для осознанной оценки своих действий и при любых сомнениях обращаться к экспертам.
Безопасное хранение данных и киберзащита должны быть в приоритете для любой компании, работающей с людьми, считает директор по стратегическим проектам корпоративного департамента бизнес-школы «Сколково» Ольга Кузьмичева. Эти параметры формируют доверие и лояльность клиентов. «Кибербезопасность — гигиена и фактор устойчивости бизнеса. Владение минимальными навыками кибербезопасности сегодня — неотъемлемая часть всех бизнес-процессов в компании. Поскольку сегодня мы все и на разных уровнях сталкиваемся с растущей изобретательностью мошенников, важно не просто проинформировать и обучить, но и регулярно внедрять инструменты работы с данными и различными системами, информировать людей о новых мошеннических схемах и способами борьбы с ними», — говорит эксперт.
Учебные будни
Участники корпоративной программы Московской школы управления «Сколково» «Лидеры изменений» стали одними из первых, кто прошел просветительскую программу в Академии Кибердома. 60 человек приняли участие в практических занятиях, обсудили естественный интеллект и кибербезопасность с сооснователем Positive Technologies и фонда «Сайберус» Юрием Максимовым, а также встретились с генеральным директором Кибердома Сергеем Калмыковым.
Как вспоминает Ольга Кузьмичева, учащимся запомнилась не только учебная программа, но и само пространство — очень инновационное, со смелыми интерьерными и технологическими решениями, проводящими через историю идею создания самого Кибердома. «Попадая внутрь, оказываешься словно в фильме «Матрица», где мышление меняется уже от одного ощущения пространства. В условиях заявки на технологическое лидерство страны группе было важно окунуться в мир кибертехнологий и почувствовать реальную работу отрасли», — говорит Ольга Кузьмичева.
Программы в Академии прошли сотрудники на позициях генерального директора, финансового директора, руководители IT- и коммерческих департаментов, ведущие специалисты по цифровой трансформации. По их отзывам, особая ценность такого обучения состоит в информировании о кибергигиене руководителей всех уровней и функций.
Для нового поколения руководителей
Как показал опрос, проведенный проектом Кибердом в 2025 году, лишь 14% сотрудников российских компаний считают, что хорошо знают, как защитить себя от цифровых атак. Половина всех респондентов чувствуют среднюю защищенность.
Между тем 70% опрошенных уверены, что культура цифровой безопасности нужна всем организациям и людям. Почти каждый второй (46%) считает, что за формирование киберкультуры своих сотрудников отвечает руководство компании вне зависимости от ее масштабов.
Цифры показывают, что кибербезопасность — новая данность, которую нельзя игнорировать, нужно постоянно учиться и повышать и свой личный уровень киберграмотности, и уровень киберустойчивости всей компании. По словам Екатерины Еленской, Академия старается развиваться адаптивно, гибко формируя программы в зависимости от потребностей рынка и бизнеса. В ближайших планах — запуск открытых программ на актуальные для бизнеса темы, live-подкасты, кастомизированные программы с партнерами и подготовка визитов международных делегаций для обмена лучшими практиками и опытом по кибербезопасности.
Глобально Академия Кибердома ставит перед собой амбициозную цель — сформировать новое поколение руководителей, для которых кибербезопасность — неотъемлемая часть стратегии развития бизнеса.
