Роман Королев, «Яндекс 360»: почему ИИ перестает быть просто фичей
«Идет настоящая цифровая трансформация отечественного бизнеса»
— 30 октября в Москве состоялась вторая технологическая конференция Yandex Connect. В фокусе — дискуссия о цифровой трансформации бизнеса. Какие итоги мероприятия считаете наиболее важными?
— В условиях жесткой конкуренции и стремительных рыночных изменений бизнесу жизненно необходимо следить за передовыми практиками и инновациями. Поиск площадок для обмена опытом становится естественной потребностью бизнеса. Наше мероприятие наглядно подтверждает эту тенденцию: по сравнению с прошлым годом число участников заметно выросло. Это позволило существенно расширить возможности для нетворкинга. На конференции собрались IT‑руководители ведущих российских компаний, среди них представители «Ашан Теха», «Черкизово», «Брусники», «ФК Пульса», «Вкусно — и точка» и других заметных игроков рынка. Участники детально обсудили важнейшие аспекты цифровой трансформации бизнеса, обменялись практическим опытом и узнали о последних технологических решениях для отрасли.
Как отметили участники конференции, сегодня рынок экосистемных решений развивается по трем ключевым направлениям: безопасность, кросс-сервисное взаимодействие и инструменты на основе ИИ.
И как показывает наш опыт, действительно, все чаще от клиентов стал поступать запрос на новые формы интеграции ИИ в привычные сервисы для совместной работы. При этом заказчик четко понимает, какие задачи он хочет решать при помощи нейросетей, как они должны работать и какой результат давать. И именно для того, чтобы понимать потребности бизнеса и возможности вендоров, необходимы такие конференции.
— Сегодня много говорят про российское ПО. Кажется, что все компании уже перешли на отечественный софт, но так ли это на самом деле? Или мы все еще находимся в активной стадии перехода?
— Да, и переход потребует, наверное, еще нескольких лет. Большинство наших клиентов пользовались инструментарием западных компаний, покинувших российский рынок. Есть и те, кто не отказался от такого софта до сих пор, что легко можно понять и объяснить: во внедрение были вложены большие силы и средства.
«Важно принять, что идет не просто миграция на отечественные решения и сервисы, а настоящая цифровая трансформация бизнеса. И наша задача как вендора сегодня — не создавать простые аналоги западных решений, а предлагать рынку новые, качественные продукты»
Безусловно, при выстраивании собственных технологических подходов мы опираемся на глобальный опыт. Но мы идем дальше и развиваем сервисы исходя из потребностей заказчиков: такой подход позволяет не просто соответствовать международным стандартам, но и выходить на лидирующие позиции по многим аспектам функциональности.
— Например?
— Широко известные сервисы для совместного редактирования документов обычно поддерживают работу 30–40 пользователей в один момент. До конца года мы внедрим в сервис «Документы» технологию, позволяющую работать над файлом одновременно 400 пользователям. Мы добавили такую возможность одними из первых в индустрии. Она основана на собственной реализации технологии CRDT (Conflict-free Replicated Data Types — конфликтно-устойчивые реплицируемые типы данных) и используется там, где нужно постоянно синхронизировать данные и при этом не терять ни одного бита информации. Например, в онлайн-играх, мессенджерах и сервисах заметок.
— Около 400 одновременно работающих пользователей — не много ли для работы с одним документом? Для решения каких задач востребован такой сервис?
— Эта фича рассчитана на крупный бизнес. Но вопрос здесь не столько в количестве пользователей: технология позволяет не терять информацию даже при большом наплыве одновременных пользователей. Представьте, что вы работаете в компании, где десятки тысяч сотрудников. Эту возможность можно использовать, например, при создании годовых отчетов и корпоративных регламентов. Зачастую их делают одновременно не один-два сотрудника, а десятки и даже сотни. И в такой ситуации крайне важно, чтобы все данные были внесены без каких-либо ошибок. Если что-то не сохранилось, то потери могут быть катастрофическими.
Наша реализация технологии CRDT не только даст бизнесу необходимую гибкость и скорость в работе с важными документами, но и обеспечит максимальную безопасность данных.
Кстати, о безопасности: для нас важно создавать эталонные сервисы в плане защиты пользовательских данных. Мы постоянно их обновляем и совершенствуем. В этом помогают не только внутренние специалисты: наш виртуальный офис участвует в программе Bug Bounty («Охота за ошибками»), в рамках которой внешние эксперты по ИБ ищут потенциальные уязвимости, за что получают вознаграждение.
Независимые аудиты и сертификации — стандартная практика «Яндекса 360». Так, недавно мы получили международный стандарт по информационной безопасности ISO 27001, подтверждающий, что мы работаем в соответствии с самыми высокими требованиями, принятыми в этой сфере. Интересно, что здесь нам активно помогают нейросети: так эффективность борьбы со спамом в «Почте» повысилась на 80% благодаря технологии искусственного интеллекта.
«Клиент должен получать полноценный продукт вне зависимости от специфики его работы»
— По данным iKS-Consulting, в 2024 году объем рынка облачных инфраструктурных сервисов увеличился на 36,3%, превысив 165 млрд рублей. Какие ожидания по итогам этого года?
— Сегодня рынок облаков состоит из двух сегментов: SaaS (Software as a Service) — модель, при которой пользователи получают доступ к приложениям через интернет, и On-Premises, когда ПО хранится на собственных серверах компании.
Ожидается, что сегмент SaaS будет продолжать рост текущими темпами и дальше. Что касается рынка On-Premises-решений, то он, конечно, постепенно будет замедлять свой рост. При этом он все еще будет играть важную роль, так как часть компаний просто не может использовать иные подходы для реализации виртуального офиса.
— И почему все должно происходить именно так?
— Тут все логично и прозрачно. SaaS — более современное решение, дающее пользователям больше возможностей. Кроме того, его легко масштабировать, миграция любых бизнес-процессов осуществляется практически мгновенно. И конечно, модель SaaS упрощает использование инструментов на базе ИИ, которые требуют больших мощностей.
В России On-Premises развивается за счет того, что у нас очень много компаний и ведомств, предъявляющих крайне высокие требования к безопасности. Это банки, промышленные предприятия, госструктуры. Часто они обязаны хранить всю информацию у себя на серверах, что предопределяет их выбор в пользу модели On-Premises. И мы учитываем это и развиваем направление локальных решений: к концу 2026 года все основные сервисы виртуального офиса «Яндекс 360» будут доступны по On-Premises-модели развертывания.
И здесь важно не забывать, что существует и третий вариант — гибридный формат, когда компании используют одновременно и SaaS-решения, и модель On-Premises. Такой подход позволяет соблюдать внутренние политики информационной безопасности и одновременно использовать возможности внешнего сервиса.
«Основа нашей стратегии — предоставлять клиентам идентичные сервисы и решения как в модели On‑Premises, так и в SaaS. Независимо от особенностей их работы продукт останется полноценным, а обновления для обеих версий будут выходить синхронно»
«ИИ будет становиться все более нужным и полезным»
— В сервисы «Яндекса 360» постепенно интегрируются новые ИИ-фичи. Какое влияние это оказывает на развитие всего многообразия решений, входящих в виртуальный офис?
— Для глубокой интеграции ИИ в наши сервисы мы шаг за шагом переводим их на собственные технологические решения. Вначале на собственную технологическую платформу переехал «Телемост», затем сервис «Документов». Такой подход и позволяет нам успешно интегрировать ИИ в рабочие инструменты.
Так, в «Телемосте» мы добавили возможность конспектирования и расшифровки встреч.
В «Почте» появилась функция «Важные письма с Алисой Про», которая помогает анализировать входящие сообщение и прикрепленные документы. Это позволяет создавать дайджест наиболее важных писем в сокращенном виде. Таким образом, проверка писем занимает минимум времени.
С прошлого года нейросеть доступна в «Документах». В текстовом редакторе она по запросу создает и редактирует тексты, реагируя при этом на живой язык общения. Никаких сложных промптов: нужно просто описать то, что необходимо получить в итоге. Такого же принципа естественного общения мы придерживались при интеграции ИИ в редактор «Таблиц». Теперь не придется запоминать дополнительные команды и формулы. Достаточно вызвать функцию «Алиса Про» и написать, например, «Раздели товары на категории», чтобы сразу получить нужный результат.
Более того, умный ассистент «Алиса Про», встроенный в сервисы «Яндекса 360», дает возможность работать с пользовательскими файлами. Например, он умеет давать ответы, опираясь на данные из «Почты». В почтовых ящиках хранится не только переписка, но и чеки, электронные билеты, бронирования, конспекты встреч из «Телемоста». «Алиса Про» сможет за считаные секунды найти в этом массиве данных нужные сведения и предоставить их пользователю. К примеру, ассистент подскажет, сколько денег было потрачено на рекламные услуги, какие документы ждут подрядчики, а также важную информацию об итогах последнего рабочего созвона.
«Главная цель всех нововведений — превратить ИИ в сервисах в полноценного помощника. Сделать так, чтобы технологии упрощали пользователю жизнь»
— Какие еще функции на базе ИИ будут добавляться в линейку решений «Яндекса 360»?
— Главная цель ИИ в наших инструментах — помогать решать рутинные задачи, и мы будем стараться создавать по-настоящему удобные и революционные способы взаимодействия с нейросетями, будем внедрять ИИ-ассистента «Алису Про» во все наши сервисы. В идеале ассистент должен превратиться в помощника, способного решить любые вопросы, связанные с контентом.
Информации вокруг нас становится слишком много, и нам нужна помощь для работы с ней. Возьмем для примера нашу «Почту». Ей в этом году 25 лет. Почтовые серверы ежедневно обрабатывают более 250 млн писем. Пользователи получают десятки и сотни писем каждый, но просто не успевают по-настоящему вчитываться. Именно здесь на помощь приходят нейросети, существенно упрощая работу с данными. Они выполняют ряд ключевых задач: фильтрацию, сортировку, выделение сути и т. д.
Почта — это только один из всех доступных нам источников информации, для которого ИИ-помощник уже не выглядит излишним. И мы стремимся к тому, чтобы ИИ был интегрирован в большинство сервисов виртуального офиса «Яндекс 360».
«Несмотря на бурный рост, мы остаемся прибыльными»
— Главными продуктами для вас остаются «Почта», «Диск», «Телемост», «Мессенджер» и «Документы». Как оцениваете их коммерческую успешность?
— Мы не выделяем конкретные сервисы, так как рассматриваем наш виртуальный офис как единый продукт. Но если говорить о показателях, то они нас более чем удовлетворяют. Аудитория «Диска» превысила 61,5 млн человек, а объем хранимой информации перевалил за эксабайт. Немногие знают такую единицу хранения, которая обозначает миллион терабайт. Количество зарегистрированных доменов насчитывает более чем полтора миллиона. Отличную динамику показывает и «Телемост», где каждый день проходит более чем 500 000 видеовстреч. По данным компании «Медиаскоп», мы обогнали практически всех российских и западных конкурентов по количеству месячной аудитории. Большую популярность набирают «Документы»: на сегодняшний день у сервиса 8,5 млн пользователей.
— А как бы в целом охарактеризовали динамику основных показателей компании — выручку, рентабельность по текущему году?
— Сервисами «Яндекса 360» ежемесячно пользуется более 102 млн человек, из которых почти 8 млн платных пользователей. В сегменте B2B у нас больше 160 000 компаний-клиентов. Это позволяет нам демонстрировать стабильные финансовые результаты.
«Так, в 2021 году, когда «Яндекс 360» только начал работать, выручка составила 2,7 млрд рублей, а в 2024 году — 12,4 млрд рублей, прогноз на 2025 год — 17 млрд рублей. У нас кратно выросло количество проектов, сотрудников и объем наших технологических ресурсов. Несмотря на бурный рост, мы по-прежнему остаемся прибыльными»
Все это стало результатом большой работы. В частности, жесткого соблюдения графика запуска продуктов: 90% наших релизов выходят точно в указанный срок. Причем большинство доработок мы делаем по предложениям и просьбам наших клиентов.
— А как вы получаете обратную связь от клиентов?
— У нас есть специальная команда, которая поддерживает коммуникацию с самыми крупными заказчиками. Практически каждый день мы находимся в контакте с ними. Раз в три месяца собираем отзывы от 50–60 самых больших клиентов: наша техническая команда и руководство выслушивают их идеи, предложения, мнение о продуктах. Это помогает оставаться в тонусе и делать действительно востребованные сервисы.
— Например?
— Так, в этом году мы доработали разные политики доступа, в том числе адресный доступ в «Диске» и делегирование в «Почте». Добавили в «Телемост» возможность подключаться к встречам из переговорок. Это можно сделать двумя способами: с помощью оборудования для SIP-телефонии, если оно есть у компании, либо через веб-подключение — просто отсканировав личным или рабочим устройством QR-код на экране телевизора в переговорке.
Кроме того, корпоративные пользователи теперь могут участвовать во встречах даже без доступа к интернету. Достаточно иметь мобильный или стационарный телефон: возможно набрать номер и добавочный, которые «Телемост» показывает в приглашении, и вы подключитесь к звонку. Вроде бы мелочь, но она решает множество проблем, например, во время командировок.
Если говорить в целом, то мы всегда стремились ориентироваться на обратную связь от наших пользователей. Создать сервис и не учитывать мнение можно было лишь на заре развития этого направления, когда никто и не мог себе представить, в какую индустрию все это превратится.
Сейчас у пользователей и клиентов есть множество альтернатив, поэтому так важно давать им лучший пользовательский опыт сегодня, а не когда-нибудь в будущем.
*Информационная продукция, упомянутая в материале 12+
