
Москва притягивает бизнес сразу по нескольким очевидным причинам: это административный и финансовый центр, крупнейший транспортный хаб и главные международные «ворота» страны. Устойчивый спрос на проведение деловых мероприятий формирует высокая концентрация корпоративных штаб-квартир и органов власти, которые делают столицу эпицентром ключевых переговоров и принятия решений. Хорошая транспортная доступность для участников из всех регионов России и из-за рубежа превращает столичные площадки в логичный и удобный выбор для организаторов международных форумов и отраслевых саммитов. Наконец, статус Москвы как символического центра деловой активности придает проводимым здесь мероприятиям дополнительный вес и престиж в глазах партнеров, клиентов и инвесторов.
Москва — деловой и туристический центр Глобального Юга, удобный, безопасный, со всеми условиями для нового опыта и позитивных впечатлений, в том числе в бизнес-поездке. Российская столица получает мировое признание, лидируя в международных рейтингах разных лет как умный город и мегаполис с самым большим количеством достопримечательностей. Здесь легко сочетаются повседневный комфорт и возможности отдыха, современная инфраструктура и сервис уровня других мировых столиц — все это важно для требовательного делового путешественника
Эти преимущества города подтверждает статистика: с января по сентябрь 2025 года количество путешественников из дальнего зарубежья, включая бизнес-туристов, выросло на 11% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В целом иностранный турпоток достиг 2 млн человек. Это гости из Китая, Индии, Вьетнама, Саудовской Аравии и других стран. Они все чаще выбирают Москву для заключения контрактов, поиска партнеров, организации собственных корпоративных мероприятий и участия в ключевых отраслевых выставках, что подчеркивает растущую интеграцию российской столицы в глобальные экономические процессы и ее усиливающуюся роль как главного делового хаба не только на постсоветском пространстве, но и на стыке Европы и Азии.
Десятки исследований доказывают: бизнес-путешественники являются одной из самых щедрых категорий туристов, которая еще и привлекает прямые инвестиции в регион
Развитие делового туризма приносит Москве ощутимую экономическую выгоду. Бизнес-туристы в среднем тратят больше, чем обычные путешественники, и чаще выбирают гостиницы категории 4–5 звезд: например, чек российского делового туриста за один день поездки в Москве на 38% выше среднего. Кроме того, этот сегмент обладает выраженным мультипликативным эффектом, генерируя сопутствующие доходы для широкого круга участников рынка — подрядчиков мероприятий, экспедиторских и логистических компаний, выставочных площадок, ресторанов, транспортных и коммуникационных служб, банков, торговых центров и многих других.
И бизнес, и досуг: чем привлечь деловых туристов
Основу бизнес-путешествий составляют четыре компонента: деловые встречи (Meetings), поощрительные поездки (Incentives), конференции (Conferences) и выставки (Exhibitions). Первые буквы этих английских слов формируют известную отраслевую аббревиатуру — MICE, которая обозначает индустрию делового туризма.
Успешность международных центров делового туризма во многом обусловлена способностью соединять исторический капитал, современную инфраструктуру и технологическую зрелость. Москва обладает всем набором характеристик, необходимых для лидера MICE-рынка
Популярность Москвы как MICE-дестинации объясняется высоким уровнем развития инфраструктуры и гибкостью, позволяющей следовать ключевым отраслевым трендам и подстраиваться под запросы гостей. В столице созданы все условия для комфортного пребывания деловых туристов — от современных конгрессно-выставочных пространств до ресторанов с кухнями народов мира. На сегодняшний день в городе доступно 208 000 кв. м конгрессно-выставочных площадей, более 22 900 гастрономических заведений и 2200 гостиниц различных категорий. При этом ключевые деловые центры, такие как кластер «Ломоносов» и технопарк «Сколково», находятся на удобном расстоянии от культурных достопримечательностей — музеев, галерей, исторических усадеб. Это позволяет совместить деловую программу с культурным досугом, что особенно ценится, например, со стороны китайских MICE-агентств, традиционно уделяющих внимание сбалансированности программ. В свою очередь, организаторы из Индии проявляют интерес к площадкам, где возможно привлечение индийского кейтеринга, так как большинство мероприятий включает торжественный ужин. Инфраструктура Москвы готова отвечать и таким специфическим запросам.
Bleisure (от англ. business + leisure) становится все более важным. Ориентация на этот тренд при разработке мероприятий может помочь увеличить количество дней, которые делегаты проводят в той или иной дестинации. В результате они знакомятся с местной культурой и в некотором смысле становятся амбассадорами города
Для создания уникальной атмосферы в городе доступно более 150 нестандартных площадок. Среди таких локаций — музей «Атом», Дворец тенниса «Лужники», конгресс-центр МГТУ им. Баумана, Московский дворец пионеров, Дарвиновский музей и даже колесо обозрения «Солнце Москвы». Проведение нетворкинга или кейс-сессии в подобных местах само по себе становится запоминающимся событием для участников.
Москва — это мегаполис, где физические маршруты, культурные локации, бизнес-инфраструктура и цифровые сервисы могут быть объединены в систему, способную не только принимать международные конгрессы, но и формировать персонализированные впечатления у участников делегаций
Москва для деловых туристов: от метро до цифровых платформ
Москва укрепляет позиции центра MICE-индустрии и благодаря развитой транспортной инфраструктуре. Столица лидирует в Европе по темпам развития рельсового транспорта и количеству электробусов, сервисы такси и доставки работают круглосуточно, а бесплатный Wi-Fi доступен в десятках тысяч точек — от конгресс-центров до общественного транспорта и парков. Эти, казалось бы, мелочи снижают типичный стресс командировки и позволяют деловым путешественникам сосредоточиться на решении рабочих задач.
Другой важный драйвер развития — цифровизация сервисов для делового туриста. В Москве сформирована целая экосистема онлайн-инструментов, в которую входят взаимодополняющие продукты: RUSSPASS.Бизнес и RUSSPASS. Вместе они обеспечивают замкнутый цикл услуг как для организаторов мероприятий, так и для их участников.
RUSSPASS.Бизнес — это профессиональный портал для планирования и организации событий. Здесь можно найти и забронировать проверенные площадки любого формата и вместимости, подобрать гостиницу, а также заказать полный спектр сопутствующих услуг: транспорт, кейтеринг, техническое оснащение и многое другое. Кроме того, можно записаться на городские мероприятия специально для отрасли: от тематических конференций до показов площадок, где представители MICE-индустрии, потенциальные заказчики и представители локаций могут пообщаться вживую и на практике оценить конгрессно-выставочный потенциал музея, театра или планетария. В свою очередь, RUSSPASS выступает удобным гидом для гостя города, предлагая персонализированные решения для досуга: от культурных мероприятий и гастрономических маршрутов до логистических услуг. Использование этих платформ делает организацию поездки и пребывания в Москве максимально эффективной, экономя время на поиск и бронирование — операции занимают буквально несколько минут.
Экспорт экспертизы: от сертификации MICE-специалистов до роста товарооборота
Росту делового туризма способствует и продуманная политика городских властей. Москва последовательно выстраивает партнерский диалог с отраслью, оперативно реагирует на актуальные запросы бизнеса и предоставляет ему комплексную поддержку — от финансовых мер до образовательных программ.
Один из инструментов продвижения Москвы как MICE-направления — экспорт экспертизы. В 2023 году Мостуризм запустил программу онлайн-сертификации Moscow MICE Ambassadors. Ее участники — специалисты из приоритетных зарубежных регионов — изучают организацию деловых мероприятий в российской столице: от визовой поддержки и логистики до культурной программы. За два года сертификацию прошли 300 человек. Результаты программы измеримы. В 2025 году выпускники организовали в Москве интенсив для индийской корпорации myTVS, мероприятие собрало 270 участников — деловых туристов из Индии.
Существует прямая взаимосвязь между деловой активностью в сегменте MICE и развитием торговых отношений. Расширение контактов на уровне бизнеса и людей в рамках деловых поездок способно дать дополнительный импульс для наращивания товарооборота
Дипломатия через конгрессы: форумы как площадка для альянсов
Москва привлекает бизнес-туристов не только инфраструктурой, но и крупными международными событиями. В 2025 году в городе прошло множество знаковых мероприятий, подтвердивших его статус глобального MICE-центра. Например, третий форум «Облачные города» собрал более 13 000 участников из 42 стран — от Китая и ОАЭ до Малайзии, Сингапура, ЮАР, Катара, Турции и Венгрии. Его темой стало будущее урбанистики в странах БРИКС, а одним из практических итогов — ряд соглашений о сотрудничестве в цифровизации городского управления.
MICE-индустрия — это маркер развития экономических отношений и деловых связей, чем их больше, тем активнее будет расти этот сектор
Иностранные партнеры не только участвуют в московских событиях, но и проводят здесь собственные. В июле 2025 года при поддержке правительства Москвы впервые в России состоялся конгресс OTOAI Convention, организованный Ассоциацией операторов выездного туризма Индии.
Главным событием года стал международный конгресс Meet Global MICE Congress (MGMC), прошедший 17–18 декабря в Центре международной торговли. Его итог — более 2500 участников из 37 стран, вдвое больше, чем в 2024 году. География охватила российские регионы, страны СНГ, Азию, Африку, Латинскую Америку и Ближний Восток. Другая ключевая особенность конгресса — высокий уровень участников. 70% — руководители высшего звена и лица, принимающие решения. За два дня они провели более 8000 деловых встреч, посетили панельные дискуссии, кейс-сессии и презентации. Выставка брендов и бизнес-предложений MICE-индустрии объединила более 130 экспонентов, треть из которых представляла Ближний Восток, 23% — Юго-Восточную Азию.
Гиперперсонализация, эмоции для построения отношений становятся основой развития отрасли. Meet Global MICE Congress делает важный шаг в этом направлении, приглашая участников из разных стран. Они могут стать амбассадорами Москвы и, вернувшись домой, привлечь сюда больше туристов как для деловых поездок, так и для отдыха
В рамках главной темы MGMC-2025 — «Единство через открытое многообразие: новые возможности для глобального роста» — участники обсудили актуальные тренды: влияние персонализации, геймификации, гибридных форматов, экономики впечатлений, ИИ и нейротехнологий на индустрию. Отдельное внимание было уделено мультипликативному эффекту мегасобытий, портрету современного заказчика и исполнителя, отражению национальной идентичности в выставочной индустрии, продвижению бизнес-дестинаций, а также выездным корпоративным мероприятиям для регионов Азии. Одним из практических результатов конгресса в том числе стало подписание 10 соглашений Москвы с другими российскими регионами о наращивании туристических потоков, развитии делового туризма и продвижении турпредложений через цифровой сервис RUSSPASS.
