Самые высокооплачиваемые гонщики «Формулы-1» в 2024 году. Рейтинг Forbes

В 2023 году Макс Ферстаппен провел самый доминирующий сезон в истории «Формулы-1», одержав 19 побед в 22 гонках Гран-при, но в этом году ему пришлось столкнуться с гораздо более сложной задачей: он выиграл чемпионат пилотов с относительно небольшим отрывом в 63 очка. Однако, когда дело доходит до зарплаты, 27-летней звезде команды «Ред Булл» нет равных.
Третий год подряд Ферстаппен является самым высокооплачиваемым гонщиком «Формулы-1». По оценкам, его заработок в 2024 году составит $75 млн, включая рекордную для серии зарплату в $60 млн и $15 млн в виде бонусов за достижения. Это на $18 млн больше, чем у его давнего соперника Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса», который в 39 лет заработал $55 млн в виде зарплаты и $2 млн в качестве премии. В 2022-м у Ферстаппена было на $15 млн меньше, чем в этом году, в 2023-м — на $5 млн.
Ландо Норрис из «Макларена», одержавший в этом году первые в своей карьере четыре победы в Гран-при и конкурировавший с Ферстаппеном в борьбе за чемпионство, поднялся на третью строчку в рейтинге с предполагаемым заработком в $35 млн. В прошлом году было шестое место и $15 млн. В январе 25-летний британец подписал соглашение о продлении контракта, которое, по оценкам Forbes, увеличило его зарплату до $12 млн, что более чем в два раза больше, чем в 2023 году, но большая разница в том, что в этом году он получил примерно $23 млн в виде бонусов.
Данные о вознаграждении гонщиков «Формулы-1» редко публикуются в открытом доступе, но, как правило, в контрактах прослеживается прямая зависимость зарплаты от результатов на трассе. Зарекомендовавший себя гонщик в топ-команде обычно получает большую гарантированную зарплату плюс бонусы за победы в гонках или в чемпионате; гонщики с меньшим опытом или выступающие за небольшие команды обычно получают меньшую зарплату, но могут получать значительные бонусы за победы в гонках или очки в турнирной таблице.
В отличие от списков самых высокооплачиваемых игроков от Forbes, скажем, в футболе или НБА, рейтинг заработков в «Формуле-1» не учитывает доходы от рекламных контрактов, фокусируясь исключительно на зарплатах и премиях. Во многом это происходит, потому что обязательства гонщиков перед своими командами и спонсорами оставляют им мало возможностей для заключения многочисленных личных сделок. Например, Ферстаппен за 12 месяцев, закончившихся в мае, заработал на своей предпринимательской деятельности примерно $5 млн, что не идет ни в какое сравнение с доходами некоторых других звезд мирового спорта, вошедших в список самых высокооплачиваемых спортсменов мира по версии Forbes за 2024 год.
Впрочем, гонщики тоже не бедствуют. По оценкам Forbes, в 2024 году 10 лучших пилотов «Формулы-1» заработают на трассе $317 млн, что на 23% больше, чем в 2023 году ($258 млн), — это лучший показатель за всю четырехлетнюю историю рейтинга Forbes по доходам в «Формуле-1».
Росту зарплат способствуют два фактора. Во-первых, «Формула-1» никогда не была такой популярной: в 2023 году выручка серии, согласно годовому отчету владельца «Королевских гонок» компании Liberty Media, составила $3,2 млрд, что на 25% больше, чем в предыдущем году. Это помогает увеличить призовые для 10 команд, участвующих в гонках, а также расширить спонсорские возможности. Приток денег также повышает стоимость команд — в среднем до $1,88 млрд, согласно последнему рейтингу Forbes, а также позволяет им тратить больше денег на своих гонщиков.
В то же время гонщики выигрывают, благодаря лимиту расходов, который был введен в серии в 2021 году. Система ограничивает сумму, которую команды могут потратить на проектирование и строительство своих болидов, но вознаграждение гонщиков не учитывается при расчете бюджета, что дает самым богатым командам возможность тратить больше, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
Ожидается, что в следующем году рейтинг «Формулы-1» продолжит тенденцию к росту после череды подписаний и продлений контрактов в паддоке. Шарль Леклер в январе заключил новое соглашение с «Феррари», предполагающее значительное повышение зарплаты к 2025 году. Его новый партнер по команде, Хэмилтона шокировал мир автогонок, объявив, что в следующем году он перейдет из «Мерседеса» в «Феррари».
Хэмилтон написал в соцсетях, что за рулем красной «Феррари» «исполнит еще одну мечту детства», но не стоит полностью исключать финансовую составляющую этого шага: по оценкам Forbes, новый контракт позволит ему обогнать Ферстаппена и установить рекорд зарплаты в «Формуле-1».
МЕТОДОЛОГИЯ
С учетом отсутствия в открытом доступе полных и верифицируемых сведений по заработной плате гонщиков «Формулы-1» Forbes сделал собственную оценку по вознаграждению за выступления на чемпионатах совместно с автором Forbes.com Кэролайн Рид из аналитического агентства Formula Money. Показатели основаны на данных финансовой отчетности, юридических документов и пресс-релизов, а также информации, полученной при общении с отраслевыми инсайдерами. Все цифры округлены до ближайшего миллиона.
Гонщики обычно получают базовый оклад, премии за набранные очки или победы на первенствах и чемпионатах, причем сумма последних зависит от величины команды и опыта гонщика. Вознаграждения за пределами трассы, включая рекламные контракты, в данный рейтинг не включены. Налоги и комиссионные отчисления не вычитаются.
Перевод Дарья Сулеймановой
1. Макс Ферстаппен — $75 млн
Команда: Red Bull Racing
Гражданство: Нидерланды
Возраст: 27 лет
Зарплата: $60 млн
Премии: $15 млн
Ферстаппену пришлось ждать Гран-при в Лас-Вегасе в ноябре, чтобы оформить чемпионство среди гонщиков, — на четыре гонки позже, чем он сделал это в 2023 году, но все же нидерландец остается самым доминирующим гонщиком в этом виде спорта с четырьмя титулами подряд. В свои 27 лет он уже несколько раз публично высказывался о возможности завершить карьеру. «У меня контракт до 2028 года», — сказал Ферстаппен, самый молодой гонщик, преодолевший отметку в 200 гонок «Формулы-1», в интервью Road & Track. — «После его окончания мне будет 31 год. Конечно, это еще очень рано, но я начал выступать в 17 лет — это большой срок в «Формуле-1». Ферстаппен добавил, что его долголетие в гонках будет зависеть от того, сколько удовольствия он получит от управления болидом «Формулы-1» в соответствии с новыми техническими требованиями, которые начнут действовать с 2026 года: «У меня нет желания выиграть восемь или девять титулов». Но это не значит, что он полностью откажется от гонок: Ферстаппен выразил заинтересованность в участии в 24-часовых гонках в Ле-Мане и Дайтоне, а также в других форматах автогонок.
2. Льюис Хэмилтон — $57 млн
Команда: Mercedes
Гражданство: Великобритания
Возраст: 39 лет
Зарплата: $55 млн
Премии: $2 млн
Хэмилтон одержал победу в Сильверстоуне на Гран-при Великобритании в июле и стал первым на Гран-при Бельгии из-за дисквалификации — это его первые победы с 2021 года. У него было мало других ярких моментов в разочаровывающем последнем сезоне с «Мерседес», в результате которого он опустился на седьмое место в турнирной таблице. Тем не менее, семикратный чемпион «Формулы-1», которому в следующем месяце исполнится 40 лет, недавно сказал журналистам, что он «сильно недооценил, насколько трудно будет» покинуть «Мерседес», который был его домом на протяжении последних 12 лет.
Его переход в «Феррари» объединяет самого выдающегося гонщика в спорте с самой почитаемой командой, и бренды обращают на это внимание. Уже появились предположения, что Хэмилтон, который давно сотрудничает со спонсорами, включая Tommy Hilfiger, может привлечь в «Феррари»» новые маркетинговые бюджеты.
3. Ландо Норрис — $35 млн
Команда: McLaren
Гражданство: Великобритания
Возраст: 25 лет
Зарплата: $12 млн
Премии: $23 млн
Норрис не смог обогнать Макса Ферстаппена в борьбе за титул чемпиона мира среди пилотов, но 13 подиумов в этом году помогли ему привести «Макларен» к неожиданному Кубку конструкторов, первому для команды с 1998 года. «Возможно, я не был готов к противостоянию с «Ред Булл» и Максом», — сказал он журналистам в прошлом месяце. — «Но я думаю то, что я сделал после летнего перерыва, приближает меня к тому, кем я должен быть, и я думаю, что этого будет достаточно, чтобы бороться за чемпионство в следующем году». В сентябре Норрис в партнерстве с администрацией автодрома в Сильверстоуне создал «Ландостенд» — специальную трибуну на 15-м повороте, которая заработает на Гран-при Великобритании в июле 2025 года. Болельщики раскупили все 10 000 билетов по цене около $600 за три дня посещения менее чем за два часа.
4. Фернандо Алонсо — $27,5 млн
Команда: Aston Martin
Гражданство: Испания
Возраст: 43 года
Зарплата: $24 млн
Премии: $3,5 млн
После успешного 2023 года, когда он занял четвертое место в зачете пилотов, Алонсо большую часть этого сезона боролся за выживание, опустившись на девятое место, в то время как «Астон Мартин» набрал примерно на треть меньше очков в зачете конструкторов, чем в прошлом году. Во время особенно тяжелого отрезка из двух гонок осенью он подхватил инфекцию горла и повредил плечо на ухабистой трассе в Бразилии. И все же популярный испанец — первый гонщик «Формулы-1», принявший участие более чем в 400 гонках Гран-при, — признался, что долго думал о своем будущем, и в итоге в апреле он решил подписать продление контракта с «Астон Мартин» до 2026 года, когда ему исполнится 45 лет.
5. Шарль Леклер — $27 млн
Команда: Ferrari
Гражданство: Монако
Возраст: 27 лет
Зарплата: $15 млн
Премии: $12 млн
Леклер, занявший в этом году третье место в зачете пилотов, и всего 18 очков проигравший занявшему второе место Норрису, привлекает к себе внимание, поскольку в следующем году будет выступать в паре с Льюисом Хэмилтоном в «Ферарри», но на Гран-при Абу-Даби он стал частью еще одного запоминающегося тандема. 27-летний гонщик принял участие в пятничной тренировке вместе со своим 24-летним братом Артуром — пилотом отдела развития «Ферарри», что сделало их первыми братьями, когда-либо выступавшими в «Формуле-1» в качестве напарников.
6. Джордж Рассел — $23 млн
Команда: Mercedes
Гражданство: Великобритания
Возраст: 26 лет
Зарплата: $15 млн
Премии: $8 млн
Рассел подписал контракт с «Мерседес» до следующего сезона и, поскольку Льюиса Хэмилтона в составе команды на следующий сезон заменил 18-летний Андреа Кими Антонелли, 26-летний британец теперь выглядит явным первым номером в «Серебряных стрелах». «Я думаю, это будет позитивное изменение для всех», — сказал недавно в интервью ESPN Рассел, который занял шестое место в турнирной таблице и выиграл две гонки, упустив третью победу только из-за дисквалификации в Спа.
7. Оскар Пиастри — $22 млн
Команда: McLaren
Гражданство: Австралия
Возраст: 23 года
Зарплата: $5 млн
Премии: $17 млн
После успешного дебютного сезона в 2023 году Пиастри стал еще лучше в 2024-м, одержав первые в своей карьере победы на Гран-при в Венгрии и Азербайджане и заняв четвертое место в зачете пилотов. Он будет выступать за «Макларен» еще как минимум два года по условиям контракта, подписанного в сентябре 2023 года — за несколько дней до того, как он завоевал свой первый подиум.
8. Серхио Перес — $19,5 млн
Команда: Red Bull Racing
Гражданство: Мексика
Возраст: 34 года
Зарплата: $12 млн
Премии: $7,5 млн
Перес подписал двухлетний контракт в июне, но в оставшейся части сезона был практически неконкурентоспособным, опустившись на восьмое место в турнирной таблице. Год назад мексиканец был вторым в личном зачете, уступив только своему товарищу по команде Максу Ферстаппену. Его неудачное выступление вызвало множество предположений о том, что он не вернется в «Ред Булл» в следующем сезоне. Давний советник команды Хельмут Марко сказал F1-Insider в октябре: «Если результаты будут неудовлетворительными, то даже контракты станут бесполезны. В конце сезона мы сядем и обсудим, кто станет лучшим напарником для Ферстаппена». После финала сезона в Абу-Даби Перес впервые признал, что может не вернуться в 2025 году, сказав: «Посмотрим, что произойдет в ближайшие дни».
9. Карлос Сайнс — $19 млн
Команда: Ferarri
Гражданство: Испания
Возраст: 30 лет
Зарплата: $10 млн
Премии: $9 млн
Сайнс, занявший в этом году пятое место в зачете пилотов, оказался в числе тех, кто оказался не у дел после перехода Льюиса Хэмилтона в «Феррари», и теперь после четырех сезонов в красной команде, он перейдет в «Уильямс»: «У меня есть водительское эго, и я не могу этого понять», — сказал он Sky Sports в ноябре, через четыре месяца после подписания контракта с «Уильямс». — «В то же время, это создает для меня еще больший вызов; это даже заставляет меня больше стараться для «Уильямс», который вкладывал в меня деньги, поддерживал с самого начала и пришел ко мне год назад».
10. Пьер Гасли — $12 млн
Команда: Alpine
Гражданство: Франция
Возраст: 28 лет
Зарплата: $10 млн
Премии: $2 млн
Большую часть сезона Гасли и «Альпин» с трудом набирали очки, но в последние несколько недель сезона француз финишировал третьим в Бразилии и пятым в Катаре, отчасти благодаря изменению настроек дифференциала. Подписанный в июне контракт позволит ему остаться в команде до 2026 года.