«Эта волна будет нести нас»: в MLS ждут Мюллера с Де Брейне и готовы к уходу Месси

Совокупная стоимостью клубов MLS превысио $20 млрд, посещаемость уступает только АПЛ
В начале 2025 года сразу пять франшиз MLS преодолели отметку своей стоимости в $1 млрд. Самым дорогим третий год подряд был признан «Лос-Анджелес» ($1,25 млрд), вторым идет «Интер Майами» Лионеля Месси ($1,2 млрд), третья строчка у «Лос-Анджелес Гэлакси» ($1 млрд). Средняя стоимость всех клубов лиги подскочила до $690 млн, что на 121% больше, чем в 2019 году.
По прибыли за 2024 год лидерство принадлежит «Интер Майами» — $190 млн. После того, как два года назад совладелец «Интера» Дэвид Бекхэм, которого Sportico поставил на восьмое место в списке самых высокооплачиваемых спортсменов в истории ($1,61 млрд), убедил аргентинского гения переехать в Майами, лига и клуб грамотно реализуют его коммерческий потенциал.
Накануне старта сезона-2025 «Интер», его титульный спонсор, круизная компания Royal Caribbean, MLS и официальный вещатель лиги Apple TV запустили промо с участием Месси. Его показали на огромном экране стадиона в Новом Орлеане, на котором проходил Супербоул. В ролике чемпион мира-2022 промчался по полю, жонглируя мячом для американского футбола, который он затем отправил в девятку ворот. Ажиотаж вокруг Лионеля такой огромный, что перед началом нового сезона «Интер» привлек 10 новых спонсоров, отмечает Insider Sport.
За последний год MLS показала рост от спонсорства на 13% с доходами в размере $665 млн. Среди всех франшиз по числу новых спонсорских соглашений лидирует «Чикаго Файр», к которому в 2024 году присоединилось более 40 новых брендов. Также отмечается, что компании из более чем 20 стран стали спонсорами в прошлом сезоне, продемонстрировав возросшую привлекательность лиги в мире, констатирует SportsPro. Среди игроков по количеству персональных рекламных контрактов вполне ожидаемо лидирует Месси (21).
Также лига подтвердила увеличение на 12% дохода от продажи билетов, что обусловлено ростом интереса к матчам болельщиков. В 2024 году поединки посетило более 12,1 млн фанатов, включая игры регулярного сезона и плей-офф Кубка MLS. По общей посещаемости лига уступает только английской Премьер-лиге (АПЛ).
«Никто, и я в том числе, в начале своего пути в MLS 25 лет назад и представить себе не могли о выходе на нынешний уровень - с совокупной стоимостью клубов в $20 млрд, — отмечает многолетний комиссар лиги Дон Гарбер. — Из 50 самых дорогих клубов в мировом футболе 20 представляют MLS. Никто бы не мог этого предсказать даже пять лет назад. В настоящее время лига имеет постоянство, которого никогда не было в истории спорта в США и Канаде: 30 клубов, 26 футбольных стадионов, а франшизы перманентно растут в цене».
MLS зарабатывает ничтожно мало от телевидения
Несмотря на уверенный рост стоимости клубов и доходов ($2,2 млрд в год), MLS еще далеко до самых прибыльных лиг США, таких как Национальная футбольная лига американского футбола (НФЛ), заработавшая в 2024 году 23 млрд, зафиксировал Sports Business Journal. Кроме того, у бесспорных успехов лиги существует обратная сторона медали — 16 из 30 нынешних команд не смогли получить прибыль в прошлом году.
У такой тенденции несколько причин, одной из которых является рост стоимости привлечения лучших игроков. Согласно отчету Ассоциации игроков MLS (MLSPA), годовая зарплатная ведомость клуба «Интер Майами» уже превышает $39 млн, на втором месте с $32 млн идет «Торонто». Франшизы вынуждены тратить большие деньги на привлечение лучших игроков в надежде увеличить рост доходов, прежде всего, от телевидения. В то время как топовые европейские футбольные лиги преимущественно зарабатывают на огромных контрактах с вещателями, основной статьей доходов MLS остаются сборы от домашних поединков.
10-летнее соглашение с Apple TV на $2,5 млрд ($250 млн в год) заметно уступает даже менее прибыльным лигам, чем НФЛ ($10 млрд в год). К примеру, Национальная хоккейная лига (НХЛ) по сделкам с ABC/ESPN и TNTSports зарабатывает $640 млн в год. Также важно учитывать большие производственные расходы MLS, связанные с трансляциями матчей, достигающими $80 млн в год.
Даже несмотря на то, что в 2024 году среднее число уникальных зрителей Apple TV с 7 вечера до 11 вечера составило более миллиона человек, многие клубы в частном порядке высказывают жалобы. «Если вы дома вечером и у вас Hulu или YouTube, вы нас не найдете, – признался один из руководителей команды MLS. – Apple очень привязан к месту назначения. Это не обычная стриминговая платформа. Вот в чем проблема: как нам охватить большую аудиторию?»
Чуть больше года назад, перед первым матчем регулярного сезона-2024 «Интер Майами», старший вице-президент Apple по сервисам Эдди Кью публично призвал других владельцев MLS подписывать больше звезд. По мере приближения летнего трансферного окна 2025 года появляются попытки ряда владельцев лиги следовать этой стратегии.
Ожидается, что летом в Америку переберутся 34-летняя легенда «Манчестер Сити» Кевин де Брейне и еще один знаменитый ветеран - Томас Мюллер из «Баварии». Однако идея о том, что прибытие большого количества европейских звезд на закате карьеры каким-то образом позволит лиге резко увеличить прибыльность, сомнительна хотя бы потому, что клубы MLS исповедуют ее с момента своего учреждения в 1994 году.
За последние 30 лет доигрывать в Америку приезжали такие выдающиеся мастера, как Девид Бекхэм, экс-капитан «Ливерпуля» Стивен Джеррард, суперфорвард Златан Ибрагимович, многократный чемпион Англии в составе «Манчестер Юнайтед» Уэйн Руни, пятикратный победитель Лиги чемпионов Гарет Бэйл, чемпион мира-2006 в составе сборной Италии Андреа Пирло и множество других суперзвезд. Но до приезда Месси только Бекхэму удавалось оказать ощутимое влияние на популярность лиги, привлекая внимание публики из-за пределов США. Остальные звезды приезжали в американские и канадские клубы с большой помпой, но очень скоро покидали лигу, так и не добившись ничего заметного.
Уход Месси – не проблема, лига рассчитывает получить импульс для развития за счет ЧМ-2026
В настоящее время в лиге хорошо зарабатывают ранее сиявшие в Европе Лоренцо Инсинье («Торонто», $15,4 млн), Серхио Бускетс («Интер Майами», $8,7 млн), экс-игрок «Зенита» Себастьян Дриусси («Остин», $6,7 млн), Федерико Бернардески («Торонто», $6,2 млн), Эктор Эррера («Хьюстон Динамо», $5,2 млн) и Луис Суарес («Интер Майами», $1,5 млн), зафиксировала Statista.
Поток мастеровитых игроков в MLS не иссякает — главной проблемой остается восприятие лиги как турнира, куда звезды приезжают доигрывать. Месси все еще хорош, но летом ему уже исполнится 38 лет, и даже если руководству «Интера» удастся продлить с ним контракт еще на год, Америке совсем скоро понадобится новая суперзвезда. Впрочем, боссы MLS не спешат делать трагедию из скорого ухода аргентинца.
По словам старшего вице-президента лиги по альянсам брендов Грега Милларда, у MLS «абсолютно достаточно инструментов», чтобы заполнить коммерческий вакуум после ухода восьмикратного обладателя «Золотого мяча».
«Траектория коммерческого роста лиги была задана задолго до того, как Лионель пришел сюда. Хотя мы, безусловно, выигрываем от его присутствия, я думаю, что существует более долгосрочная тенденция, позволяющая нам прогрессировать независимо от наличия такой суперзвезды. Мы готовы к уходу Месси, – отметил Миллард. – Владельцы клубов инвестируют во все больше и больше выдающихся игроков, которые также заполнят эту пустоту по мере нашего продвижения вперед».
Одним из существенных драйверов роста руководители MLS называют разнообразную и молодую фан-базу. В лиге выступают игроки из более чем 80 стран (больше, чем в любой из американских професиональных лиг и больше, чем даже в АПЛ), что дает ее партнерам возможность взаимодействовать с широкой, многокультурной аудиторией. Особенно в преддверие ЧМ-2026, который пройдет в США, Канаде и Мексике.
«Коммерческий эффект домино имеет большое значение. Есть много умных денег, которые говорят: «Эй, футбол популярен в США. MLS — футбольная платформа номер один в этой стране, и они будут здесь еще долго после чемпионата мира. Эта волна может нести нас в течение длительного периода времени», — заключил Миллард.