К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рекордный, но убыточный: все о деньгах женского Евро-2025

Фото Daniela Porcelli / Getty Images
Фото Daniela Porcelli / Getty Images
2 июля в Швейцарии стартовал женский чемпионат Европы по футболу. Это уже 14-й розыгрыш континентального трофея, и по оценкам, он должен стать самым успешным за всю историю проведения Евро. В третий раз подряд участие в нем примут 16 команд, для которых приготовлен внушительный призовой фонд. Внимание к турниру от спонсоров беспрецедентное, а УЕФА уже потирает руки в предвкушении большого дохода. Forbes Sport расскажет, как женский Евро-2025 бьет рекорды

В конце лета 2023 года в мировом спорте все обсуждали женский чемпионат мира. И не только по причине того, что глава Королевской испанской футбольной федерации (RFEF) Луис Рубиалес во время церемонии награждения сборной Испании — победительницы ЧМ — поцеловал игрока команды Дженни Эрмосо, что привело к уголовному преследованию и стоило ему места в RFEF.

Тот турнир стал революционным для женского футбола с точки зрения внимания и поддержки. Были проданы рекордные 1,7 млн билетов, общее же количество телезрителей перевалило за 2 млрд. Стал ЧМ среди женщин и финансово успешным — ФИФА отчитывалось о доходе в $570 млн, а в экономике Австралии, которая принимала турнир вместе с Новой Зеландии, прибавилось $864 млн.

Сотрудничество с женским футболом стало гораздо более привлекательным и для брендов: в 2023 году чемпионат мира поддержали 30 официальных спонсоров — рекордное в истории число компаний.

 

Спустя два года женский футбол ожидает очередной крупный турнир — со 2 по 27 июля в Швейцарии проходит чемпионат Европы, который еще до своего начала объявил о рекордных показателях.

УЕФА ждет прибыль в €128 млн — на €65 млн больше, чем было на Евро-2022

В 2021 году мировой спорт оправился от пандемии и вышел из «пузыря». В 10 странах прошел отложенный на год чемпионат Европы по футболу, а Олимпиада в Токио, несмотря на все опасения, все-таки состоялась, хоть и без болельщиков.

 

В тот год летом должно было состояться еще одно крупное спортивное событие — женский чемпионат Европы по футболу. Но УЕФА, оценив все риски и не захотев делить внимание с более популярными спортивными мероприятиями, перенесли женский Евро-2021 на год. Кстати, сборная России числилась в списках участников турнир до тех пор, пока в 2022-м не была отстранена от участия в турнирах под эгидой УЕФА.

Прошло три года с тех пор, как 87 000 болельщиков на лондонском стадионе «Уэмбли» пришли в восторг от победного гола Хлои Келли в ворота сборной Германии в финале женского Евро. Сборная Англии стала чемпионом, что тогда широко освещалось в СМИ, как «переломный момент в женском футболе». Правда, каждый следующий год называли так же — в Австралии и Новой Зеландии прошел чемпионат мира, побивший все рекорды по доходам и посещаемости, в Европе все чаще женские лиги стали получать статус профессиональных, а в США женские футбольные клубы стали стоить в десятки раз больше, чем можно было представить.

Новым этапом в развитии женского футбола должен стать Евро-2025. УЕФА за несколько месяцев до старта турнира в Швейцарии предоставил отчет, в котором заявил, что этот турнир снова изменит правила игры. Союз намерен получить от женского Евро доход в размере €128 млн, то есть вдвое больше, чем было на турнире в Англии три года назад (€63 млн), и в 32 раза больше, чем было получено на соревновании с участием восьми команд в 2005 году (€3,9 млн).

 

Большую часть от дохода Евро-2025, по мнению УЕФА, должны принести продажи прав на трансляцию — это €72 млн. Турнир будут транслировать в более чем 190 странах, и ожидается, что совокупная аудитория Евро в прямом эфире достигнет 500 млн человек. В 2022 году было 374 млн.

От спонсоров союз рассчитывает получить €41 млн, и это на 145% больше, чем было три года назад. В спонсорский портфель Евро входят 15 партнеров: четыре отдельных спонсора турнира, пять национальных, а также три лицензиата. Среди самых известных — Amazon, Hublot и Grifols.

Еще €15 млн УЕФА намерен получить от продажи билетов и других услуг. За неделю до старта турнира в Швейцарии было продано 600 000 билетов из примерно 677 000 доступных. Это чуть меньше, чем было на Евро в Англии (575 000) несмотря на то, что «Олд Траффорд» и «Уэмбли» предлагали больше мест, чем стадионы в Швейцарии. На Евро-2025 самая большая арена в Базеле вмещает 34 250 болельщиков, самая маленькая в Сьоне — 7 750 зрителей.

По информации УЕФА, около 35% билетов были раскуплены иностранными болельщиками, около 61 000 приобрели немцы, 41 000 — англичане, 16 000 — французы и 15 000 — жители Нидерландов. В общем же покупки билетов были совершены более чем в 100 странах. Сообщалось, что интерес к Евро также есть у фанатов из Америки и Австралии.

Рекордный призовой фонд

Деньги в женском футболе все еще несравнимы с теми, что есть в мужском. 11 самых дорогих футболисток Евро-2025 в сумме еще не дотягивают даже до стоимости одного Джуда Беллингема или Киллиана Мбаппе — самых высокооплачиваемых футболистов Клубного чемпионата мира, который проходит одновременно с Евро. То же касается и совокупной стоимости сборных-участниц турнира в Швейцарии. Их, кстати, как и на двух предыдущих Евро будет 16 — все как в мужском континентальном первенстве: по четыре команды в четырех группах. Из нововведений: на всех матчах женского Евро впервые будет работать полуавтоматическая система определения офсайда.

 

Новым окажется и призовой фонд турнира. Ему, конечно, еще далеко до призовых турниров с участием мужских команд (только у КЧМ-2025 он составляет $1 млрд), но он уже вполне ощутим для футболисток, не привыкших зарабатывать большие деньги. Тем более, что впервые в истории Евро все игроки, участвующие в турнире, получат гарантированную долю призовых денег. УЕФА обязала национальные ассоциации выделять своим игрокам от 30% до 40% от общего объема выплат.

«Мы хотим, чтобы все, кто вносит свой вклад в успех Евро, были вознаграждены, — заявила Надин Кесслер, глава отдела женского футбола УЕФА. — Этот турнир принадлежит всем».

Общий призовой фонд женского чемпионата Европы составляет €41 млн. Все 16 команд получат гарантированный бонус за участие в размере €1,8 млн. За результаты на групповом этапе тоже положены гонорары: €50 000 за ничью и €100 000 за победу. За выход в четвертьфинал дадут €550 000, в полуфинал — €700 000. 

Второе место гарантирует €850 000, победа на Евро — €1,75 млн. Таким образом победители, если они также выиграют три матча группового этапа, смогут заработать €5,1 млн.

 

Для сравнения, на чемпионате Европы три года назад победители, то есть сборная Англии, в общем заработала порядка €2 млн, гарантированный бонус за участие составил всего €600 000, а общий призовой фонд — €16 млн, то есть в два раза меньше, чем будет сейчас.

В некоторых европейских лигах сезон в женском футболе еще идет. Чтобы компенсировать клубам, чьи игроки были вызваны в национальные сборные для участия в Евро, расходы, в 2022 году УЕФА ввел программу клубных льгот. В этом году она увеличится вдвое — до €9 млн. Клубы получат компенсацию в размере €985 за игрока в день. Минимальная сумма, которую клуб может получить за игрока, составляет €19 700.

Впрочем, несмотря на увеличение призовых и клубных льгот, Кесслер заявила, что женский турнир принесет УЕФА чистый убыток в размере €20–25 млн. Для сравнения, мужской Евро-2024, по оценкам, принес €2,41 млрд дохода.

«Мы инвестируем больше, даже если ничего не зарабатываем, потому что это правильно. Мы знаем, насколько важны призовые, и как они влияют на развитие женского футбола», — считает Кесслер.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+