Будущее уже наступило: как УЕФА планирует повысить медиадоход от ЛЧ до €5 млрд

Relevent способствовала продаже прав на Лигу чемпионов в США за $1,5 млрд
В 2027 году завершается 35-летнее сотрудничество УЕФА со швейцарским агентством TEAM Marketing, с которым ассоциируются главные успехи флагманского турнира футбольного союза — Лиги чемпионов. В начале 1990-х это агентство взялось за масштабный ребрендинг турнира, придумав более броское название вместо Кубка чемпионов и предложив болельщикам, коммерческим партнерам и вещателям новые гимн, логотип и формат розыгрыша с групповым этапом.
Сегодня бренд Лиги чемпионов является самым популярным клубным соревнованием в мире. Соперничать с ним по темпам роста может только английская Премьер-лига (АПЛ), но даже ей сложно конкурировать по имиджу. Вездесущий звездный мяч, узнаваемый шрифт, услышанный тысячу раз гимн — все это за последние три десятилетия прочно вошло в футбольный лексикон.
«Они создали бренд, в котором воплотилось все самое лучшее, — утверждает Хьюго Хенсли, руководитель отдела спортивных услуг ведущей консалтинговой компании по оценке брендов и стратегии Brand Finance. — К Лиге чемпионов приковано огромное внимание, и это повышает ее привлекательность, генерируя больше трансляций, спонсорства и денег. С каждым сезоном она становится все более масштабным и глобальным событием».
Лига чемпионов — ключевой драйвер роста доходов УЕФА, благодаря которому выручка союза за последнее десятилетие выросла с €1,755 млрд до €4,4 млрд, которые организация планирует аккумулировать по итогам сезона-2025/26. Это позволило УЕФА выделить на призовые во всех еврокубках в текущей кампании €3,317 млрд — из этой суммы €2,467 млрд придется на участников Лиги чемпионов.
Как и любая другая ведущая спортивная организация, УЕФА пытается выйти на новый уровень доходов. Руководство союза посчитало, что более эффективным партнером, чем TEAM Marketing, в процессе продвижения Лиги чемпионов на глобальных рынках станет маркетинговое агентство Relevent Sports. Помимо УЕФА, основанная в 2012 году компания сотрудничает с рядом европейских футбольных лиг, содействуя немецкой Бундеслиге и испанской Ла Лиге в расширении их присутствия в Америке и других регионах. Принадлежащая владельцу команды Национальной футбольной лиги (НФЛ) «Майами Долфинс» Стивену Россу Relevent также управляет мероприятиями летней серии АПЛ в США.
Американскому агентству удалось нарушить гегемонию TEAM Marketing в 2022 году, когда УЕФА провел тендер на продажу своих коммерческих прав, за которые также сражались другие известные медиа-промоутеры, такие как Infront Sports и Endeavor. В итоге TEAM достались глобальные права, а Relevent заключила контракт на продажу медиаправ на клубные турниры УЕФА в США с 2024 по 2027 годы. Ключевым фактором стала гарантия Relevent на реализацию прав стоимостью не менее $250 млн — на $150 млн больше, чем предыдущее соглашение, отмечает SportsPro.
Летом того же года Relevent подтвердила свои большие возможности, заключив шестилетнюю сделку (до 2030 года) на трансляцию Лиги чемпионов и других еврокубков в США с Paramount. Медиаконгломерат согласился заплатить $1,5 млрд. Этот успех побудил УЕФА полностью завершить сотрудничество с TEAM Marketing, а Relevent получила глобальный мандат на маркетинг, продажу и управление коммерческими правами на мужские клубные турниры УЕФА на шесть сезонов — с 2027/28 по 2032/33 годы.
Обсуждение нового формата Лиги чемпионов, тендер между стриминговыми сервисами
В прошлом сезоне УЕФА инициировал очередную реформу в Лиге чемпионов, запустив экспериментальный цикл с участием 36 команд. Увеличение количества матчей привело к росту стоимости телевизионных прав, благодаря чему клубы теперь могут заработать на 21% больше. Не стоит удивляться тому, что теперь УЕФА рассматривает возможность еще одного изменения формата турнира, а также подхода к трансляциям матчей.
По данным Goal, последние восемь месяцев УЕФА идет на сближение с руководством европейской Суперлиги (задуманный в 2021 году проект с участием лучших клубов континента так и не был запущен). В настоящее время обсуждается соглашение, способное положить конец междоусобной войне в футболе. Ожидается, что в 2027 году в Лиге чемпионов будет осуществлено разделение на две подгруппы. В первой выступят 18 клубов с самым высоким рейтингом УЕФА, во второй — остальные 18 команд. Главная цель реформы — повысить уровень матчей на групповой стадии и снизить количество проходных игр с участием аутсайдеров.
В число заинтересованных сторон также входит коммерческая организация UC3 — созданное в начале 2025 года совместное предприятие УЕФА и Европейской ассоциации клубов (ECA), представляющее более 800 европейских команд. В рамках этого сотрудничества УЕФА консультируется с представителями UC3 по стратегическим вопросам бизнеса и разработке долгосрочных коммерческих стратегий.
В УЕФА рассчитывают, что устранение противоречий в европейском футболе способствует увеличению благосостояния клубов, а Relevent в этом процессе отводится одна из ключевых функций — поиск новых телевизионных площадок для реализации коммерческого потенциала. Промоутер и UC3 объявили о запуске 13 октября тендерного процесса на пяти крупнейших рынках Европы — Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании — на медиаправа Лиги чемпионов в период с 2027 по 2033 годы.
В общей годовой выручке УЕФА в €4,4 млрд телевизионные права являются главным источником дохода — в цикле-2024/27 их стоимость составляет €3,33 млрд за сезон. Клубы, соревнующиеся в Лиге чемпионов, получают примерно 75% от этой суммы, 17% уходит участникам Лиги Европы и 8% — Лиге конференций. Теперь же европейский руководящий орган и ведущие клубы ставят цель превзойти отметку в €5 млрд по годовому медиадоходу от клубных соревнований на континенте, утверждает The Athletic.
Для этого Relevent намерена убедить стриминговые сервисы Netflix, Disney, Apple TV, DAZN, YouTube или Amazon выкупить права на трансляцию по крайней мере одной игры в каждую игровую неделю по всему миру одним и тем же вещателем. Действующие медиапартнеры УЕФА также могут участвовать в торгах за права на трансляции на нескольких рынках и на более длительные сроки, чем трехлетние контракты, которые были стандартом в Европе на протяжении десятилетий.
В настоящее время трансляции еврокубков в каждой стране осуществляют разные вещатели. В Великобритании Лигу чемпионов показывает TNT Sports, в Италии и Германии — Sky Sports и DAZN соответственно. Movistar Plus+ владеет эксклюзивными правами на вещание в Испании, а Canal+ и M6 делят их во Франции. Amazon также владеет правами на трансляцию в Великобритании, Германии и Италии, демонстрируя одну игру в неделю в каждой стране.
Бой Тайсон — Пол на Netflix собрал 108 млн зрителей по всему миру
У ряда стриминговых сервисов уже есть значительный опыт в освещении топовых спортивных мероприятий. Amazon впервые транслировала 10 игр НФЛ на своей платформе Prime Video в 2017 году, а с 2023 года владеет эксклюзивными правами на трансляцию пакета матчей Thursday Night Football в рамках 10-летнего соглашения стоимостью около $1 млрд.
Apple TV+ подписала семилетний контракт на трансляцию игр Главной лиги бейсбола (МЛБ) в 2022 году, и тогда же начала транслировать поединки Главной футбольной лиги (МЛС) в США, в то время как YouTube эксклюзивно транслировал игру первой недели НФЛ ранее в этом сезоне.
В 2024 году Netflix заплатил $150 млн за трансляцию двух игр НФЛ в Рождество в течение трех лет, установив новый рекорд для игр лиги на стриминговой платформе. В среднем 24,3 млн зрителей в США следили за тем, как «Балтимор Рэйвенс» обыграли «Хьюстон Тексанс», а 24,1 млн человек включили телевизоры, чтобы посмотреть, как «Канзас-Сити Чифс» обыграли «Питтсбург Стилерс». Еще один рекорд Netflix установил в ноябре 2024 года — боксерский поединок Майка Тайсона и Джейка Пола собрал 108 млн зрителей по всему миру.
Disney сделала свой первый шаг в мир прямых трансляций спортивных матчей в начале этого сезона, приобретя глобальные права на женскую Лигу чемпионов на сезон-2029/30. DAZN в июне приобрела мировые права на Клубный чемпионат мира ФИФА, выложив $1 млрд. Также этот британский стример транслирует матчи немецкой Бундеслиги и итальянской Серии А за пределами их внутренних рынков в Европе.
Помимо умения находить самых платежеспособных партнеров, Relevent может похвастать стратегическими достижениями. В 2018 году Международная федерация футбола (ФИФА) заблокировала попытку промоутера провести матч чемпионата Испании между «Барселоной» и «Жироной» в Майами, после чего Relevent подала в суд, и выиграла в этом противостоянии.
В декабре 2025 года компания получила одобрение от Ла Лиги на проведение в Майами матча регулярного чемпионата Испании «Барселона» — «Вильярреал» в Майами, что станет первым зарубежным матчем в истории турнира. Также на февраль 2026 года в австралийском Перте запланирован поединок итальянской Серии А «Милан» — «Комо». УЕФА неохотно одобрил проведение этих матчей в порядке исключения, поскольку ФИФА еще не утвердила для этого соответствующую нормативную базу.
