К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

8 метрополитенов мира, в которых необходимо побывать

8 метрополитенов мира, в которых необходимо побывать
Самое глубокое метро мира в Пхеньяне, метро-музей в Афинах и другие метрополитены, куда необходимо спуститься

Зачем спускаться в метро, когда есть личный автомобиль? А уж тем более зачем спускаться в метро в отпуске? Человек предпочитает часами простаивать в пробках, а будучи в чужой стране, он уверен, что из окна такси узнает о ней гораздо больше. Между тем во многих городах мира метрополитен стремительно перестает быть безликим перевозчиком — к строительству новых станций привлекают архитекторов и художников с мировыми именами, а кое-где метро с самого начала создавалось как уникальный аттракцион, призванный радовать глаз, внушать гордость и транслировать национальный колорит. Ведь подземные памятники архитектуры способны удивить не меньше, чем самая яркая наземная достопримечательность.

Пхеньян (КНДР)
REUTERS·2010

Пхеньян (КНДР)

Схема самого глубокого (около 110 м) метро похожа на скрещенные мечи джедаев: две ветки, красная и синяя, пересекаются в одной точке — переходе со станции «Военная победа» на платформу «Боевой товарищ». Это единственное в мире метро, где названия абсолютного большинства станций никак не соотносятся с наземными объектами (например, одна из конечных станций называется Rakwon — Рай). Впрочем, туристу, решившему посетить пхеньянское метро, придется ограничиться коротким перегоном между двумя конечными станциями вверху красной ветки. Весь остальной метрополитен для иностранцев закрыт. Обе платформы, которые можно посетить (Puhung и Yongwang), спроектированы по-московски масштабно и оформлены в стиле социалистического реализма: мозаичные панно рассказывают о жизни Великих Лидеров и простых трудяг, а гроздья люстр-салютов добавляют национального колорита. Атмосфера под стать убранству: громкоговорители транслируют патриотические песни и марши, а сигналы к отправлению поездов дают девушки в военной форме. Ходят слухи, что эти станции, построенные позже других, — «потемкинская деревня» и они намного эффектнее остальных. Узнать правду — все равно что взглянуть на обратную сторону Луны. Существует мнение, что остальные станции и вовсе закрыты из-за нехватки в стране электричества.

Часы работы 05:00—21:30

Стоимость поездки 5 вон (около 1 рубля)

Важная станция Puhung

Неофициальный сайт www.pyongyang-metro.com

Карта

Стокгольм (Швеция)
Photas·Alamy

Стокгольм (Швеция)

Метро Стокгольма называют самой протяженной арт-галереей в мире. Движение за внедрение искусства в повседневную жизнь, вдохновленное писателем  Августом Стриндбергом, возникло в Швеции еще в XIX веке. Сейчас в метро Стокгольма насчитывается 100 станций и 90 из них демонстрируют работы более чем 150 художников. Ориентироваться в истории подземного искусства просто: в 1950-х и 1960-х (зеленая и красная ветка соответственно) художники подключились к процессу уже после строительства станции — и им оставалось лишь украшать стены керамическими рельефами и мозаиками. Революция произошла в 1970-х вместе с освоением нового способа строительства: потолок и стены перестали выравнивать и просто покрывали своды слоем жидкого бетона — так выходило гораздо дешевле. Опасаясь ассоциаций с царством мертвых, художники принялись красить своды в яркие цвета, украшать наивной живописью и рассаживать по стенам-скалам фигурки пингвинов. Получившийся в итоге инфернальный детский сад не имеет аналогов в мире. Но искусство развивается быстрее, чем строятся станции, и поэтому некоторые из них служат площадками для временных (обновляемых примерно четыре раза в год) экспозиций актуальной живописи, скульптуры и дизайна. В числе таких станций-галерей — Odenplan, Slussen, Fridhemsplan, Zinkensdamm и Gardet.

Часы работы 05:00—01:00

Стоимость поездки 20 крон (около 82 рублей)

Важная станция T-Centralen

Официальный сайт www.sl.se

Карта

Бильбао (Испания)
Photas·Alamy

Бильбао (Испания)

Крупнейший город Страны Басков до конца прошлого века был известен разве что металлургической промышленностью. Метро, созданное по проекту знаменитого британского архитектора Нормана Фостера, было открыто здесь только в 1995 году, за два года до знаменитого музея Гуггенхайма, созданного другим мэтром — Фрэнком Гери. Метро в Бильбао — это пример современной архитектуры, когда функциональность, выраженная в инженерных коммуникациях и конструктиве, является эстетикой сама по себе, не нуждаясь в декоративных средствах. Примечательно, что новое метро не раз признавалось самым чистым в Европе. Две ветки нетипичных цветов (оранжевая и черная) половину пути идут параллельно (с одной и той же платформы можно попасть в поезда разных веток), а потом расходятся в разные стороны, как рога у буквы Y. Платформы расположены неглубоко, что позволяет использовать естественное солнечное освещение, которое в избытке круглый год. Архитектором была переосмыслена даже привычная форма платформы-коробки: станция Abando похожа на трубу с закругленными стенами и потолком, обшитыми листами серебристого металла. Но больше всего горожане полюбили остекленные входы в метро, торчащие из-под земли, как дыхательные трубки, ласково называя их «фостеритос». Кстати, в 1998 году Норман Фостер получил за проект в целом и станцию Sarriko в частности архитектурную премию Brunel.

Часы работы 06:00—23:00 (по пятницам 06:00—02:00)

Стоимость поездки €1,40 (внутри 1 зоны)

Важная станция Abando

Официальный сайт www.metrobilbao.net

Карта

Неаполь (Италия)
Foto SA·Corbis

Неаполь (Италия)

Окультуриванию метро Неаполя подверглось недавно, в 2001–2007 годах,  и этим проектом власти постарались улучшить репутацию города, больше известного мафией-Каморрой и грабителями на Веспах, чем богатыми традициями в области искусства. В итоге переделок с участием главных современных итальянских художников, архитекторов и критиков от искусства шесть центральных станций на красной ветке получили негласное прозвище Metrò dell'Arte (Метро искусств). Станцию Museo, например, украшают древнеримские артефакты на фоне голубовато-молочных панелей из плексигласа, атриум Dante — неоновая инсталляция-цитата из Данте Алигьери и концептуально привинченные к стенам ботинки, а центральный коридор Materdei и вовсе украшен скульптурными «структурами» отца минимализма американца Сола Левитта. По задумке пешеходные площади перед станциями стилистически связаны с входами и подземным пространством в единое целое: архитектор станции Salvator Rosa Алессандро Мендини, известный своим ярким эксцентричным стилем, не только оформил станцию, но и предложил художникам разрисовать стены окружающих площадь домов. Власти Неаполя на достигнутом останавливаться не собираются: на 2010 год намечено открытие станции Monte St Angelo по проекту скульптора Аниша Капура, с входом, напоминающим гигантскую нору.

Часы работы 06:00—23:00

Стоимость поездки €1,10

Важная станция Salvator Rosa

Официальный сайт www.metro.na.it

Карта

Москва (Россия)
РИА Новости

Москва (Россия)

Московский метрополитен с самого начала был больше чем просто подземная транспортная сеть. По меньшей мере 44 его станции являются памятниками архитектуры, и его вполне можно назвать самым популярным музеем в мире с 9 млн посетителей ежедневно. Туристы ценят за фотогеничность и большое сходство с дворцами — из-за лепнины и позолоты — барочные «Арбатскую» и «Комсомольскую». Романтики — «Новослободскую» с мягким свечением витражей в латунном обрамлении. «Кропоткинская» с лотосообразными, почти древнеегипетскими, колоннами и скрытыми светильниками традиционно любима архитекторами. Бронзовые собаки и матросы с наганами в арках вестибюля «Площади Революции» — главный детский аттракцион: среди 76 скульптур нет ни одной стоячей, вследствие чего фигуры выглядят напряженными и живыми. Но главный фаворит опросов общественного мнения — «Маяковская», нетипичное для сталинского монументализма изящное ар-деко с мозаиками Александра Дейнеки в круглых потолочных нишах. Городская легенда гласит, что стальные дуги, использованные при строительстве станции, сделаны из ребер дирижабля Циолковского.

Часы работы 05:30—01:00

Стоимость поездки 26 рублей

Важная станция «Маяковская»

Официальный сайт www.mosmetro.ru

Карта

Мюнхен (Германия)
Fotobank·Getty Images

Мюнхен (Германия)

Первая ветка (U6) мюнхенского метро U-Bahn была построена специально к Олимпиаде 1972 года, печально известной расстрелом израильской делегации. Похоже, задачей мюнхенских властей было не столько заполнить станции искусством, сколько сделать пребывание там максимально радостным, превратив метро в подобие декораций мультфильма «Желтая подводная лодка». Здесь градиентные радуги Candidplaz и Dülferstraße, труба-калейдоскоп Garching и Georg-Brauchle-Ring с двумя яркими пиксельными панно современного немецкого художника Франца Аккермана в длину платформы и общим весом 60 тонн. Правда, своей любимой станцией горожане называют скромную Westfriedhof — результат сотрудничества архитекторов с дизайнером светильников Инго Маурером. Он подвесил к потолку 11 абажуров диаметром 3,8 м каждый, выкрашенных изнутри в разные цвета, — близость их к платформе создает уютную среду инкубатора с мягким интимным освещением.

Часы работы 04:15—01:30

Стоимость поездки €2,40 (билет на короткую поездку — не более двух станций — стоит €1,20)

Важная станция Westfriedhof

Официальный сайт www.mvv-muenchen.de

Карта

Лиссабон (Португалия)
Photas·Alamy

Лиссабон (Португалия)

Станции метро в столице Португалии спроектированы без особых архитектурных изысков, зато оформлены в высшей степени декоративно — традиционной для страны глазурованной плиткой азулежу. При минимальных денежных вливаниях со стороны небогатого государства, начиная с 1950 года, художница Мария Кейл лично оформила изразцами с геометрическим орнаментом 19 станций (среди них Intendente, Anjos, Alvalade, Campo Pequeno, Restauradores), вернув к жизни полузабытый жанр и вдохновив целое поколение художников. Те принялись складывать из плиток пазлы, собирая большие живописные панно в вольной последовательности (Campo Grande, Oriente), или облицовывать стены плитками-обманками с разными оптическими  эффектами (Colegio Militar). Национальная традиция сохраняется до сих пор: в оформлении просторной и светлой станции Olaias использованы огромные керамические панели, разноцветные витражи, похожие на битую плитку, и высоченные колонны цвета необожженной глины.

Часы работы 06:30—01:00

Стоимость поездки €0,80

Важная станция Olaias

Официальный сайт www.metrolisboa.pt/eng

Карта

Афины
Photos·Alamy

Афины

Метрополитен в Афинах был введен в эксплуатацию в 1869 году, то есть всего на 6 лет позже, чем старейший, лондонский. Строительство его приравнивалось к археологическим раскопкам и, как оказалось, не напрасно: многие из добытых тогда артефактов выставлены на территории станций в музейных витринах. На платформе Syntagma кроме капителей и амфор за стеклом показан реальный разрез грунта, в который попало даже древнее захоронение. На станции Akropoli выставлены копии мраморных скульптур и архитектурных фрагментов из собраний Британского музея, о возвращении которых в Парфенон Греция ведет переговоры с 1983 года. Древности нередко соседствуют с творениями современных авторов: в зеркальном атриуме той же станции Syntagma подвешены зонтики известного художника Георга Зонголопулоса, на платформе Larissa вместо привычных лавок люди садятся на колени металлических мужчин в котелках, а на Ethniki Amyna Костас Цоклис «посадил» под самой крышей лес искусственных деревьев, назвав инсталляцию «Подземным парком».

Часы работы 05:30—24:00 (пн—чт), 05:30—02:00 (пт—сб)

Стоимость поездки €1 (единый билет дает право проезда в метро, автобусах, троллейбусах, трамваях и пригородных поездах в течение 90 минут с момента активизации)

Важная станция Syntagma

Официальный сайт  www.amel.gr

Карта

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+