Бюджет на три года: новая подушка безопасности, нехватка инвестиций и соцрасходы

Необходимость увеличивать подушку безопасности связана с рисками глобальных последствий курса на декарбонизацию, принятого ведущими западными странами и Китаем. Уже к 2030 году этот курс приведет к устойчивому снижению мирового спроса на нефть и уголь. Скачок цен на энергоресурсы в последние месяцы объясняется временным перегревом рынка под влиянием интенсивного восстановления спроса, энергетического кризиса в Европе и Китае, сдерживания роста добычи со стороны ОПЕК+, а также перебоев с поставками нефти в Мексиканском заливе. Когда эти факторы будут исчерпаны, можно ожидать реализации официального прогноза, предполагающего постепенное снижение нефтяных цен с нынешних уровней, превышающих $80, до $50–60 за баррель в 2024 году.
Заложенный в проект бюджета прогноз роста ВВП по 3% в 2022–2024 годах соответствует принятому в начале октября Единому плану достижения национальных целей развития. Такое ускорение экономического роста, с одной стороны, является условием сохранения бюджетной устойчивости. Этому соответствуют ожидаемые объемы бюджетных доходов не только федерального бюджета, но и консолидированного бюджета, включая регионы и внебюджетные фонды.
С другой стороны, основные расходы федерального бюджета на национальные проекты и новые стратегические инициативы, а также инфраструктурные инвестиции за счет ФНБ необходимы для достижения национальных целей, в том числе по экономическому росту. Объем таких расходов в структуре бюджета год от года увеличивается.
Однако главным вызовом с точки зрения ускорения роста уже много лет остается недостаточный объем частных инвестиций. Для обеспечения трехпроцентного роста ВВП эти инвестиции должны расти по 5–6% в год. Некоторые институциональные механизмы для привлечения инвесторов, такие как соглашения о защите и поощрении капиталовложений и создание региональных инвестиционных стандартов, были включены в Единый план достижения национальных целей. Основной упор при этом делается на ресурсы крупных корпораций и компаний с госучастием. Меры поддержки предпринимательской и инвестиционной активности малого бизнеса включают в себя налоговые льготы и льготные займы.
Проект бюджета предполагает стабильное финансирование расходов на образование и сохранение его доли в бюджетных расходах. Дополнительные расходы предусмотрены на строительство новых школ и повышение квалификации учителей. Увеличены расходы на развитие цифровой среды, компьютерной грамотности и цифрового контента, без чего невозможно обеспечить современное качество образования. Стоит обратить внимание на финансовое обеспечение безопасности школ и вузов, включая системы видеонаблюдения и сигнализации на случай чрезвычайных ситуаций, а также довольно высокие расходы, заложенные на отдых и оздоровление детей.
За период пандемии выросла приоритетность для бюджета расходов на здравоохранение. В 2022–2024 годах они останутся на повышенном уровне по сравнению с допандемийными значениями 2019 года. Предусмотрен рост расходов на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. Часть дополнительных социальных расходов, появившихся в 2020–2021 годах, в том числе выплаты семьям с детьми, приняли постоянный характер, на эти цели в бюджете заложено более 2 трлн рублей в расчете на три года. Будет развиваться универсальный подход к поддержке малообеспеченных семей с детьми на основе возможностей оценки нуждаемости, которое обеспечит создание системы «Социального казначейства».
Помощь региональным бюджетам в 2021 году все еще превышает ранее запланированные объемы. На фоне новой волны роста заболеваемости коронавирусом может возникнуть необходимость принятия новых антикризисных мер не только в 2021-м, но и в 2022 году. Текущая конструкция бюджета позволяет направлять на эти цели средства резервного фонда правительства.
В целом российский бюджет на три года хорошо защищен от конъюнктурных колебаний, ключевым риском остается пандемия, а главным вызовом — одновременная реализация десятков проектов и инициатив, связанных едиными целями и ресурсами. А чтобы облегчить этот процесс, со следующего года «проектные» расходы в составе госпрограмм предполагается отделить от так называемых процессных, связанных с текущим обеспечением бюджетного сектора.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
