Устойчивее пирамиды Хеопса: зачем египтяне вложили $1 млрд в создание зеленого музея

Туризм уже приносит Египту более 12% ВВП, а скоро эта цифра вырастет. По прогнозам рейтингового агентства Fitch Solutions, с 2025-го по 2029 год Египет заработает на путешественниках $97 млрд.
В основном туристов привлекает одна из трех пирамид, расположенных в Гизе недалеко от Каира, — пирамида Хеопса. До недавнего времени миллионы людей посещали Музей египетских древностей на площади Тахрир в Каире. Он работал с 1902 года и уже давно не обеспечивал современный уровень безопасности экспонатов и комфорт туристов, посетители не могли толком ничего рассмотреть, рассказывает бывший директор музея Тарек Саид Тауфик.
В 1992 году тогдашний президент Египта Хосни Мубарак объявил о планах строительства Большого египетского музея — Great egyptian museum (GEM). Новое здание должно было располагаться вне Каира, вблизи пирамид, чтобы создать единый туристический комплекс.
Конкурс на проектирование объявили в 2002 году, в 2003 выбрали победителя. Им стал китайский архитектор, живущий в Дублине, — Хенеган Пэн. Открытие музея планировалось в 2012 году, но в 2011 году в Египте случился переворот, получивший название «арабская весна». В результате действующее правительство было свергнуто, начался период активной политической борьбы. Это притормозило открытие, снизила темпы строительства и пандемия в 2019–2020 годах. Только весной 2025 года часть галерей GEM открылась для посещения, весь комплекс должен заработать 4 ноября 2025 года.
Как музей вписан в ландшафт
Пэн решил, что здание не должно возвышаться над пирамидами, которые расположены в пределах видимости посетителей, а давать туристам возможность «подняться» до них с более низкого плато. Также Пэн хотел дать посетителям ощущение жизни в Египте в противовес обычной ассоциации с его древней культурой смерти.
За пример для подражания архитектор взял Нил. Река течет в 20 км от музея, и именно благодаря ей развитие цивилизаций в этом пустынном регионе стало возможным. В музее несколько уровней, которые «наползают» друг на друга, имитируя изгибы африканской реки. Здание в форме клина состоит из ряда сложенных пластин. «Музей находится между уровнем долины Нила и плато, но не поднимается выше пирамид. Дизайн музея использует разницу в уровнях, чтобы создать новую «границу» плато», — объясняет Пэн.
Однако древние архитекторы никогда не возводили конструкции на песчаных холмах, поэтому при всех очевидных египетских мотивах в архитектуре строение принадлежит XXI веку, считает бывший директор GEM Тарек Саид Тауфик. При нем велось строительство нового здания.
Прозрачная стена музея дает возможность посетителям увидеть три пирамиды. Здание занимает 120 акров, его площадь 90 000 кв. м, в галереях строения будут выставлены 100 000 экспонатов. Общий вес конструкции GEM 1,5 млн т, это здание в четыре раза больше, чем здание музея Метрополитена в Нью-Йорке.
Из чего сделан фасад музея
Основной мотив фасада — пирамиды: северная сторона здания состоит из 250 000 треугольных каменных элементов, которые образуют полупрозрачную стену. Такая форма повторяет очертания пирамид Гизы.
Материал фасада — египетский известняк, песчаник и алебастр. Их использовали и строители пирамид. Камень добывали в Египте, в известных со времен фараонов карьерах, например, в районах Тура и Минья. С инженерной точки зрения фасад представляет собой сложную систему: каменные панели закреплены на стальной конструкции, а за ними устроена вентилируемая прослойка для теплоизоляции и защиты от влаги, что обеспечивает долговечность и комфортный микроклимат внутри здания.
Часть панелей на фасаде сделана из традиционного египетского материала оникса. Он полупрозрачен, поэтому днем пропускает солнечный свет, здание как будто светится изнутри, а ночью лампы изнутри освещают пустыню. Таким образом восприятие фасада трансформируется в течение дня и напоминает о том, как меняется пустыня на солнце.
За что музей признали зеленым зданием
GEM первым в Африке получил сертификат зеленого здания EDGE Advanced, который подтверждает, что функционирование музея сохраняет ресурсы и учитывает особенности климата. Затраты на электроэнергию здесь на 60%, а расход воды на 34% ниже, чем в аналогичных зданиях.
Создатели музея максимально использовали естественные возможности для освещения, вентиляции и охлаждения помещений. Например, облицовка из песчаника выполняет функцию теплоизолятора: понижает температуру внутри за счет поглощения тепла от интенсивного солнца пустыни. Также в здании есть небольшие отверстия, которые уменьшают прямое проникновение солнечных лучей и обеспечивают вентиляцию. Они глубоко утоплены и дополнены встроенной системой, напоминающей ажурные деревянные решетки, характерные для машрабии. Это элемент традиционной арабской архитектуры, закрывающий снаружи окна и балконы или используемый, как ширмы или перегородки.
Также песчаник встроен в систему защиты от дождя и вентиляции, а за счет своих естественных свойств впитывать влагу и быстро высыхать позволяет адаптировать здание к пустынному климату. «Как только вы входите в здание, вы ощущаете прохладу, потому что здесь есть тень», — поясняет архитектор, жена Пэна, Ройзен Хенеган.
Почему туристам станет лучше
«Система посещения пирамид до GEM представляла собой хаос. Местный житель мог заплатить за вход и экскурсию по плато 150 египетских фунтов, приезжий — 1000. Это было соревнование, кто лучше умеет торговаться. Мало кого из путешественников устраивала такая ситуация», — пояснила Forbes специалист по устойчивому развитию Ханин Шахин.
Чтобы избавить посетителей от очередей и неразберихи появилась система онлайн-бронирования билетов. Электронный формат может облегчить управление туристическим потоком, сократить очереди и повысить прозрачность доходов.
Строительство музея поменяло и доступ к пирамидам. В конце концов они станут единым туристическим объектом. С апреля 2025 года новую систему посещения тестируют. Ее главное новшество — перенос главного входа на территорию пирамид. Теперь посетители попадают в комплекс через просторные новые «Великие ворота» на пустынной трассе. Для снижения транспортной нагрузки власти запретили въезд частных машин и обычных туристических автобусов. Их заменил парк из 45 электробусов, курсирующих каждые пять минут. Уже в первый день запуска система перевезла 13 800 человек.
Что не нравится местным жителям
Серьезные изменения коснулись торговли сувенирами и катания на животных. В течение многих лет туристы сталкивались с агрессивными продавцами и навязчивыми предложениями покататься на верблюдах или лошадях. Теперь все операторы перенесены в специально выделенные зоны вдали от основных маршрутов.
Международная организация защиты животных PETA приветствовала ограничение использования животных: зоозащитники часто фиксировали случаи истощения и жестокого обращения с верблюдами и лошадьми. «Животных буквально забивают до смерти, а затем выбрасывают как мусор за ворота», — говорит вице-президент PETA Asia Джейсон Бейкер.
По задумке властей, рассказывает Шахин, внутри музейного комплекса с пирамидами туристы смогут получить массу услуг: посетить рестораны, покататься на верблюдах и даже искупаться в бассейне. Развлечения будут доступны по единому билету. По мнению Шахина, это превращает пирамиды в аттракцион для приезжих и практически (в силу дороговизны) исключает доступ к ним местных жителей. Кроме того, преобразование пирамид в дорогой курорт может снизить их историческое и культурное значение. По информации на официальном сайте музея, цена для граждан Египта составляет 200 египетский фунтов (около 300 рублей), для иностранцев — 610 египетских фунтов (около 1000 рублей).
«Музейный комплекс, скорее всего, будут сопровождать старые проблемы Египта: бесправные работники и отсутствие социальных гарантий», — считает Шахин.
В апреле в Каире прошли протесты. Египтяне требовали не ограничивать доступ торговцев на территорию и не выносить катание на животных за пределы основных маршрутов. Правительство приостановило введение лицензий для доступа на территорию, но осенью вернулось к ранее озвученным правилам.
Между тем многие местные жители поддерживают новую музейную систему и обновление территории. Благодаря строительству в пустыне построили скоростное шоссе, соединяющее пирамиды с Каиром, а рядом с музеем разбили сады и площади. По словам Пэна, пока в Египте на одного гражданина приходится меньше всего общественных пространств. Музей хоть в какой-то мере улучшил этот показатель.
Но оценить насколько устойчивым будет развитие музея на этом этапе сложно. Новое здание и система распределения туристских потоков сделали этот культурный объект доступнее для посещения, и у него прекрасные экономические перспективы. Однако остается вопрос баланса между доходами GEN, научной и просветительской работой.
Общество видит музей как универсальный институт, призванный ей «угождать», «обслуживать» досуг и сферу развлечения, желательно с использованием хранимого уникального культурного наследия, отмечает музеолог Андрей Будко.
Музеи будущего сталкиваются с фундаментальным противоречием между необходимостью сохранения уникальных артефактов и стремлением обеспечить максимальную доступность для широкой аудитории. С одной стороны, сохранение требует ограничения физического контакта и даже временного изъятия экспонатов из публичного доступа, чтобы предотвратить их разрушение или утрату. С другой — посетители ожидают от музеев открытости, образовательной миссии и инклюзивности, что подразумевает расширение доступа, проведение интерактивных выставок и внедрение новых форм взаимодействия с коллекциями. При этом музей должен учитывать интересы местного сообщества и не разрушать экологию.
