Устойчивые новости: китайские климатические цели и роль СССР в глобальном потеплении

Китай устанавливает климатические цели и спорит с США
На климатическом саммите ООН в Нью-Йорке председатель КНР Си Цзиньпин представил новые климатические цели. К 2035 году Китай сократит выбросы парниковых газов на 7-10% от пиковых значений и увеличит долю возобновляемой энергии в энергобалансе страны до 30%. Также планируется шестикратный рост мощностей солнечной и ветровой энергетики по сравнению с 2020 годом. Ранее КНР заявляла только о цели достичь пика выбросов до 2030 года и стать углеродно-нейтральной до 2060 года.
Выступая в ООН по видеосвязи, китайский лидер подчеркнул, что «зеленый переход — это тренд времени», и добавил: «Пока некоторые страны действуют против него, международное сообщество должно держаться правильного курса». Наблюдатели сочли это намеком на позицию США. Дональд Трамп отрицает реальность климатического кризиса и накануне выступления Си Цзиньпина назвал изменение климата «величайшим мошенничеством, когда-либо совершенным в мире».
К сожалению, озвученные Пекином обязательства оказались ниже ожиданий экспертов. Ведь по подсчетам ученых, для выполнения целей Парижского соглашения Китай должен сократить выбросы вдвое-втрое сильнее, то есть на 20-30%. Однако ряд аналитиков обнадежил: в долгосрочной перспективе у КНР остается возможность превысить заявленные цели.
Страна —мировой лидер в сфере зеленых технологий, а также крупнейший инвестор в чистую энергетику. В 2024 году объем вложений в эту область достиг $625 млрд и составил почти треть от мирового уровня. Эмиссия парниковых газов в Китае также снижается. В первой половине 2025 года она сократилась на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главное — снижение выбросов произошло не из-за проблем в экономике и падения производства, а благодаря росту использования возобновляемой энергии.
Европа подсчитывает экономический ущерб
В 2020–2023 годах среднегодовые потери стран ЕС от катастрофических погодных явлений составили €44,5 млрд — в два с половиной раза больше, чем в 2010-2019 годах, подсчитало Европейское агентство по окружающей среде (EEA).
В докладе отмечается, что почти три четверти компаний в ЕС, производящих услуги и сервисы, зависят хотя бы от одной экосистемы. Природная деградация, потеря биоразнообразия и климатические изменения создают серьезные риски для конкурентоспособности европейских бизнесов. Опасность представляет и дефицит воды, которому способствуют засухи и неэффективное сельское хозяйство. Около 30% европейских территорий уже столкнулись с этой проблемой.
Новый доклад вышел на фоне обсуждения европейскими странами целей по сокращению выбросов парниковых газов. Цель, вынесенная на согласование Еврокомиссией, — снизить выбросы на 90% к 2040 году по сравнению с 1990 годом вместо принятых в 2021 году обязательств снизить эмиссию на 55% к 2030 году.
Некоторые страны ЕС, в том числе Франция и Польша, настаивают, что такие высокие темпы перехода окажут сильное давление на их экономики. Пока окончательного решения по целям ЕС принято не было, но председатель Еврокомиссии Урсула Фон дер Ляйен пообещала, что и общие, и национальные цели будут приняты и озвучены к моменту начала СОP30, который пройдет в ноябре в Бразилии.
В докладе EEA говорится, что с 1990 года ЕС снизил выбросы парниковых газов на 37% — это произошло в основном за счет сокращения использования ископаемого топлива и удвоения доли возобновляемых источников энергии.
Ученые назвали виноватых в изменении климата
Журнал Nature опубликовал исследование, впервые установившее связь между выбросами крупнейших нефтяных компаний и государств и участившимися волнами жары.
Ученые проанализировали 213 эпизодов аномально высокой температуры по всему миру в 2000–2023 годах. Если в первом десятилетии деятельность человека увеличивала вероятность появления волн жары в 20 раз по сравнению с естественным климатом, то в последующем десятилетии эта вероятность выросла уже в 200 раз. В исследовании доказывается, что усугубила этот процесс эмиссия парниковых газов, произведенная конкретными компаниями и государствами, экономика которых связана с добычей углеводородов. К ним относится 180 корпораций и стран — так называемых карбоновых мейджоров — самых крупных добытчиков ископаемого топлива.
Больше всех увеличил вероятность аномально жаркой погоды, по подсчетам Nature, бывший СССР, существовавший до 1991 года. За ним следует Китай, на третьем месте — нефтедобывающая компания из Саудовской Аравии Aramco, на четвертом — «Газпром», замыкает пятерку американская ExxonMobil.
Эксперты полагают, что выводы ученых могут использоваться как аргументы в судах — и помочь тем, кто пытается заставить нефтегазовые компании возместить ущерб, связанный с изменениями климата и влиянием экстремальной жары на здоровье.
Договор о защите ничейных океанов вступает в силу
В январе вступит в силу соглашение о сохранении биоразнообразия международных вод, или соглашение об открытом море, — первый правовой инструмент, направленный на охрану морских экосистем в международных, то есть не принадлежащих ни одной стране, водах. Сейчас государства контролируют моря в 200-мильной зоне от своих берегов, все, что «выше», — общее. Исторически высокие моря управлялись по принципу «свободы морей»: все могли пользоваться ими, но никто не отвечал за их сохранность. Это привело к тому, что ресурсы стали быстро истощаться, а экосистемы — разрушаться.
Текст этого договора ООН подготовила еще в 2023 году, но, чтобы он начал действовать, нужна была подпись минимум 60 стран. К середине 2025 года всего 31 государство одобрило документ, их число значительно увеличилось во время июньской конференции ООН по защите мирового океана, а в сентябре к соглашению присоединился 60-й участник — Марокко.
Документ требует от стран проводить экологическую оценку строительных или исследовательских работ, что должно защитить водные пространства от использования разрушительных технологий и загрязнения. Соглашение также позволяет создавать в мировом океане охраняемые зоны — территории, где вводится частичный или полный запрет рыболовства, туризма, судоходства и подводного бурения.
Сейчас за пределами национальных юрисдикций под защитой находится лишь 1% морских территорий. Благодаря новому договору страны рассчитывают довести этот показатель до 30% к 2030 году.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
