Глобальный пересчет: как в последние годы изменилась система ESG-рейтингов в России

Как бизнесу стали ставить оценки за благие дела
Вплоть до середины XX века считалось, что для бизнеса (за редким исключением) главное — прибыль. Однако движение за права человека и появление транснациональных компаний привели к пониманию, что не только деньги определяют успех предприятий. В 70-е годы прошлого века основатель Всемирного экономического форума (WEF) Клаус Шваб ввел термин «капитализм стейкхолдеров». Он подразумевает, что компании должны соблюдать интересы не только владельцев, но и других сторон: клиентов, акционеров, работников, общества.
Важную роль сыграл и баптистский священник, афроамериканец Леон Салливан. В 1977 году он отправился с миссией в ЮАР и поразился жестокости режима апартеида. Будучи членом совета директоров General Electric (тогда компании включали в органы правления сторонних людей), священник решил повлиять на бизнес и разработал «Принципы Салливана» — первый корпоративный кодекс, который требовал от компаний соблюдать права человека и нести социальную ответственность. Это стало одним из шагов к формализации нефинансовых критериев оценки бизнеса.
Первые попытки систематизировать социальные и экологические инициативы компаний инвесторы предприняли в 1980–1990-х. В это время появились фонды ответственного инвестирования, например, Jupiter Asset Management в Великобритании, которые при отборе активов учитывали социальную ответственность компаний. Тема стала популярной на международной политической арене, а количество фондов, инвестирующих в компании, ориентируясь на их общественные инициативы, возросло.
В 1998 году Джон Элкингтон ввел понятие «тройная нижняя линия» — люди, планета, прибыль, заложив основу для будущих ESG-методологий. Эти методологии переводят принципы устойчивого развития на язык цифр через нефинансовую отчетность бизнеса.
На международном уровне в 1997 году заработала Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI), созданная при участии Коалиции за экологически ответственный бизнес и Программы ООН по окружающей среде. Специалисты GRI разработали показатели для оценки экологического и социального воздействия компаний.
Термин ESG впервые появился на страницах официальных документов в 2004 году в докладе Who Care Wins, подготовленном при участии Глобального договора ООН. Авторы доклада пришли к выводу, что включение сведений об экологических, социальных и управленческих факторах в инвестиционный анализ снижает уровень риска потери денег для компаний и инвесторов, а стоимость бизнеса в долгосрочной перспективе растет.
Для упрощения анализа данных о компании инвесторами появились ESG-рейтинги. Их составители запрашивают данные у бизнеса, чтобы оценить усилия в устойчивом развитии.
Самые известные рейтинги составляют MSCI, Sustainalytics, CNP, EcoVadis, ISS и S&P Global SAM (ранее назывался Robeco SAM). С развитием ESG-повестки появились разнообразные системы оценки, включая международный Carbon Disclosure Project (CDP), который фокусируется на анализе воздействия компаний на климат.
Для упрощения ориентации инвесторов в показателях устойчивости компаний крупные консалтинговые и рейтинговые агентства разработали ESG-индексы — биржевые инструменты, отражающие качество раскрытия ESG-информации, внедрение устойчивых практик и рост доходности акций. Попадание в индексы, такие как Dow Jones Sustainability Index (DJSI World), является сложной задачей. Только два российских эмитента — «Полиметалл» и «Яндекс» — смогли это сделать. Самый крупный портфель ESG-индексов у MSCI, S&P выпускает индекс 500 ESG, а Dow Jones — семейство индексов DJSI. Обычно доступ к индексам платный.
ESG-рэнкинги представляют собой списки компаний, упорядоченные по определённым правилам. Рейтинг лучших ESG-компаний по Sustainalytics — это тоже рэнкинг. Рэнкинги можно выпускать по каждому критерию ESG, они опираются на публичные данные. Однако объективность такой оценки может быть низкой, так как наличие отдельных ESG-практик не всегда отражается в доступной отчетности.
На рынках США и ЕС институциональные инвесторы используют анализ ESG-показателей для оценки рисков на горизонте 20–50 лет. В научной среде продолжается дискуссия о соответствии рейтингов их ключевой функции: достоверно отражать инвестиционные риски или служить индикатором будущей доходности. Существующие системы оценок устойчивого развития критикуют за значительные расхождения в методологии, разные оценки одним и тем же компаниям и преимущества крупных компаний в получении высоких строчек благодаря привлечению специалистов к подготовке данных.
Российские системы ESG-оценки
Крупнейшие российские компании стали участвовать в популярных зарубежных рейтингах в середине 2010-х. Чаще всего это было продиктовано надеждой привлечь дополнительное финансирование или требованиями иностранных владельцев.
Первый российский ESG-рейтинг появился в 2018 году после выпуска дебютных зеленых облигаций на Московской бирже. В 2020 году вышли методологии по ESG-рейтингам четырех агентств — АКРА, «Эксперт РА», RAEX и Национального рейтингового агентства. Тогда отечественные рейтинги сильно проигрывали глобальным конкурентам из-за меньшего спроса со стороны компаний и инвесторов. К настоящему времени национальные рейтинги стали более методологически проработанными и востребованными.
Также в России существуют рейтинги, напоминающие глобальные системы, но с другой аудиторией пользователей. К ним можно отнести рейтинг лучших работодателей Forbes, который учитывает три составляющие устойчивого развития. Его пользователями в основном являются соискатели работы.
Российский союз промышленников и предпринимателей формирует ESG-индексы «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития».
В России существуют национальные рейтинги, такие как «Топ-50 компаний: зеленый переход» и «Топ-50 компаний: цепочка поставок» от RAEX и другие.
В 2022 году международные рейтинговые агентства перестали присваивать российским предприятиям статусы в области устойчивого развития. Однако часть российских компаний продолжает заполнять формуляры для тех рейтингов, которые позволяют это сделать. Мотивы включают желание «не выпасть из повестки», сохранить созданную внутри компании систему отчетности и надежду на привлечение иностранных инвесторов в будущем. Кроме того, российские компании сталкиваются с требованиями предоставить нефинансовую отчетность по национальным системам оценок в странах, таких как Китай и Индия.
Например, в феврале 2025 года компания «Русал» получила ESG-рейтинг от китайского агентства China Chengxin Green Finance Technology (CCXGF), а в сентябре 2025 года Газпромбанк подписал меморандум о сотрудничестве с этим агентством. Участие российского бизнеса в рейтингах отражает инерцию включенности в международную зеленую повестку до 2022 года и приверженность России целям устойчивого развития. В среднесрочной перспективе лидерство в зеленой повестке и ESG-рейтингах может перейти к Китаю.
Как государство стало играть ведущую роль в оценке устойчивости компаний
После ухода многих зарубежных инвесторов с российского фондового рынка в 2022 году спрос на ESG-оценки снизился, и возник риск, что рейтинги останутся только PR-инструментом локального значения. Однако российские власти стали драйвером внедрения ESG-оценок, стремясь получить ясные количественные данные о влиянии проектов и компаний на экологию и социальную сферу.
В 2023 году на Петербургском международном экономическом форуме был презентован ЭКГ-рейтинг — экология, кадры и государство. Это комплексная система оценки деловой репутации бизнеса, направленная на определение уровня благонадежности, социальной и экологической ответственности. Методика утверждена государством в виде национального стандарта ГОСТ Р 71198–2023. Оценка строится на данных о работе компаний.
Агентство стратегических инициатив (АСИ) также готовит государственный рейтинг качества жизни в регионах, учитывающий такие факторы, как качество медицинского обслуживания, образования, жилья и инфраструктуры, безопасность, состояние экологии, возможности для самореализации и социальная защита.
Московские власти с марта 2024 года оценивают компании на соответствие целям устойчивого развития. ESG-статус можно получить, подав заявление в Департамент инвестиционной и промышленной политики города и предоставив необходимые документы.
Регионы, такие как Ямал, а также экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, также выпустили отчеты по отдельным направлениям устойчивого развития.
Интересно, что не только государство пытается оценивать бизнес, но и рейтинговые агентства анализируют власти с точки зрения ESG-принципов. Например, агентство «Эксперт РА» с 2021 года составляет устойчивый рэнкинг российских городов.
Однако самую значительную роль для бизнеса в скором времени начнет играть Стандарт общественного капитала бизнеса (СОКБ).
Каким будет самый главный государственный российский стандарт для бизнеса
В июне 2023 года на встрече с членами общероссийской организации «Деловая Россия» президент Владимир Путин поставил задачу создать социальный бизнес-стандарт. Мотивом стало объединение усилий государства и предприятий для решения социально-экономических задач. Без стандарта каждая организация действовала по собственному усмотрению, что затрудняло системную поддержку инициатив со стороны государства, поясняла генеральный директор провайдера стандарта — АНО «Общественный капитал» Асият Багатырова.
В течение двух лет над документом работали правительство, Центральный банк и Агентство стратегических инициатив. Как говорят разработчики, стандарт имеет много общего с международными ESG-практиками, но учитывает и российскую специфику — долгосрочные цели страны.
СОКБ уже тестировали крупнейшие отечественные компании, такие как «Русал», X5, «Сибур», ГК «Дело», Дом.РФ, «Абрау-Дюрсо», «Магнит», Сбербанк, Газпромбанк, «Эн+» и другие.
Полноценный запуск цифровой платформы стандарта запланирован на конец 2025 года, заявили на ПМЭФ представители АСИ и АНО «Общественный капитал». К концу 2027 года 10 000 компаний должны быть оценены по новому стандарту. Всего в нем 90 показателей. Разработчики уверяют, что для минимизации нагрузки на бизнес значительная часть информации будет поступать из статистической и бухгалтерской отчетностей, которые организации и так предоставляют.
Представители Минэкономразвития обещают, что в будущем на основе успехов в выполнении стандарта компании смогут получить доступ к более дешевым кредитам и поддержке государства.
Пока новый стандарт у бизнес-сообщества энтузиазма не вызывает: необходимо предоставлять довольно много данных, а взамен только расплывчатые обещания преференций в будущем. К тому же в России уже есть различные системы оценки нефинансовой отчетности компаний.
Почему в России не доверяют оценкам
Попытки внедрить множество стандартов и рейтингов косвенным образом указывают на проблему доверия к существующим показателям оценки.
Пока в России присвоение рейтинга оплачивает сама компания, и такой способ финансирования служит источником сомнений. Если хотя бы один из рейтингов начнет финансировать инвестиционный фонд, как это происходит за рубежом, доверие к нему существенно вырастет.
В связи с этим можно отметить тренд на регулирование российским государством ESG-рейтингов. В 2023 году Банк России разработал рекомендации для повышения качества методологии и развития практики присвоения ESG-рейтингов. А 14 мая 2025 года директор департамента корпоративных отношений Центробанка Екатерина Абашеева пообещала, что Банк совместно с Минэкономразвития России определит единые показатели ESG-отчетности для компаний, чтобы они «не подсвечивали» только свои достижения.
С одной стороны, такие меры могут повысить прозрачность и сопоставимость рейтингов, а с другой — унификация снижает потребность в получении различных рейтингов для более глубокой оценки своих практик.
При этом большое значение имеет открытость системы рейтингования. В России рейтинговые агентства используют собственные базы данных. Это может касаться оценки страновых и отраслевых рисков или сравнения отдельных показателей деятельности компаний. Кроме того, сейчас в стране получение рейтинга — добровольная практика.
Когда ESG-рейтинги станут надежными и востребованными
Стимулировать интерес к ESG-рейтингам помогут следующие шаги:
- Добавление в финансовую отчетность показателей, которые демонстрируют влияние ESG-факторов на ключевые финансовые результаты компании.
- Включение инвестиционных фондов и институтов развития (таких как ВЭБ.РФ или РФПИ) в финансирование ESG-рейтингов для обеспечения независимости оценок.
- Введение обязательных требований для включения ESG-рейтингов в проспекты эмиссий и корпоративные отчеты, чтобы повысить их роль на рынке капитала.
При этом основу для развития российского финансового рынка и его зеленых инструментов может создать устойчивый и развитый сегмент институциональных инвесторов.
Формированию такого сегмента будет способствовать стимулирование рынка и повышение доверия к инвестированию через управляющие компании, большая свобода выбора компаний для инвестирования для страховых и пенсионных фондов, а также повышение финансовой грамотности частных инвесторов. В этих условиях объективные зеленые рейтинги естественным образом станут необходимы как ответ на потребность стейкхолдеров в достоверной и прозрачной информации.
