К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

8 возможностей начать свой бизнес в другой стране

8 возможностей начать свой бизнес в другой стране
На чем можно зарабатывать россиянину в Турции, Бразилии, Бангладеш и еще пяти странах

В России чемоданные настроения. Бизнесмены уже привычно смотрят в сторону Лондона, Нью-Йорка или Израиля. Однако пытливый ум понимает, что предпринимательские возможности не ограничены тремя точками на карте. Турция нам почти родная, Новая Зеландия — родина хоббитов, которые в переводе Гоблина изъясняются совсем понятно.  В Казахстане нам привычно, в Бразилии бодро-экзотично. Актуальный вопрос для тех, у кого есть свой бизнес и кто хотел бы уехать за границу, — а чем я буду там заниматься? Forbes выбрал восемь стран, где выход на рынок для россиян не сложен. И собрал мнения экспертов о том, какие варианты могут быть интересны для инвестиций.

Новая Зеландия
Foto SA·Corbis

Новая Зеландия

Площадь: 265 846 кв. км

Население: 4,4 млн чел.

Денежная единица: новозеландский доллар

ВВП на душу населения: $27 400

Одно из самых стабильных государств мира очень дружественно относится к предпринимателям из других стран (в том числе, к россиянам). Особенно, если они инвестируют в туризм, издательское дело, производство и экспорт экологически чистых диетических, низкокалорийных продуктов питания, создание и развитие новых упаковочных технологий. За вклад в развитие экономики государства премьер-министр Новой Зеландии даже предоставляет гражданство. Здесь можно купить бизнес по очистке мусорных контейнеров экологически чистым способом или круизную яхту для организации туристических маршрутов в Заливе Островов. Единственное, что омрачает эту идиллию, — сентябрьское землетрясение. Российских предпринимателей оно, по-видимому, не смутило, и поток бизнес-эмигрантов из России в сентябре существенно не уменьшился.

Турция
Итар-ТАСС

Турция

Площадь : 785 387 кв. км

Население: 73 млн чел

Денежная единица: турецкая лира

ВВП на душу населения: $11 400

Казалось бы, Турция давно открыта как крупными российскими инвесторами (телекомы, строительство отелей), так и «челночниками», закупающими оптом трикотаж в Анталии или в знаменитом стамбульском районе Лалели для перепродажи в российских регионах. Однако, по словам Натальи Мильнер, коммерческого директора консалтингового агентства «Шан-Тур», работающего в Турции под торговой маркой «Совет», «в последнее время украинцев и казахов среди инвесторов здесь даже больше, чем русских». Заработать на простой торговле вряд ли получится. «Микробизнес (инвестиции до $50 000) просто не выживает — через год работы закрываются 8 из 10 микрофирм, так как предприниматели не имеют опыта, надеясь на турецких «друзей», — говорит Мильнер. А вот производство может быть интересным вариантом для инвестора. По словам Мильнер, наиболее удобна схема организации производства в Турции на собственном сырье (фабрики по переработке сырья, упаковочные линии или же просто консолидационные склады продукции). «Этот прибыльный механизм уже опробовали угольные компании, на очереди российские и украинские металлурги, которые поставляют в Турцию вторчермет за копейки (готовые полуфабрикаты на территории Турции имеют уже совершенно другую стоимость). Аналогично работают и украинские производители минеральных вод, пищевых добавок и продуктов питания, которые не представлены на рынке Турции», — говорит она. Другими интересными направлениями инвестиций в Турции, по мнению экспертов агентства «Шан-Тур», могли бы стать терминалы для приема платежей и спортивно-развлекательные объекты.

Индонезия
Foto SA·Corbis

Индонезия

Площадь: 1 910 900 кв. км

Население: 237,6 млн чел.

Денежная единица: индонезийская рупия

ВВП на душу населения: $4000

Русских много на Бали, «райском» острове, — они открывают здесь школы серфинга и дайвинга, где обучают в основном соотечественников. По словам автора книги «Жизнь и работа за рубежом» Сергея Сандера, на Бали можно снять роскошную виллу за $1500 в месяц. Неслучайно знакомые бывшего инвестбанкира Алексея Теплицкого организуют здесь агентство по подбору персонала для уборки вилл — арендаторов из России много.

«Бали — это далеко не вся Индонезия, которая сама по себе очень перспективна для открытия бизнеса, особенно связанного с экспортом древесины или переработкой нефтепродуктов, этим можно заняться на острове Суматра», — говорит Питер Прабу, сооснователь и партнер международной компании Interstice Consulting, несколько лет проживший в Индонезии, а теперь консультирующий иностранных инвесторов в России.

Филиппины
Photas·Alamy

Филиппины

Площадь: 299 764 кв. км

Население: 90,5 млн чел.

Денежная единица: филиппинский песо

ВВП на душу населения: $3300

Раньше о Филиппинах вспоминали только в связи с домработницами, сиделками и  гувернантками, ведь филиппинки во всем мире слывут честными, добрыми и исполнительными  работницами. Поэтому сотрудничество со страной ограничивалось, в основном, кадровыми агентствами, которые «импортировали» филиппинок. Но есть и другие возможности.  Создать колл-центр, например.

«На Филиппинах также можно начать небольшой «креветочный» бизнес — для этого понадобится чуть более $5000, — говорит консультант Питер Прабу. — Нужно всего лишь приобрести небольшой участок в акватории для выращивания и ловли там креветок, которые затем можно экспортировать». Однако предприниматель Антон Васильев, работающий на Филиппинах, не согласен с тем, что начать креветочный бизнес так уж легко, по его словам, этот сектор, как и многие отрасли на Филиппинах, оккупировали китайцы. Сам Васильев участвует в форуме филиппино-российского сотрудничества, занимается недвижимостью, консалтингом, а недавно вместе с партнерами открыл блинную. Занимается он и микрофинансированием. «Деньги в страну поступают в первую очередь от филиппинцев, живущих за границей, которые скупают тут недвижимость, — говорит Васильев, — а также от экспорта фруктов (бананы, манго и пр.),  туризма,  добычи полезных ископаемых, рыбного промысла, экспорта мебели и аксессуаров».

С некоторых пор иностранцев заинтересовал еще один вид бизнеса в этой стране — лизинг помещений.  Приезжие из разных стран часто находят здесь филиппинского партнера и закупают недвижимость, которую переделывают под студенческие хостелы и отели, а потом сдают отремонтированные помещения в субаренду. По словам Васильева, это перспективное направление, ведь на Филиппинах требуются помещения под общежития, «так как здесь реально не хватает качественного жилья, а молодых ребят, студентов, сотрудников компаний, которые готовы платить за такое временное жилье, много». Правда, и здесь есть свои подводные камни — начинать подобный бизнес филиппинцу будет проще, так как по действующему законодательству иностранцу землю не продадут.

Казахстан

Казахстан

Площадь: 2 724 900 кв. км

Население: 16,2 млн чел.

Денежная единица: казахский тенге

ВВП на душу населения: $11 800

Казахское телевидение старается во многом брать пример с России, в том числе и по части развлекательного контента  («Наша Казаша», кадр из которой на фото — аналог российского телевизионного шоу «Наша Раша»). Растет и казахский интернет (в 2009 году его аудитория удвоилась), а на рынке провайдеров интернет-услуг появляются крупные игроки. Все это говорит о том, что наступили лучшие времена для иностранных медиакомпаний, желающих освоить новую многотысячную аудиторию. «Сейчас Казахстан интересен прежде всего тем, что стоимость входа на рынок очень низкая, — говорит руководитель компании «Нотамедиа» Адриан Крупчанский. — Фактически в Казахстане нет своих компаний, которые могли бы производить собственные качественные телевизионные и интернет продукты, поэтому медиапространство активно захватывают варяги. Но, насколько мне известно, сейчас запущено несколько очень больших проектов национального масштаба, в которых иностранные компании выступают только исполнителями, так что в ближайшие год-два ситуация будет меняться и так легко на рынок выйти уже не получится».

Коста-Рика
Foto SA·Corbis

Коста-Рика

Площадь: 51100 кв. км

Население: 4,2 млн чел.

Денежная единица: костариканский колон

ВВП на душу населения: $10 900

Около 60% населения Коста-Рики моложе 30 лет. И здесь много выходцев из других государств. Значит, следует обратить особое внимание на то, что может интересовать эти целевые группы. В стране есть государственная программа поддержки малого бизнеса, благодаря чему на улицах костариканских городков появилось множество небольших книжных магазинов, лавочек с разнообразным товаром, секонд-хендов американской одежды. Коста-Рика также является крупнейшим в мире производителем ореха макадамия, и этим грех не воспользоваться туроператорам. Внутри страны уже организуют ознакомительные туры на ферму Rio Frio Macadamia Farm, где выращивают орех. Консультант Interstice Майк Макнертни отмечает, что экотуризм стал так популярен в Коста-Рике именно благодаря довольно обеспеченному и образованному среднему классу, на котором базируется экономика страны. Чем не интересное направление для инвестиций?

Бразилия
Fotobank·Getty Images

Бразилия

Площадь: 8 514 877 кв. км

Население: 192,6 млн чел.

Денежная единица: реал

ВВП на душу населения: $10 100

Бразильское правительство привлекает иностранных инвесторов с помощью весьма лояльных программ бизнес-иммиграции. Популярные направления деятельности среди русских бизнесменов — это посадка лесов, «мясной» бизнес, а также все виды малого предпринимательства. Достаточно вложить $50 000, чтобы получить вид на жительство на всю семью иммигранта, а затем и бразильское гражданство (его выдадут через четыре года).

Среди перспективных ниш — производство этанола, биоэнергии и пластика из тростника.  Как отмечает Майк Макнертни (Interstice Consulting), на этаноле уже работает почти весь бразильский транспорт. Учитывая бразильское влияние на экономику региона, в этом отношении страна могла бы задать тренд для всей Латинской Америки.

Бангладеш
Fotobank·Getty Images

Бангладеш

Площадь: 147 570 кв. км

Население 160 млн чел.

Денежная единица: така

ВВП на душу населения: $1500

По словам Роберта Генкина, занимающегося прямыми инвестициями в Шри-Ланке, Камбодже и Бангладеш, сегодня эта страна из изгоя превратилась в одного из лидеров растущих рынков (ежегодный рост экономики составляет около 6%). Помимо сельского хозяйства и рыболовства, в Бангладеш выгодно развивать сырьевые отрасли, так как в этой стране пока еще не исчерпаны богатые угольные и газовые запасы. Наряду с Китаем и Турцией государство входит в тройку крупнейших мировых экспортеров текстиля. Как утверждает Генкин, в Бангладеш по-прежнему интересно развивать IT-направление, потому что «стоимость» интеллектуалов все еще привлекательна даже по сравнению с соседней Индией. Главное же, на чем можно сыграть, — это многомиллионное население, большой потребительский рынок. По словам консультанта Разина Рахмана, мало кто знает о том, что в Бангладеш находится самая протяженная  в мире линия пляжей под названием Cox's Bazaar (120 км). «Хотя еще не так давно страна не считалась популярным туристическим маршрутом, — замечает он, — сегодня здесь открываются весьма неплохие перспективы для развития туристической инфраструктуры». Кроме того, правительство Бангладеш идет навстречу новым предприятиям — они освобождаются от уплаты части налогов, предусмотрены и другие виды стимулирования предпринимательской активности.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+