К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

Почему в России не скоро появятся аналоги западных сервисов и чем это грозит бизнесу

Фото Getty Images
Западные компании, в том числе те, кто поставлял программное обеспечение в крупные российские организации, уходят из страны. Отечественный IT-сектор сможет заменить часть зарубежных решений. Однако пользователи столкнутся с недоступностью привычных сервисов, а крупный бизнес вынужден будет использовать менее зрелые и безопасные системы, считает сотрудник бутиковой консалтинговой фирмы Winternine, бывший старший директор по M&A и финансовому планированию в IT-компании Acronis Дмитрий Сабуров

Несмотря на то что курс на цифровую трансформацию и импортозамещение был взят задолго до текущей экономической нестабильности — первые инициативы появились еще в 2014 году, — российские компании до сих пор полностью не перешли на отечественные технологии. К сентябрю прошлого года госорганизации должны были представить проекты по цифровизации, и доля российского программного обеспечения (ПО) в новых системах не могла быть меньше 70%. Однако даже крупные компании все равно оставались верны западным технологиям. Такие гиганты, как «Сбер», МТС, «Ростелеком», «Северсталь», Росатом, продолжали пользоваться решениями SAP, Oracle и Microsoft.

Особые опасения вызывают отрасли, в которых всегда было западное ПО и где любые ошибки чреваты серьезными последствиями, — это нефтегазовый сектор, логистика, энергетика, промышленность и т. д. Конечно, для российского IT открылась уникальная возможность занять ниши, в которых отечественного софта никогда не существовало. Однако нужно понимать, что подобные технологии создаются не за один день — на это могут уйти годы и десятилетия. 

Без альтернатив

Россия — это одна из немногих стран, где очень сильны локальные пользовательские (в2с) сервисы. У нас доминирует локальный поисковик — 71% людей, участвовавших в опросе исследовательского агентства TelecomDaily, при использовании компьютера отдают предпочтение «Яндексу», а 37% — Google. Популярны и отечественные соцсети, карты, сервисы такси и доставки еды. Однако зависимость от ключевых иностранных технологий значительна даже в b2c-сегменте: пользователи скачивают все эти приложения как раз с зарубежных площадок — Google Play, App Gallery от Huawei, App Store, причем на устройства, произведенные на Западе или в Азии. 

 

Сейчас многие компании, ориентированные на обычных пользователей, начинают блокировать свои приложения на территории России. Например, из AppStore и Google Play удалили игры популярного разработчика Supercell — россияне больше не могут установить их продукты. Также российские пользователи лишились доступа к Spotify, Netflix и тысячам других иностранных приложений. 

Западные маркетплейсы также удаляют приложения российских компаний, попавших под санкции. Так, например, Google и Apple удалили «Сбербанк.Онлайн» со своих маркетплейсов. И если несколько недель назад оставалась надежда на китайские сервисы, сейчас эти компании тоже присоединяются к санкциям — недавно Huawei заблокировал приложения российских банков. 

Со временем российские компании постараются разработать отечественные маркетплейсы. Например, недавно гендиректор российского Gett запустил RuMarket, альтернативу онлайн-маркету приложений Google Play. Но западные разработчики вряд ли решатся разместить свои приложения в российских маркетплейсах ввиду небольшого размера российского рынка, санкционных и репутационных рисков. 

Для российских пользователей это значит, что многие привычные приложения уже стали или скоро станут недоступны. Но если некоторые сервисы, например видеохостинги, заменить возможно (над этим сейчас работают VK и RuТube), то многим нишевым приложениям (например, в сегментах спорта, здоровья и обучения) качественной замены может не появиться еще долго. Есть и сложности с альтернативами программе Photoshop, продажи которой прекратились в России в марте 2022-го. Можно пользоваться программами Alive Colors или GIMP, но там есть ограничения по пользованию и возможностям, которые могут устраивать не всех пользователей. Полностью заменяющего Photoshop сервиса на российском рынке пока нет — скорее всего, его сделают, но это вопрос времени.

Российский рынок технологий достаточно небольшой — менее 1% от мирового расхода на технологии. И даже для локальных разработчиков может быть экономически нецелесообразно разрабатывать качественные приложения специально для российского рынка, так как ограниченный размер рынка не позволит инвестировать в разработку. 

Вернуться к ручке и пневмопочте

Многие IT-решения для крупного бизнеса долго и трудно разрабатывать и поддерживать. Поэтому доминирующие позиции на рынке часто занимают один-два игрока-гиганта в своих сегментах. И таких примеров много: разработчик операционной системы Windows Microsoft, разработчик инфраструктурных решений для виртуализации и управления серверами VMware, разработчик системы управления базами данных и приложений Oracle, поставщик облачных сервисов для обслуживания клиентов и продаж Salesforce. Проект импортозамещения показывает, что создать альтернативы таким решениям в России пока не удается — отечественные компании используют только 30–35% российского софта из требуемых 70%. Достойных аналогов таким enterprise-решениям нет не только в России, но и в других странах. 

Какое-то время пользователи программ, работа которых приостановлена на российском рынке, смогут продолжать пользоваться лицензиями и технологиями, приобретенными еще до санкций. Однако вскоре встанет вопрос о замене этих решений на отечественные аналоги. 

Сейчас российские разработчики предлагают бизнес-решения для малых и средних предприятий: на рынке уже существуют успешные CRM-системы «Битрикс24» и «Мегаплан», системы управления и учета «1С» и «Мое дело». Однако маловероятно, что Россия сможет заменить системы для большого бизнеса. Salesforce, SAP, Oracle создавали свои решения десятилетиями, инвестируя значительные ресурсы. Например, в компании SAP работает около 100 000 человек, и большая часть из них — это IT-специалисты, занятые поддержкой, улучшением и разработкой новых версий продуктов SAP. Для сравнения: в российском «1С» работает всего около 1000 человек. 

Для российских компаний недоступность зарубежных технологий означает, во-первых, дополнительные риски в сфере кибербезопасности. Вероятно, иностранные разработчики, ушедшие из России, не будут продлевать контракты по обслуживанию (software maintenance) с местными клиентами. Из-за отсутствия обновлений и официальной поддержки системы будут более уязвимы к взломам и кибератакам. Например, недавно ЦБ зафиксировал рост кибератак в финансовом секторе в 22 раза. К счастью, банковские системы смогли отразить попытки взлома. Но в будущем безопасность информационных технологий в России может значительно снизиться. 

Также может пострадать эффективность работы российских компаний. Бизнес будет вынужден отказаться от тех систем, которые станет невозможно поддерживать и использовать без лицензии. Нет сомнений, что в итоге все западные информационные технологии получится заменить — в крайнем случае отечественный бизнес сможет вернуться к ручке, бумаге и пневмопочте. Однако это приведет к снижению качества управления, потере данных при миграции и ухудшению сервиса.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Рассылка:

  • Свежий номер
Оформить подписку

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+