К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Токсичный позитив: как стадное мышление мешает нам грустить и почему это плохо

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Сохранять оптимизм возможно вовсе не в любых обстоятельствах, а отказывать себе в негативных эмоциях может быть контрпродуктивно и опасно для психики. Иногда самое правильное, что вы можете сделать — это паниковать, жаловаться и быть пессимистом

Фразы, которыми мы призываем близких к позитивному настрою, редко помогают. «Время лечит» — далеко не всегда соответствует действительности, а успокаивать такими словами человека, переживающего острую фазу стресса, бесчувственно. «Ну, зато ты пока жив» — тоже сомнительное утешение. «Могло быть хуже» — обесценивает опыт человека, а кроме того, подразумевает, что его боль необоснованна, если она не максимально сильная. А «все зависит от твоего восприятия» — в определенных обстоятельствах звучит как чистой воды издевательство. Психотерапевт и популярный блогер Уитни Гудман заметила, что нас окружает токсичный позитив, который требует от людей постоянного напряжения в попытке мыслить позитивно даже тогда, когда это кажется невозможным. 

Закончили чтение тут

«Иногда применять позитивное мышление — все равно что заклеивать пластырем огнестрельную рану. Вместо помощи оно просто заглушает чувства, а это вредно для нашего организма, психики, отношений и общества», — пишет она в своей книге «Токсичный позитив. Как перестать подавлять негативные эмоции и оставаться искренними с собой» (выходит на русском языке в издательстве «Манн, Иванов и Фербер»). На примере случаев из своей практики Гудман показывает, как мы оказываемся в цикле токсичного позитива, когда общество требует от нас подавлять наши настоящие эмоции, что приводит к еще большим негативным эмоциям. Вытеснение любых эмоций, утверждает она,  ссылаясь на исследования, приводит к физическому стрессу и перегружает психику.

Кроме того, Уитни Гудман дает рекомендации, как правильно выражать свои отрицательные эмоции и управлять ими, а также как бороться с токсичным позитивом. Forbes публикует отрывок из книги. 

 

Токсичный позитив подмял под себя ключевые сферы нашей жизни. От лечения рака и борьбы с безработицей до религиозных сообществ — везде нам советуют решать проблемы позитивными мыслями. Сегодня просто невозможно вращаться в бизнес-среде, здравоохранении, религии или науке и не слышать, что «надо видеть во всем положительные моменты». Вы не виноваты в том, что панацея оказалась пустышкой. Давайте разберемся в причинах ее неэффективности. 

Вы не сидите без работы, вы ищете себя! 

Я начала консультировать Алису, когда она только стала работать младшим специалистом в огромной юридической компании. Днями и ночами девушка сидит сгорбившись за рабочим столом и читает многостраничные документы. Она перегружена, задергана и несчастна, но вырваться из заколдованного круга никак не удается. Тем не менее она рассказывает, как ей повезло получить это место (хотя, на мой взгляд, работодатель не очень-то ее ценит). Проскальзывают упоминания о домогательствах на рабочем месте, жалобы на отсутствие поддержки, поздние созвоны и полуночную переписку. 

Каждый месяц Алису заваливают новой порцией заданий, а поскольку она отлично справляется, объем задач растет и растет. Поток работы периодически прерывается обязательными встречами персонала, на которых начальник требует от всех улыбаться и восхищаться перспективами компании. Иногда он устраивает игры или раздает всем смешные шляпы, чтобы поднять настроение в офисе. Алиса признается, что босс заметно раздражается, когда не видит должного воодушевления на лицах сотрудников. Благодаря общению с коллегами в неформальной обстановке она знает, что все уже выгорели и держатся из последних сил, но никто не рискует сказать об этом вслух. А молчат они, потому что получают очень неплохую зарплату и работают в шикарном офисе. Кроме того, на корпоративах каждый громко хвалит корпоративную культуру. Начнешь жаловаться — подумают, что ты не справляешься или не понимаешь, как тебе повезло. 

Из наших еженедельных бесед с Алисой я понимаю, что долго в такой обстановке она не протянет. Говоря о своем крайнем изнеможении, девушка беспомощно смотрит в окно. Она вроде бы понимает, что дело плохо, но не в состоянии выбраться. Несколько недель мы обсуждаем личные границы и работаем над тем, чтобы решиться на разговор с руководством. Алиса храбро рассказывает начальнику, что у нее хронический недосып и она не сможет постоянно работать в таком режиме. Она объясняет, как дорога ей эта работа и как велико ее желание найти выход из сложившейся ситуации. На встрече со мной она описывает, как начальник ухмыльнулся в ответ на просьбу. «Попасть в нашу компанию — большая удача. На ваше место стоит очередь из кандидатов», — ответил он. По лицу Алисы катятся слезы, и я грущу вместе с ней, но, честно говоря, такой поворот дела меня не удивляет. 

Несмотря на большую смелость Алисы, в компании ничего не изменилось. Мы возвращаемся к обсуждению ее усталости, ночных переписок с коллегами и вопиющему нарушению границ. И вот она уже уговаривает себя держаться за свою должность и потерпеть еще. Ведь о ее месте мечтает столько безработных людей, а проблемы — что ж, с кем не бывает, ничего трагического. 

 

Позитивных людей всегда ждет успех? 

Если верить большинству бизнес-коучей и работодателей, позитивный подход — необходимое условие для профессиональных достижений. Введите в поисковике «как добиться успеха» — и увидите тысячи сайтов о том, как позитивное мышление буквально запускает карьеру в космос. Бизнес-бестселлеры, сулящие читателям золотые горы, например, Secrets of the Millionaire Mind, целиком опираются на идею о силе мысли. Автор книги Т. Харв Экер утверждает, что образование, ум, навыки, момент, рабочие привычки, связи, удача, выбор профессиональной сферы и инвестиций не определяют ваше финансовое будущее. Дело исключительно в настрое и подсознательных установках. Хотите разбогатеть — станьте позитивнее. Странно, что при нынешнем изобилии успешных стратегий и формул у нас так мало миллионеров! 

В общем, современные офисы тоже пали жертвой токсичного позитива. Там сплошь огромные экраны, видеоигры, разноцветные диваны и печеньки. В офисе Google в Тель-Авиве даже оборудовали искусственный пляж с горкой, а одна лондонская компания щеголяет пляжными хижинами и переговорными комнатами в форме огромных игральных кубиков. Компании обустраивают для сотрудников игровые площадки и настоятельно рекомендуют веселиться. Можно даже сказать, что наслаждение каждым моментом входит в должностные обязанности. На работе так хорошо, что вам и домой, наверное, не захочется! 

Кроме того, вы наверняка слышали, что без демонстрации позитивного отношения не получишь предложение работы или повышение. Нельзя упоминать о проблемах, связанных с отсутствием работы, о нехватке денег, о потере возможностей. Безработица — это творческий отпуск! Множество книг, подкастов и даже конференций посвящены тому, как увидеть позитив в том, что вы потеряли работу. Даже такое стрессовое событие теперь должно приносить радость и вдохновлять! При этом нередко игнорируется текущая ситуация в экономике и на рынке труда, не упоминается социальное неравенство. Безработица — это вершина, которую надо покорить с улыбкой на лице. Судьба подарила вам уникальную возможность! #благодарность #творческийотпуск! 

В коллективе редко приветствуется негативный взгляд на вещи — кому захочется выглядеть нытиком в глазах коллег? Начальство тоже требует работы с огоньком и полной самоотдачи. Но к чему приводит такой перекос? 

Негатив вступает в дело 

Управлять командой непросто. Большинство начальников утверждают, что гораздо легче организовать рабочий процесс, когда сотрудники доброжелательны, улыбчивы и просто выполняют свою работу. Жалобы и негативные комментарии все усложняют. Но на самом деле таким образом насаждается стадное мышление. Психолог Ирвинг Дженис, который занимался изучением группового мышления, называет это «психологическим стремлением к согласию любой ценой». 

 

Это превосходное определение токсичного позитива на рабочем месте. Стадное мышление подавляет всех несогласных и не дает увидеть ценность в альтернативных мнениях. Вам страшно высказаться, потому что это разрушит атмосферу, а вы стремитесь влиться в коллектив и быть командным игроком. Когда в компании воцаряется стадное мышление, кажется, что всех устраивает такое положение дел (на самом деле нет), и какое-то время вы действительно можете избегать трений. Загвоздка в том, что долго это не продлится. Стадное мышление и навязчивая демонстрация позитива снижают уровень благополучия подчиненных, душат креативность, и бизнес начинает буксовать. 

На самом деле негатив на рабочем месте необходим, и попытки искоренить его весьма опасны, особенно в творческих сферах. Исследования показывают, что токсичный позитив разрушает творческое начало и мешает заметить важные особенности проекта, которые могут беспокоить заказчика или потребителя. Питер Сенге, автор книги The Fifth Discipline, описывает творческие разногласия как способность сформулировать разрыв между вашим видением результата и проблемой, с которой надо разобраться. 

Фокусируясь на негативе, то есть на проблеме, вы можете представить потенциальные пути ее решения. Но как это сделать, если не исследовать досконально все, что мешает? 

Обычно не обойтись без изрядной доли жалоб, выражения досады, страданий и прицельных указаний на недостатки какого-либо процесса или продукта. Большинство приверженцев позитивного мышления сбежали бы от такого подальше, но именно так решается целый ряд крупнейших проблем человечества. Без негатива на творческих совещаниях мы не получили бы очередное обновление iPhone и не наслаждались бы безупречным комфортом спортивной обуви. Если вы насаждаете корпоративную культуру, где творческие разногласия порицаются или вовсе запрещены, не видать вам изящных и эффективных решений. 

Кроме того, сверхположительный настрой не позволяет проявлять сочувствие к потребителю. Если вы с головой бросаетесь в позитив, то не поймете, какие особенности продукта или услуги не нравятся клиенту. Случалось ли такое, что в кафе вам приносили не тот заказ? Вы хотите, чтобы блюдо заменили, но еще вам важно увидеть, что сотрудники поняли свою ошибку и извинились. Если бы официант просто развернулся и ушел на кухню за новой тарелкой без единого слова, удовлетворило бы вас такое решение? Меня — нет. Искренняя эмпатия к посетителю требует прислушаться, понять и прочувствовать его опыт и действовать адекватно ситуации. В примере с кафе это значит извиниться за ошибку, выслушать посетителя, прийти к обоюдному решению, выполнить договоренность и убедиться, что теперь клиент доволен. Если закрыться от негатива, решить эту проблему не получится. 

 

Многие сотрудники говорят, что их не поощряют озвучивать рабочие проблемы во имя «позитивной корпоративной культуры», хотя, например, в американском федеральном законодательстве закреплено право наемных работников «публично жаловаться на условия работы, в том числе клиентам». Несмотря на этот закон, жалобы по поводу сексуальных домогательств, дискриминации и других критических проблем нередко остаются без внимания из-за «позитивности» и «слаженной командной работы». 

С таким положением дел часто сталкивалась Алиса. От всех сотрудников ожидали благодарности, ведь «могло быть и хуже», но проблемы никуда не девались. Высказав начальнику свое беспокойство и столкнувшись с непониманием, девушка поняла, что никогда не решится поднять эту тему снова. 

Возможно, вы переживали подобное. Даже не вспомнить, сколько людей рассказывали мне, что на их жалобы начальство реагирует доставкой пиццы в офис, снижением цен в столовой после рабочего дня и газлайтингом, подобным тому, с которым столкнулась Алиса. Вот почему многие компании не развиваются. Они опасаются, что, выйдя из-под контроля, негатив разрушит корпоративный дух. Но не признавая недостатков, невозможно двигаться вперед. Это единственный путь к трансформации и прогрессу. 

Как избежать токсичного позитива на работе 

Есть несколько ключевых моментов, на которых стоит сосредоточиться, чтобы оздоровить корпоративную культуру, а заодно подтолкнуть креативность, простимулировать рост бизнеса и повысить психологический комфорт для сотрудников. Вовлеченность — один из главных факторов успешной рабочей среды. Когда сотрудники заинтересованы в рабочем процессе, они ощущают ценность своего вклада, безопасность, поддержку и уважение. Опрос Gallup показал: параметр вовлеченности коррелирует с эмоциональным благополучием работника сильнее, чем все остальные типы поощрений; люди скорее предпочтут рабочее место, где комфортно, чем то, где больше материальных бонусов. 

Итак, у вас есть несколько простых способов повысить вовлеченность своей команды: 

 
  • Демонстрируйте искренний интерес к жизни сотрудников, расспрашивая их и давая понять, что в первую очередь вы беспокоитесь о них, а потом уже об их обязанностях перед вами и перед компанией. 
  • Выражайте сочувствие, когда у людей возникают проблемы. Сканирование мозга показало, что когда сотрудники вспоминали бесчувственного босса, то у них повышалась активность в областях мозга, связанных с избеганием и негативными эмоциями. А когда они вспоминали чуткого начальника, картина была обратной. 
  • Подчеркивайте значимость их работы. Люди лучше себя чувствуют, когда ощущают причастность к миссии компании. 
  • Общайтесь с сотрудниками уважительно, благодарите, доверяйте и будьте честны.  
  • Поощряйте людей высказываться о своих проблемах: пусть они знают, что руководитель переживает за них. Исследование Эми Эдмондсон из Гарварда показало, что начальники, проявляющие терпимость, скромность и готовность идти навстречу сотрудникам, позволяют им быстрее осваивать рабочие задачи и достигать более высокой продуктивности. 
  • Помогайте подчиненным и коллегам. Джонатан Хайдт из Нью-Йоркского университета выяснил, что когда лидер справедлив и готов к самопожертвованию, то его подчиненные становятся более лояльны и привержены компании. 
  • Отличайте негатив от решения задач. Если сотрудник выявляет проблемы на рабочем месте или предлагает новые идеи, не обращайтесь с ним так, словно он жалуется на сорт офисного кофе. 

Создание здоровой обстановки в офисе — это не такое уж сложное и дорогостоящее дело. Не нужны ни стол для пинг-понга, ни вычурная мебель, ни тележка с послеобеденными десертами. Просто будьте человеком и покажите сотрудникам, что заботитесь о них. Прислушивайтесь и создавайте культуру свободной коммуникации. Результаты не заставят себя ждать.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+