«Всегда относилась к себе как к машине»: кто и как совмещает работу по найму и бизнес

Делать стартап в свободное от работы время — распространенная практика и совсем не новая. Как правило, когда бизнес дает плоды, люди уходят из найма, чтобы сосредоточиться на собственном проекте и растить его дальше. Множество историй успеха начинались именно с этого. Так, сооснователь Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) Кевин Систром создал прототип приложения во время работы в IT-стартапе Nextstop. Получив инвестиции в 2010 году, он уволился. Первая версия онлайн-школы английского языка Skyeng появилась, когда ее сооснователь Георгий Соловьев работал в фонде Man GLG. Позднее он тоже ушел из него.
Почему сейчас
С развитием технологий люди стали чаще совмещать работу по найму и бизнес, говорят опрошенные Forbes эксперты из рекрутинговых компаний. Пандемия ускорила этот процесс: удаленка показала, что вместе с основной занятостью можно уделять время другому проекту. По данным сервиса «Работа.ру», в 2025 году 32% россиян думают о запуске своего дела параллельно с работой. Из них 9% «твердо намерены» это сделать, а еще 23% рассматривают вариант «с определенным интересом».
Чтобы стать предпринимателем, достаточно, например, выйти на маркетплейс с минимальными инвестициями, говорит гендиректор HR-Tech компании «Поток» Сергей Ахметов. По его оценкам, около 20% собственников бизнеса остаются в найме. Получить точную статистику сложно, так как нужно сопоставлять данные налоговой службы, маркетплейсов и платформ для самозанятых, вроде «Профи.ру» и YouDo, объясняет Ахметов. При этом часть предпринимателей все равно останутся в тени, работая без регистрации ИП или ООО.
Вторая работа у наемных сотрудников не всегда бизнес в привычном смысле слова. Например, IT-специалисты часто имеют нескольких заказчиков, говорит операционный директор HR-холдинга Ventra Лусине Абгарян.
Кроме этого, сотрудники могут развиваться в сферах, не связанных с основной работой. Так, директор по взаимодействию со стратегическими партнерами юридической платформы «ПравоТех» Мария Гузанова уже семь лет проводит психологические консультации — у нее есть соответствующее образование. Последний год она также руководит стартапом, который создает AI-помощника для судей (проект пока на стадии разработки).
Параллельный с основной работой бизнес подходит людям с высоким уровнем самоорганизации и тем, для кого предпринимательство «как стиль жизни», рассуждает руководитель по поиску топ-менеджеров и анализу рынка технологического сервиса «Авито» и эксперт «Эйч» Екатерина Загуменнова. Поэтому запускать свое дело только ради денег, будучи в найме, не стоит, считает она. Если у сотрудника есть бизнес, то важно, чтобы работодатель о нем знал, добавляет Загуменнова. С практической точки зрения открытость снижает риски конфликтов и репутационных претензий, подтверждает партнер московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Оксана Туманова.
Законно ли совмещать
Трудовой кодекс не запрещает регистрацию ИП или статуса самозанятого параллельно с работой по найму, говорит управляющий партнер юридической фирмы «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова.
При этом в документах отдельных компаний (особенно в сфере маркетинга, продаж и технологий) такой запрет может быть. Например, если у работника есть доступ к коммерческой тайне или другим сведениям, использование которых создает конкуренцию организации. Харитонова вспоминает случай из практики: сотрудник разослал информацию о своем продукте по клиентской базе работодателя и «искренне не понимал, в чем проблема».
Вместо запрета может быть прописана обязанность уведомить компанию о создания бизнеса, тоже с целью защиты информации, продолжает Харитонова. И, хотя формально уволить за нарушение этого требования нельзя, на практике такие случаи бывают, замечает она.
Взгляд работодателей
Не все работодатели готовы открыто поддерживать сторонние проекты сотрудников, говорит вице-президент по развитию стратегических партнерств и работе с молодыми специалистами SuperJob Амир Сараков. «Бизнес опасается, что сотрудник будет тратить основные ресурсы не на задачи компании, а на внешние инициативы. Это может приводить к конфликту интересов, утечке информации, снижению вовлеченности», — объясняет он. Например, в 2019 году инвесткомпания Lynwood Investments, получив права на предъявления требований от медиапортала Rambler, подала иск к компании F5 Networks, которая владеет веб-сервером Nginx. Его во время работы в Rambler начали разрабатывать Игорь Сысоев и Максим Коновалов, а затем продали за $670 млн. По заявлению истца, права на Nginx принадлежат Rambler, сумму ущерба оценили в $750 млн. Через год уголовное дело прекратили в связи с отсутствием состава преступления.
Сараков при этом указывает на «постепенную эволюцию взглядов». Под влияние тренда на развитие предпринимательского духа и agile-культуры (то есть гибкой) компании больше ценят в сотрудниках проактивность, которую как раз помогают развивать сторонние проекты. В Альфа-банке, к примеру, заявляют, что приветствуют инициативных сотрудников: «Если у их бизнес-инициативы нет конфликта с интересами компании и рабочими задачами, мы только за». У основателя «ПравоТех» Алексея Пелевина позиция аналогичная, при этом конкурентных преимуществ у сотрудников, имеющих свой бизнес, он не видит.
Сооснователь коммуникационного агентства Setters Евгений Давыдов относится к мультизанятости сотрудников как к неизбежности и части большого тренда, так как «это закономерное развитие вперед». «Ты можешь, конечно, бороться, пытаться этой гидре отрубить голову, но вырастет три», — замечает он. В агентстве, скорее, поддерживают сторонние проекты сотрудников, так как это усиливает их насмотренность и мышление, расширяет социальные связи. «Главное, чтобы все было в балансе, взаимоуважительно и проекты не наслаивались на основную деятельность», — заключает Давыдов.
Тем не менее случаи положительного отношения работодателя к мультизанятости сотрудника, по словам Саракова, на фоне рынка не массовые. «Идеальная для всех сторон модель — это когда предпринимательская энергия сотрудника реализуется внутри организации и направлена на ее пользу», — заключает он.
Обратная сторона
Запуск своего дела позволяет корпоративным сотрудникам творчески реализоваться, увидеть результат своих усилий, почувствовать свободу, объясняет психолог и специалист платформы Alter Светлана Новоселова. В найме это не всегда удается: на работников могут давить бюрократия, «косность регламентов» и жесткая иерархия.
Обратная сторона медали — выгорание от невозможности выйти из режима «постоянной эффективности», а вслед за ним идет ухудшение здоровья и апатия. Работа без выходных чревата внутренним конфликтом, когда человек не понимает, где заканчиваются его обязанности как наемного сотрудника и где начинается предпринимательский интерес. «Самореализация через бизнес — это мощный и здоровый импульс, если он не превращается в способ доказать себе и другим свою ценность за счет постоянной нагрузки», — резюмирует психолог.
Предприниматели, которые могли бы уйти из найма в пользу бизнеса, но выбирают их совмещать, — в фотогалерее Forbes.
Александра Шкипина-Санчес
Карьера: директор по развитию B2B-направления в «Яндексе»
Бизнес: бренд уходовой косметики Somelove
Александра Шкипина-Санчес запускала и развивала «Яндекс Такси» в российских городах и работала коммерческим директором в «Яндекс Еде». В 2021 году она ушла в декрет. Тогда же к ней обратились Наталья Корчагина и Сергей Таскин за консультацией по запуску бренда уходовой косметики. Когда концепция Somelove была готова, партнеры предложили Шкипиной-Санчес присоединиться к проекту. Она согласилась и стала отвечать за маркетинг и коммерцию.
После декрета, в 2024 году, Шкипина-Санчес вернулась в «Яндекс» на позицию директора по развитию B2B-направления. В ассортименте Somelove тогда уже были линейки уходовых средств для новорожденных и взрослых, а продукция бренда продавалась на маркетплейсах и у ретейлеров: «Золотое яблоко», «Л’Этуаль» и «Иль де Ботэ». Выручка Somelove в 2024 году составила 43,5 млн рублей, убыток — 68,7 млн рублей, следует из СПАРК. Сейчас основатели бренда ищут инвестиции на развитие проекта.
«Мне катастрофически не хватает времени», — признается соосновательница Somelove. Она занимается брендом перед началом рабочего дня в «Яндексе» и после него. Работодатель в курсе, утверждает Шкипина-Санчес. На запрос Forbes в «Яндексе» не ответили.
Коллеги из Somelove часто видят Шкипину-Санчес с ребенком, и он даже знает их по именам. Растить сына помогает няня, которая периодами «снимает вообще все задачи». Сама предпринимательница старается проводить время с ним перед сном: гулять, а затем укладывать. Сходить, например, на массаж или к врачу удается редко, при этом спорт она старается не пропускать. Каждую из своих ролей, предпринимательницы, топ-менеджера и матери, Шкипина-Санчес считает интересной и вдохновляющей, поэтому продолжает их совмещать и работать почти без выходных. Уйдет ли из найма, когда бизнес станет прибыльным, она не говорит.
Алина Затонская
Карьера: издатель Setters Media
Бизнес: бренд косметики «Вейя» и туры в Японию Haruharutravel
Алина Затонская начала разрабатывать уходовые средства «Вейя» в 2023 году, будучи исполнительным директором в научном медиа N+1. К этому ее подтолкнуло желание кратно увеличить доход, вдобавок с рынка уходили зарубежные компании. Бывшие коллеги Затонской инвестировали в проект 1,2 млн рублей. В 2024 году продукция бренда появилась на маркетплейсах, а сама она перешла на позицию издателя в Setters Media.
«Я всегда относилась к себе как к машине, человеку, который может работать без устали», — делится Затонская. Первые несколько месяцев она не брала выходных и не виделась с друзьями и близкими. Спустя год после запуска предпринимательница почувствовала, что «подошла к своему пределу» и заморозила «Вейя». Ежемесячный оборот бренда, уже представленного в «Золотом яблоке», тогда достиг 100 000 рублей. Заработок Затонская не раскрывает. Сейчас на маркетплейсах продается оставшаяся на складах продукция. К проекту основательница хочет вернуться минимум через год, после того как отдохнет.
В 2025 году Затонская съездила в тур в Японию и осталась недовольна его организацией. Тогда она решила самостоятельно проводить поездки для желающих познакомиться с культурой и языком страны. Партнером ее проекта Haruharutravel стала знакомая путешественница из Казани Елизавета Дудка. Первый тур состоялся весной 2025-го. До конца года предпринимательницы планируют организовать еще два. Выручка с одной поездки составляет 1,5–2 млн рублей, прибыль — 200 000–500 000 рублей.
Работа по найму, с одной стороны, гарантирует безопасность и доход, а с другой — не дает полностью погрузиться в свое дело, рассуждает Затонская. Она настроена развивать проект с турами. В Setters Media знают о ее предпринимательской деятельности и не против нее. От карьеры в медиасфере Затонская тем не менее устала и думает о ее завершении, но конкретными планами пока не делится. «Главное, что я поняла, — без хорошего отдыха ничего не получится», — признается она.
Варвара Омельченко
Карьера: эксперт по коллаборациям с брендами в Альфа-банке
Бизнес: креативный продакшен полного цикла ART — BORDERLESS
Варвара Омельченко запустила креативный продакшен ART — BORDERLESS в 2021 году. Она тогда работала руководителем маркетинга и коммуникаций в «СберПервом» (премиальный сервис «Сбера»), а до этого была креативным продюсером и редактором в журнале Esquire. Первым клиентом ее студии стал международный стриминговый сервис Spotify, для которого Омельченко с командой разработала мерч — панаму, толстовку, футболку.
Поначалу работать и на себя, и по найму было трудно, признается Омельченко. В компании была большая нагрузка, а в новом проекте — «много неизвестных». Через год после запуска предпринимательница уволилась, чтобы сосредоточиться на бизнесе. Студия росла: ее выручка в 2024 году составила 26,1 млн рублей, прибыль — 1,5 млн рублей, следует из СПАРК. Среди клиентов студии — «Яндекс», онлайн-кинотеатр Premier, торговая компания X5 и др.
Со временем в ART — BORDERLESS появились операционный директор, бухгалтер, продакт-менеджер и другие сотрудники, часть процессов команда автоматизировала в том числе с помощью нейросетей. Постоянное участие Омельченко в бизнесе больше не требовалось.
В 2025 году предпринимательница присоединилась к команде Альфа-банка в качестве эксперта по коллаборациям с брендами. К этому ее подтолкнул интерес поработать в корпорации, гораздо большей по масштабам, чем ее бизнес. В Альфа-банке знают о проекте Омельченко и не против него.
Предпринимательница считает, что смежность сфер корпоративной карьеры и бизнеса помогает ей балансировать между двумя работами. Она регулярно отдыхает на выходных и не переключается постоянно с одного проекта на другой. «Нужен маховик времени, чтобы все успевать, но я бы с удовольствием еще на что-нибудь творческое пошла», — говорит предпринимательница. Оба проекта ей интересны. Выберет ли она в итоге в пользу чего-то одного, она пока не задумывалась.
Анатолий Зотов (слева) и Андрей Кочкин
Карьера: заместитель директора по фандрайзингу венчурного фонда (Андрей Кочкин) и руководитель отдела исследований и разработок в финтех-корпорации (Анатолий Зотов)
Бизнес: IT-компания 2А
В 2023 году Андрей Кочкин обратился в Telegram-чат Startech Networking венчурного фонда Startech, чтобы познакомиться со специалистами в сфере ИИ. Откликнулся Анатолий Зотов — руководитель отдела исследований и разработок в финтех-корпорации и в прошлом основатель нескольких IT-стартапов. Пообщавшись, они запустили компанию 2А, которая разрабатывает коробочные и кастомные решения на базе ИИ для крупных корпораций (например, систему для отслеживания и прогнозирования трендов в маркетинге).
«Когда ты работаешь в венчурных инвестициях и тебя окружают стартапы, ты волей-неволей заряжаешься идеей сделать что-то свое», — признается Кочкин. И, хотя на старте он опасался, что совмещать бизнес и работу в фонде будет трудно, идея и знакомые с похожим опытом его вдохновляли. Для Зотова такая мультизадачность не нова. Он занят проектами «с утра до ночи» и даже после выполнения задач изучает рынок. Кочкин в шутку называет такой режим work-life-work- balance, а его главным преимуществом считает «зарядку мозгов»: «Ты ищешь более простые и легкие решения и успеваешь делать больше, чем раньше».
В 2024 году выручка 2А составила 30 млн рублей, говорит Кочкин. Прибыль он не раскрывает. По его словам, решения стартапа стоят 1–5 млн рублей. Среди его клиентов — инвестиционные компании «Финам», «Атон», фонд Sokolov Ventures и другие. В 2025 году Кочкин стал номинантом рейтинга «30 до 30» в категории «Финансы и инвестиции». Он пока не знает, как долго будет совмещать наем и бизнес. Оба направления ему интересны и дополняют друг друга. Фонд усиливает его экспертизу, например в технологических трендах, а клиенты 2A, которые хотят инвестировать, могут обратиться через него в фонд, поясняет Кочкин.
Работодатели партнеров в курсе, что у них есть бизнес. При этом Зотов не раскрывает компанию, в которую трудоустроен, а в фонде Кочкина выступили против упоминания его названия в одном тексте с 2А.
Анастасия Волошенко
Карьера: издатель «Бизнес-секретов» (Т-Банк)
Бизнес: парусный клуб Vladmore Sailing
В 2019 году Анастасия Волошенко пришла в команду продуктовой редакции (готовит коммуникацию продуктов, сторис в мобильном банке или интерфейсные тексты) «Тинькофф Банк» (сегодня Т-Банк). Через год компания решила запустить медиа «Бизнес-секреты», и Волошенко стала его шеф-редактором. По ее словам, этому способствовал прошлый опыт — у нее было свое SMM-агентство (почему оно закрылось, Волошенко не говорит).
В 2019 году она вместе с мужем, который всю жизнь занимается яхтингом и строительством яхт, также решила открыть во Владивостоке парусный клуб для детей и взрослых Vladmore Sailing. Сумму вложений основатели не раскрывают, отмечая, что школу запускали с партнерами.
Поначалу Волошенко занималась и операционными, и маркетинговыми задачами. Семичасовая разница с Москвой позволяла ей во Владивостоке утром и днем развивать школу, а ближе к вечеру уделять полное количество рабочих часов банку. На старте без команды было тяжело, признается она: работа в обоих проектах занимала более 12 часов в сутки. В 2022 году выручка клуба составила 19 млн рублей, а Волошенко стала издателем «Бизнес-секретов». С ростом Vladmore Sailing она смогла отойти от управления, сосредоточиться только на продвижении школы и своей карьере. В Т-Банке знают о проекте Волошенко, но от комментарий отказались.
«Для меня клуб стал важным офлайн-проектом, который дает эмоциональную отдачу, ее часто не хватает в диджитал-работе», — делится предпринимательница. Недавно она стала мамой, часть ее дня теперь уходит на ребенка, еще час–полтора — на клуб и время после обеда — на работу в медиа. Vladmore Sailing насчитывает 14 собственных лодок, а на мероприятия под заказ супруги собирают флот из 30 яхт. В проекте есть партнеры, уточняет предпринимательница. В 2024 году его выручка достигла 30 млн рублей.
Мария Ревинская
Карьера: гендиректор технологического сервиса А-Клуба и Alfa Only
Бизнес: «Сообщество закатных бранчей»
В 2021 году Мария Ревинская, тогда директор по развитию онлайн-сервиса Timepad, посетила ужин под открытым небом от «Сообщества закатных бранчей». Ей настолько понравились формат и атмосфера мероприятия, что она решила присоединиться к команде. Через год Ревинская, выгорев, уволилась из найма.
Проект с бранчами стал для нее «большой отдушиной». За следующие два года основатели провели более 200 ужинов для частных клиентов. Выручка «Сообщества» в 2023-м составила 20 млн рублей, а прибыль — 5 млн рублей.
В 2024 году она вернулась в наем, возглавив премиум-сервис «Ultima Яндекс Go». Под ее руководством он, например, вышел на рынки Казахстана и Узбекистана. В 2025 году Ревинская стала победительницей рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Управление» и почти сразу после этого перешла на должность гендиректора технологического проекта А-Клуба и Alfa Only, премиальных сервисов Альфа-банка. «Сообщество» сейчас работает автономно, Ревинская занимается им в нерабочее время. Показатели 2024 года она не раскрывает.
Никто из работодателей Ревинской не был против ее бизнеса, говорит предпринимательница. Он помогает ей развивать нетворкинг и креативное мышление, поэтому становится ее «дополнительной суперсилой». При этом наличие своего проекта не сыграло роли при трудоустройстве в Альфа-банк, утверждает она.
Времени на отдых у предпринимательницы мало. Опыт совмещения найма и бизнеса научил ее расставлять приоритеты, регулярно ходить в отпуск, чтобы избежать перегруза, больше заниматься спортом и психотерапией. «Мне хочется жить эту жизнь ярко и есть ее полной ложкой», — заключает она.
