К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сам решу: 33 испытания предпринимателя

Фото Thierry Monasse / Getty Images
Фото Thierry Monasse / Getty Images
На одного предпринимателя в среднем приходится 14 вызовов, следует из исследования Точка Банка, Invisible Force и Аналитического центра НАФИ. Три главных — падение продаж, сезонность бизнеса и отсутствие прибыли. Есть и профессиональные вызовы: выгорание, нехватка компетенций, одиночество и другие. Forbes узнал у предпринимателей, как они их преодолевают

Самая частая проблема предпринимателей — падение продаж. С ней сталкиваются 7 из 10 владельцев бизнеса. Таковы результаты опроса 1200 руководителей малого и среднего бизнеса по всей России, проведенного Точка Банком, консалтинговой компанией Invisible Force и Аналитическим центром НАФИ (исследование есть в распоряжении Forbes). На втором месте сезонные особенности бизнеса, взлеты и падения спроса в течение года — этот вызов упомянули почти две трети респондентов. Третья по распространенности проблема — отсутствие прибыли, несмотря на рост выручки — коснулась 62% предпринимателей. В среднем на одного владельца бизнеса сегодня приходится 14 вызовов, причем три из них актуальны в моменте, заключают авторы исследования.

Отдельный класс вызовов (помимо внешних и связанных с развитием бизнеса) — профессиональные. Их семь: выгорание, недостаток компетенций, тотальный контроль, предпринимательское одиночество, синдром самозванца, отсутствие прогресса, трудности партнерства и потеря мотивации. Forbes обсудил эти проблемы с предпринимателями и узнал, как они с ними справляются.

Сигнал взять паузу

С выгоранием сталкивается каждый второй предприниматель, следует из исследования «Точки». 73% опрошенных объясняют это отсутствием баланса между работой и личной жизнью и слишком большим количеством задач, 59% — накопленным стрессом. В ответ на проблему собственники бизнеса внимательнее относятся к здоровью, пересматривают приоритеты и планы, оптимизируют нагрузку. Только 7% обращаются к коучу или психологу. 

 

Предприниматели привыкли решать все вопросы самостоятельно, объясняет психотерапевт платформы «Ясно» Мария Игнатьева. «Они мыслят категориями эффективности и измеримого результата, а терапия растянута во времени и не дает гарантированного KPI на выходе», — добавляет она. 

Выгорание предпринимателей неизбежно, считает основатель цифровой платформы для управления стройкой Pragmacore Кирилл Поляков. В прошлом году выручка его компании выросла в два с половиной раза — до 167 млн рублей, следует из СПАРК. В период активного роста ему приходится одновременно думать о стратегии, операционных процессах и команде, в которой больше 100 человек. Физически это выражается в постоянной усталости. «Хочется сбежать на необитаемый остров и отстраниться от всего», — признается Поляков. Перезагрузиться ему помогает игра в хоккей.

 

Когда внутренне напряжен, можно принять неверное решение, которое скажется на бизнесе, продолжает Поляков. Чтобы избежать этого, он делегировал часть ключевых задач команде — например, общение с клиентами и продажи. «Выгорание — это сигнал взять небольшую паузу. Я его воспринимаю не как тюрьму, а как временные сложности на увлекательном пути», — резюмирует Поляков.

Цикл некомпетентности

Второй по распространенности профессиональный вызов — недостаток компетенций основателей. Он знаком 47% собственников бизнеса. Компании перестают расти, так как основателям не хватает навыков, поясняют авторы исследования. Это особенно выражено в научно-технологической сфере.

Основательница бренда уходовой косметики Librerosemary Наталья Чуприна неоднократно сталкивалась с этим вызовом. Например, в 2024 году она впервые доставляла товары компании из Китая. Для партии объемом 25 000 л (товары измеряются исходя из объемов упаковки — в литрах) требовалось десять документов, какие именно — Чуприна поначалу не знала. Из-за санкций трудности возникали и с переводом денег китайской фабрике.

 

Со всем этим Чуприной пришлось разбираться самостоятельно, так как нужных специалистов в России она не нашла. С документами ей, например, помогали китайские агенты по перевозке, с платежами — сотрудники российского банка. Вызов некомпетентности цикличен, подчеркивает она: с ростом бизнеса появляется больше ситуаций, еще не знакомых предпринимателю.

Чем меньше разбираешься в теме, тем больше хочешь все проконтролировать, продолжает Чуприна. Согласно опросу «Точки», 46% респондентов считают тотальный контроль проблемой.

Предпринимательница столкнулась с этой проблемой в период активного роста. По ее словам, с 2020 по 2023 год оборот компании вырос с 0 до 250 млн рублей. «Приходилось держать процессы в своих руках, иначе они просто рассыпались бы», — признается она. Все это время в команде бренда было только два человека, Чуприна и ее менеджер.

В прошлом году она увеличила штат до десяти человек, разделила между сотрудниками задачи и оцифровала часть процессов — например, контроль продаж и эффекта от рекламы. В 2024-м выручка Librerosemary, по словам Чуприной, составила 159 млн рублей, прибыль — 63 млн рублей. «Предприниматель растет через честное признание своих ограничений, обращение к сильным специалистам, обучение и постепенное выстраивание системы, в которой бизнес не держится на одном человеке», — считает она.

Работа над собой

Предпринимательское одиночество, синдром самозванца, отсутствие прогресса, трудности партнерства и потеря мотивации, согласно опросу, менее распространены. По словам психотерапевта Марии Игнатьевой, если выгорание, тотальный контроль и нехватку навыков можно связать с внешними обстоятельствами и назвать благородным переутомлением, то оставшиеся вызовы требуют глубокой работы над собой: пересмотра взглядов и признания, что выбранный путь не отвечает внутренним потребностям.

 

Предпринимательское одиночество знакомо основателю франчайзинговой сети «Мегасклад» Максиму Повтареву. «Люди «снаружи» не понимают, через какое количество задач, рисков, ответственности ты как предприниматель проходишь ежедневно», — объясняет он. Когда одиночество ощущается особенно остро, Повтарев старается расслабиться, меньше работает и больше спит. Такая пауза может длиться два-три дня.

О конфликте с партнерами рассказывал основатель рекламной платформы AstraLab Иван Парышев. В пандемию холдинг, в который входила его компания, потерял большую часть клиентов. Между ним и тремя другими партнерами начались разногласия, так как каждый по-своему видел развитие бизнеса. В итоге они разделили активы, и Парышев остался один на один со своим проектом. «Это как развод с четырьмя супругами», — вспоминал предприниматель. В тот момент он чувствовал «внутреннюю пустоту». Чтобы сохранить команду, Парышев занимал деньги и брал кредит. Никого из сотрудников он тогда не уволил. В 2020 году выручка AstraLab составила 216 млн рублей. Спустя четыре года она превысила 2 млрд рублей. Прибыль Парышев не раскрывает.

Вызовы необходимы предпринимателю, уверен основатель AstraLab: они мотивируют и заставляют направить ресурсы в нужное русло. «Это же просто дофамин вечный. Главное — понять, когда ты начинаешь создавать проблемы самому себе, и вовремя остановиться», — заключает он.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+