Алмазы и роботы: каким российским компаниям дали больше всего денег в 2025 году

Объем российского венчурного рынка за год сократился на 10% — с 8 млрд рублей в 2024 году до 7,2 млрд рублей в 2025-м, следует из исследования «Русского венчура» и фонда Malina VC. Количество сделок снизилось со 113 до 78.
Крупнейшие из них достались технологическим стартапам, разрабатывающим продукты для промышленности. По данным аналитической компании Dsight, предоставленным Forbes, больше всего денег в 2025 году привлекли разработчик софта для горнодобывающей отрасли «Пиклема», Medical Visual Systems, создающая умные операционные, производитель искусственных алмазов для электроники New Diamond Technology, робототехническая компания Technored и нейротехнологический стартап Neiry.
«Горнодобыча, медицина, электроника и робототехника — рынки очень капиталоемкие и с высокой ценой ошибки. Это объединяет все перечисленные проекты», — говорит партнер фонда ФРИИ и директор «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Калаев. По его словам, в диптехе наиболее активны три крупных фонда: «Восход», РФПИ и Kama Flow.
Российским компаниям с крупнейшими инвестраундами больше семи лет. Как объясняет основатель Dsight Арсений Даббах, в последние годы инвесторы концентрируют капитал в зрелых проектах и тем самым снижают риски. Это происходит не только в России, но и по всему миру. По оценкам Dsight, более 65% крупных чеков в сделках с русскоязычными основателями пришлось на поздние стадии или pre-IPO против примерно 50% в предыдущие два года.
Кроме этого, интерес инвесторов развернулся в сторону B2B-проектов, связанных с более «легкими» по сравнению с диптехом потребительскими отраслями, замечает Калаев. Это, например, решения по автоматизации маркетинга или образовательные продукты для компаний. Таких стартапов на рынке больше, так как они не нуждаются в крупных вложениях (ФРИИ, например, инвестирует в них от 5 млн до 30 млн рублей) и проще в запуске. «Возможно, в 2026 году, при ослаблении денежной политики ЦБ, мы увидим, как консьюмерские направления тоже получат прилив капитала», — прогнозирует Калаев.
Крупнейшие инвестиционные раунды российских компаний в 2025 году — в материале Forbes.
«Пиклема» — 1 млрд рублей
В июле 2025 года разработчик IT-решений для горнодобывающей отрасли «Пиклема» привлекла 1 млрд рублей от Kama Flow и «Основа капитал». Оценка компании не раскрывалась. Средства пойдут на развитие новых направлений бизнеса, в том числе на роботизацию карьерного транспорта, сообщалось на сайте компании. Доля Kama Flow в «Пиклема» составила 18,5%, «Основа капитал» — 16%, указано в СПАРК. Остальное распределено поровну между сооснователями Михаилом Макеевым и Дмитрием Клебановым и гендиректором Сергеем Абасовым.
Первой разработкой «Пиклема» стал цифровой помощник для водителей самосвалов. Он представляет собой рекомендательную систему, которая подсказывает, где водителю нужно ускориться, замедлиться или включить режим экономии — это помогает сотрудникам работать эффективнее и расходовать меньше топлива. Первый проект запустили с металлургической и горнодобывающей компанией «Евраз», позже клиентами стали холдинги «Полюс», «Норникель» и НЛМК.
В апреле 2025 года Kama Flow запустила новый фонд для инвестиций в высокотехнологические проекты, готовых к масштабированию. Его объем составил 10 млрд рублей. Сделка с «Пиклема» стала первой для фонда.
Medical Visual Systems — 1 млрд рублей
В июне 2025 года разработчик медицинских программно-аппаратных комплексов Medical Visual Systems (MVS) привлек 1 млрд рублей от Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и УК «Первая». Условия сделки, в том числе оценка компании, не раскрывались. Деньги пойдут на развитие экосистемы сервисов и приложений для хирургии с применением ИИ, запуск производства медицинского оборудования и выход на рынки Казахстана и стран БРИКС. Также компания вложится в развитие базы хирургических знаний Medikt.
Среди разработок MVS — умная операционная с информационными видеомониторами для хирургов. На сайте компании указано, что оборудование установлено более чем в 270 операционных в 55 клиниках. Среди них: «Медси», Александровская больница в Санкт-Петербурге, Центральный военный клинический госпиталь имени А. А. Вишневского и другие.
Первые инвестиции MVS привлекла в 2022 году. В нее вложился венчурный фонд Национальной технологической инициативы под управлением Kama Flow. Сумма сделки составила 325 млн рублей. После раунда 2025 года доля фонда (16,7%) сохранилась. Согласно СПАРК, основной владелец MVS — петербургский предприниматель Андрей Кобец, ему принадлежит 71,5% компании (последние инвесторы в базе не отражены).
New Diamond Technology — 1 млрд рублей
В апреле 2025 года производитель алмазных пластин New Diamond Technology (НДТ) привлек 1 млрд рублей от фонда «Восход» в обмен на 41% компании. Оценка НДТ составила 2,5 млрд рублей. Деньги пойдут на научно-исследовательскую работу и увеличение продаж.
НДТ выращивает искусственные алмазы и производит алмазные пластины, которые применяются в электронике. Сейчас 85% пластин в микроэлектронике — кремниевые, однако алмазные превосходят их по ряду характеристик, например по теплопроводности, говорится в сообщении фонда. Кроме того, алмазы могут быть использованы для создания более компактной и мощной электроники. Мировой рынок алмазных пластин к 2030 году может достигнуть $1 млрд, прогнозирует исследовательская компания DataIntelo.
Среди партнеров НДТ: корпорация «Росатом», университеты МИФИ, ЛЭТИ и другие. Они, например, участвуют в проектах по разработке алмазных пластин.
Основной владелец НДТ — предприниматель, инвестор и председатель Израильско-российского делового совета Теймураз Хихинашвили. Ему принадлежит 59,3% компании. В запуск НДТ в 2014 году он инвестировал более $50 млн.
Technored — 675 млн рублей
В мае 2025 года инвесткомпания «Вартон» совладельцев «Группы Астра» Дениса Фролова и Ильи Сивцева договорилась о покупке 51% в разработчике промышленных роботов Technored. Его могли оценить в 1–1,3 млрд рублей, подсчитал руководитель проектов инвестбанка Advance Capital Вячеслав Поджаров. Первый транш составил 675 млн рублей. Привлеченные средства направили на погашение обязательств перед банками и R&D.
Пока «Вартон» получила в Technored только 49%. Оставшаяся часть компании принадлежит сооснователю Артему Лукину. При соблюдении KPI доля инвестора может вырасти до 51%, а общий объем вложений — до 6,5 млрд рублей.
Technored и «Группа Астра» также заключили стратегическое партнерство. Компании будут выпускать кибербезопасных роботов и робототехнические комплексы с ИИ на базе российских комплектующих. Их количество должно составить не менее 25 000 — они могут решить проблему дефицита кадров на заводах, отмечают в Technored. С 2028 года роботов начнут экспортировать в Латинскую Америку, ЮАР и Индию, а до 2030-го компания намерена выйти на IPO.
В 2019 году в Technored вложила 14 млн рублей инвесткомпания Impact Capital. В 2021 и 2022 годах Лукин привлек еще 150 млн от частных инвесторов. Деньги пошли на развитие производства.
Neiry — 500 млн рублей
В октябре 2025 года нейротехнологический стартап Neiry привлек 500 млн рублей от «СПЭК Инвестмент», «Мира ай кэпитал» и Фонда посевных инвестиций по оценке в 4,2 млрд рублей, следует из информации на сайте компании. 150 млн рублей из этой суммы вложили физлица через платформу «ВТБ Регистратор». На привлеченные деньги Neiry в том числе купил конкурентов — 50,1% производителя медоборудования «Нейротех» и 88,4% компании «Нейротренд».
Четверть выручки стартапа приходится на девайсы для отслеживания психологического состояния человека Mind Tracker. Остальное приносят продажи медоборудования частным и государственным клиникам.
Общая сумма привлеченных в Neiry инвестиций превышает 1 млрд рублей. В 2021 году стартап получил 541 млн рублей от фонда НТИ и частных инвесторов, а в 2024-м — 300 млн рублей от «Восхода» и также физлиц. В планах на 2026 год — привлечь еще 1 млрд рублей. На эти деньги Neiry собирается развивать технологии для лечения неврологических заболеваний и психических расстройств, а также «улучшения» мозга животных — один из проектов намерен повысить надои за счет стимуляции мозга коров. В ноябре 2025-го компания также представила голубей-биодронов с нейроинтерфейсами.
