К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Сколько можно потерять на авторских правах

Сколько можно потерять на авторских правах
Приобретя компанию с 30 сотрудниками за $10 млн, SAP AG подпортила себе репутацию и потеряла $1,4 млрд

В среду жюри присяжных присудило поставщику программного обеспечения для бизнеса компании SAP AG выплатить $1,3 млрд в качестве компенсации за нарушение авторских прав своему злейшему конкуренту — Oracle. Сумма выплат еще может быть уменьшена, но калифорнийский суд уже поставил рекорд: сравнимых санкций по копирайтным делам не присуждалось еще никогда.

Анатомия нарушения, в котором обвиняется SAP, проста и поучительна, но, чтобы разобраться в нем, требуется совершить небольшой экскурс в историю. Началось все с того, что в декабре 2004 года Oracle, преодолев сопротивление конкурентов и американского антитрастового законодательства, приобрела компанию PeopleSoft, поставщика HR и CRM-решений предприятиям и организациям. SAP, у которой после завершения сделки впервые появился конкурент сравнимого масштаба, решила действовать: переманивать клиентов у конкурента. Для этого вальдорфская компания приобрела за $10 млн небольшую фирму TomorrowNow, основанную выходцами из PeopleSoft и предоставляющую услуги по поддержке ее программ. Идея SAP состояла в том, что клиенты, не уверенные в продолжении сервиса со стороны PeopleSoft после ее поглощения, смогут поддерживать купленные решения у SAP, а заодно и перейдут на продукты немецкой компании. Идея была оформлена в качестве маркетинговой программы «Плавный переход» (Soft passage), важное место в которой отводилось новоприобретенной TomorrowNow (получившей теперь название SAP TN).

Забегая вперед, можно сказать, что маркетинговая компания SAP полностью провалилась. SAP TN была закрыта в 2008 году, принеся за это время головному офису $90 млн убытков. Всего лишь 358 клиентов обратились за поддержкой в SAP TN, и только 86 из них захотели впоследствии приобрести программные продукты самой SAP. Более того, поддержка продуктов PeopleSoft, уверяет SAP, никак не влияла на решение о смене поставщика. Один из клиентов по просьбе немецкой компании составил список из 300 причин для перехода на продукцию SAP. И среди них не нашлось повода упомянуть сервис TomorrowNow. Фактически софтверный гигант не почувствовал никакого эффекта от своей покупки.

 

Зато эффект почувствовали конкуренты. «В ноябре 2006 года, — говорится в исковом заявлении Oracle, — на защищенном сайте клиентской поддержки была замечена необычная активность». Активность заключалась в том, что некоторые потребители, заходившие на сайт в среднем 20 раз в месяц, начали скачивать тысячи файлов программного кода и технической документации. Проведя небольшое расследование, Oracle выяснила, что странных клиентов объединяли две черты. Во-первых, они либо уже перестали быть клиентами компании, либо собирались сделать это в ближайшее время, а во-вторых, все они пользовались услугами SAP TN. Подразделение SAP даже особо и не скрывало свою пиратскую деятельность: пользователи заходили на сайт Oracle под дурацкими вымышленными именами, иногда с IP-адресов, принадлежащих Tomorrownow.com. В марте 2007 года Oracle подала иск против конкурента.

Линия защиты SAP, которой оправдываться было нечем, состояла в том, что нарушение авторских прав имело место быть, но урон, нанесенный Oracle, совсем несущественен. Информация о неубедительных показателях SAP TN содержится непосредственно в письменном заявлении компании, предоставленном в суд защитой. Признав вину и самоуничижительно оценив успехи своей давнишней маркетинговой кампании, SAP заключила, что нанесла конкуренту урон на $40 млн, и отложила $160 млн на урегулирование проблемы. Oracle хотела получить с ответчика $1,7 млрд.

 

Присяжные вынесли вердикт, который должен порадовать истца. При этом, вняв пожеланиям ответчика, они не стали рассматривать урон, нанесенный Oracle, и рассчитали сумму выплаты исходя из официальной стоимости ворованных материалов. «Если ты взял что-то у другого человека и использовал, ты должен за это заплатить», цитирует Bloomberg одного из присяжных, 57-летнего автослесаря. Не нужно быть программистом, чтобы разобраться в сути дела.

Даже если суд существенным образом не изменит сумму выплат, SAP не разорится. На балансе компании в конце сентября хранилось $3,8 млрд ликвидных средств, а прибыль после уплаты налогов за 9 месяцев этого года составила $1,86 млрд (неаудированная отчетность по МСФО). Но потерей прибыли за полгода дело для компании может не ограничиться. Корпоративные клиенты, вынужденные — в отличие от частных пользователей — платить за лицензионное ПО, могут изменить свое отношение к немецкой компании. Тем более что в ходе слушаний выяснилось: топ-менеджмент SAP знал о происходящем в их американском подразделении.

Oracle одержала убедительную победу над одним конкурентом и не упустила случая подколоть другого. Глава Oracle Ларри Эллисон заявил недавно, что назначенный в результате громкого корпоративного скандала новый генеральный директор Hewlett-Packard, выходец из SAP Лео Апотекер тоже был в курсе массового нарушения авторских прав. HP не ответила на эти обвинения. А SAP может занести в актив сомнительное достижение. Непросто, купив фирму с 30 сотрудниками за $10 млн, потерять $90 млн в виде убытков и $1,3 млрд — по судебному иску. Итого возврат на инвестицию — минус 14 000%.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+