К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как заработать $15 млн на «некоммерческом сайте»

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Создатель сайта Change.org помогает решать социальные проблемы, но и о себе не забывает. Как устроена его схема и насколько она честная?

Когда благодаря Change.org правительство ЮАР согласилось наконец признать существование в их стране так называемого корректирующего изнасилования, гнусной практики, призванной «излечить» лесбиянок от их «неправильной» сексуальной ориентации, Бен Рэттрей осознал, что его сайт ждет большое будущее. В 2010 году одна из жертв вывесила на Change.org петицию, которую вскоре подписали 170 000 человек. А в марте 2011 года южноафриканские власти создали специальную группу для борьбы с этими ужасными преступлениями. Сам Рэттрей комментирует это так: «Казалось бы, нет никого бесправнее этой несчастной южноафриканки. Но теперь она во главе самой блестящей в истории кампании по ликвидации «корректирующего изнасилования».

32-летний Рэттрей создал один из крупнейших сайтов для публичного обличения и давления на политиков, глав компаний и т. д. Благодаря Change.org родители Трейвона Мартина добились ареста Джорджа Зиммермана, застрелившего их сына. Bank of America заставили отказаться от новой ежемесячной платы в $5 за использование его дебетовых карт для покупок. А Беттина Сигел вынудила министерство сельского хозяйства запретить «розовую слизь» в школьных столовых. И это только самые известные проекты Change.org, их на самом деле множество: каждый месяц появляется около 15 000. Петицию может создать кто угодно, а подписи собираются путем e-mail-рассылки и в социальных сетях. Отвечать на такие запросы легче легкого, просто кликаешь туда, куда тебя просят друзья и друзья друзей. Поставил галочку — сделал доброе дело не вставая с дивана. Сейчас в сообществе Change.org 20 млн членов, и каждый месяц их становится на 2 млн больше.

Служба бесплатная, да и само название сайта указывает на то, что организация некоммерческая (.org — домен, изначально предназначенный для некоммерческих организаций). Рэттрей создал сайт в 2007 году и почти два года метался, пытаясь изобрести какую-нибудь прибыльную модель бизнеса. В какой-то момент его осенило, и Change.org стала оказывать платные услуги: он предлагает организациям и вообще любым структурам создавать спонсируемые петиции и таким образом рассказывать о своих акциях людям, интересующимся схожими темами. На страничке каждой спонсируемой петиции вы найдете пометку «Кампания при поддержке [название организации]». Так, например, если вы решили поддержать петицию об образовании, то, когда вы нажимаете на кнопку «подписать», сайт предлагает еще пять петиций от спонсоров на эту тему. Если вы ставите галочку в поле «Да, я хочу получать обновления об этой и других кампаниях», то спонсор уже может отправлять e-mail непосредственно вам. Надо, конечно, признать, что на сайте недостаточно четко объяснено, что спонсоры получают в свое распоряжение адрес электронной почты. Но Рэттрей говорит, что он скоро изменит дизайн сайта, чтобы модель бизнеса компании стала понятнее. У Change.org 300 таких платных клиентов: в их числе Sierra Club, Credo Wireless, Amnesty International. Доход компании за истекшие месяцы этого года составил $15 млн.

 

Некоторые авторы петиций, c которыми побеседовал Forbes, даже не знали, что Change — коммерческая организация. По словам Рэттрея, компания имеет статус так называемой компании для социального блага (B Corporation), то есть юридически их деятельность обязательно предполагает создание и развитие общественного блага. Кроме того, как уже говорилось, домен «.org» ассоциируется прежде всего с некоммерческими организациями. Впрочем, Рэттрей и сам признает, что форма, в которой компания сообщает о своей миссии, далека от идеала: «Нам надо научиться понятнее объяснять, как сочетаются все стороны нашей деятельности».

Рэттрей совершенно не планировал посвятить себя этому делу. В школе он был председателем ученического совета, самым быстрым бегуном, королем выпускного бала. Он поступил в Стэнфорд и хотел стать инвестиционным банкиром. Но когда он учился на последнем курсе, его брат вдруг сообщил ему: «Я гей». Брат Рэттрея переживал, что на свете мало таких, как он, и все боятся сказать об этом вслух, и Рэттрей решил запустить сайт Change.org (в то время он собирался поступать в аспирантуру в Нью-Йоркский университет, но не стал). Первоначально компания занималась рекламой в социальных сетях и разработкой механизмов сбора средств для некоммерческих организаций. Впоследствии к этому добавились блоги о правах человека, которые привлекли больше пользователей. Кроме того, это продемонстрировало, как важны и действенны истории из жизни конкретных людей. Весной 2009 года Рэттрею пришла в голову еще одна идея: что если брать деньги с некоммерческих организаций за доступ к потенциальным жертвователям? В конце 2010 года Change.org открыл доступ к петициям всем пользователям и начал привлекать массовую аудиторию.

 

Петицию может создать любой пользователь (даже бот, которых используют крупные компании, хотя, по словам Рэттрея, не часто). Сотрудники Change.org отбирают петиции, которые будут размещены на главной странице сайта, занимаются e-mail-раскруткой и развитием кампаний, но при этом сама компания придерживается нейтралитета по отношению к тактикам и методам, которые организации используют для достижения своих целей. Что, впрочем, не защитило ее от политического давления, например со стороны профсоюзов: в этом году ей пришлось уступить и отказаться от возобновления контракта с двумя организациями, занимающимися реформами в сфере образования: Stand for Children и StudentFirst.

Вообще же Рэттрей весьма цинично настроен в отношении политики — она его не волнует. Развитию его компании способствует, по его мнению, то, что они имеют дело прежде всего с реальными историями из жизни конкретных людей. Change.org — это прежде всего настоящие человеческие трагедии, а не пространные рассуждения о здравоохранении или образовании.

В 2004 две дочери Кэлли Хука погибли в автокатастрофе. Они арендовали автомобиль PT Cruiser (той модификации, которая была отозвана компанией из-за проблем с усилителем рулевого управления). Продавать такие машины запрещено законом, но на их прокат этот закон не распространяется. Хук начал кампанию в феврале, он собрал 162 000 подписей. В сентябре власти США рассмотрели вопрос о принятии закона, запрещающего прокат таких машин. Ожидается, что закон будет утвержден.

 

А тринадцатилетняя восьмиклассница Эбби Голдберг решила добиться запрета на использование пластиковых пакетов в своем городе Грейслейк, штат Иллинойс. В июне она узнала, что правительство собирается принять закон, который снял бы запрет на пластиковые пакеты. Тогда Эбби создала петицию, обращенную к губернатору Иллинойса, она была озаглавлена так: «Губернатор Куинн: не дай меня в обиду пакету!» Подписей было 150 000! В августе Куинн позвонил ей и сказал, что передумал и, пожалуй, отменит закон.

Джон Лойер, пожарный из Кастера, в свою очередь, опубликовал в мае петицию, в которой он просит Барака Обаму дать ему и его коллегам право на государственную медицинскую страховку, хотя они и работают не постоянно, а только в определенные сезоны, и поэтому им в страховке было отказано как временным  работникам. Через полтора месяца ему позвонили из  Change.org и предложили помочь в раскрутке его петиции. У него была тогда тысяча подписей, и он согласился. Через несколько дней подписей стало 94 000, а впоследствии — 126 000. В июле Обама заставил федеральные ведомства обеспечить таких «временных» пожарных страховкой.

«В том, что мы делаем, нет ничего удивительного: я просто направил свои способности в верное русло и добавил немножко амбиций. И все-таки странно, что я занимаюсь не банковской сферой, а социальным благополучием».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+