К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Финтех-сервисы и банки – партнеры или конкуренты?

Фото Moven
Фото Moven
Быстрое развитие финтех-компаний заставляет традиционные банки подтягивать свои технологии: компаниям приходится либо быстро перестраиваться самим, либо искать направления для сотрудничества

 Мы привыкли, что банковское учреждение является скучной структурой с большим количеством бумажной волокиты. Однако такое положение вещей не устраивает молодое поколение, представители которого с раннего возраста привыкли пользоваться разнообразными онлайн-сервисами. Обычное вынесение банковских услуг в онлайн не работает; или работает не так, как хотелось бы банкирам. «Наступают на пятки» криптовалюты, разнообразные децентрализованные решения и платёжные сервисы, которые наперегонки готовят гиганты Интернет-индустрии.

Так, современный банк превращается из вертикально ориентированной структуры (банк вверху, клиенты в основании пирамиды) в финтех-сервис, построенный вокруг целей и задач клиента с мобильным телефоном. Банк, у которого нет физически существующих отделений, а операции осуществляются через сайты и мобильные приложения, называется «необанком». Иногда также необанки называют онлайн-банками или директ-банками, а в Британии их относят к challenger banks.

Что такое необанки?

 

Использование смартфонов, планшетов и других устройств с доступом в сеть Интернет стало практически повсеместным. И логичным шагом стало основание в 2011 году компании Moven (США), которая предложила революционное на тот момент решение: возможность управления банковским счётом через мобильное устройство. Сама по себе компания  Moven не является банком и пользуется партнёрским соглашением с банком CBW Bank.  Интересно, что основным инвестором Moven выступил российский венчурный фонд «Сбербанка» SBT Venture Capital,  а сами услуги Moven особенно популярны в США, Канаде и Новой Зеландии. Также в инвестировании участвовали Anthemis Group, Route 66 Ventures, Standard Bank, New York Angels и другие венчурные капиталисты.

На сегодняшний день успехи Moven впечатляют:

 
  • Вышло приложение MySpend TD под Android и iOS, лидирующее на рынке канадского цифрового банкинга.
  • Начато сотрудничество с сервисом онлайн-кредитования CommonBond и компанией Payoff, которая занимается обработкой платежей с банковских карточек.
  • Улучшена идентификация пользователя, и доступ к своим средствам по отпечатку пальца становится реальной возможностью.
  • В 42 000 банкоматов по всему миру средства со счёта можно снимать без комиссии. 
  • Банк не взымает деньги за обслуживание счёта, а также не имеет ограничения для минимального размера счёта.
  • И при этом переводить деньги друзьям и деловым партнёрам можно со счёта Moven, используя электронную почту и смс-сообщения.  Иметь счёт в  Moven вашим друзьям для получения денег необязательно, они получат средства в своём банке.

Moven не единственный необанк. Atom, например, пользуется завидной популярностью в Великобритании. Это банк, имеющий банковскую лицензию, и при этом не имеющий отделений: всё основано на работе мобильного приложения для iPhone или Android. Для идентификации клиента используется распознавание лица и голоса вместо небезопасной пары логина и пароля (а скоро будет добавлено ещё и подтверждение с помощью отпечатка пальца). Как основатели банка, так и клиенты считают, что сделать селфи или прочитать фразу вслух значительно удобнее, чем заботиться о сохранности паролей.

  • В 2016 году банк вошёл в десятку лучших финтех-предприятий Британии.
  • Предоставляется возможность оформить ипотеку на сумму до £2 миллионов на срок до 35 лет, не вставая с дивана. Также есть различные программы для малого и среднего бизнеса.
  • Atom привлёк сумму инвестиций в размере £45 миллионов ($68 миллионов) от испанской банковской группы BBVA в обмен на 29,5% предприятия и два места в совете директоров банка. BBVA — банк с отличной деловой репутацией и боле чем 150-летней историей.
  • К апрелю 2016 года на счетах клиентов Atom было в общей сложности £110 миллионов (при том, что услуги банка не доступны за пределами Соединённого королевства).
  • Atom обладает банковской лицензией.
  • Как сказал директор этого банка в интервью для CNBC, Atom, так же, как Uber, будет полагаться на общественную молву и не будет пользоваться традиционными для банков каналами рекламного продвижения.

Ещё один британский проект – Monzo Bank Ltd, основанный в 2015 году, является конкурентом Atom.  С момента своего основания Monzo Bank взял очень резвый темп: £1 миллион, который требовался основателям для создания предприятия, удалось собрать на британской платформе краудфандинга Crowdcube за 96 секунд. Пока что это абсолютный мировой рекорд скорости совместного финансирования проекта. Всего через две недели была получена официальная банковская лицензия. Сейчас банк оценивается в £50 миллионов.

Monzo предлагают предоплаченные карты и другие финансовые услуги. Клиентам доступны любые операции через устройство на базе Android или iOS. Это один из немногих банков, предоставляющих доступ к своему API, и, наверное, единственный банк в мире, регулярно спонсирующий хакерские конференции (хакатоны). При этом Monzo считают чековые книжки и физически существующие отделения устаревшей практикой, с которой нужно покончить.

 

Что происходит с необанками в Европе?

Помимо Британии, Дания является ещё одной страной Европы, в которой финтех уже оказывает заметное влияние на общество. При населении Дании в 5.6 миллионов человек, что сравнимо с численностью населения Петербурга (5.2 миллиона человек), в стране действуют финтех-кластер Копенгагена, совместное кредитование Lendino и их конкурент Flexfunding, мобильная платформа для взятия ссуд под недвижимость Udenombanken.dk, успешная биткойн-компания Coinify, а также мобильный банк Lunarway.  Lunarway уже получили финансирование на сумму €4.2 миллиона.

В Испании цифровые услуги банков пользуются огромной популярностью. На счетах ING Direct, испанского банка, который ориентирован в основном на мобильных пользователей, находится более 27.5 миллиардов евро. Для сравнения: на счетах в Deutshe Bank испанцы держат менее 8 млрд евро. С ING Direct конкурируют EVO Banco, количество пользователей которого выросло на 21%, и bancopopular-e, который за год нарастил общую сумму денежных средств на счетах клиентов на 578%, с 300 миллионов до 2 миллиардов евро.

Заслуживает внимания французский необанк Compte Nickel. Клиенты Compte Nickel уже осуществили транзакций на сумму 4 миллиарда евро. 500 000 счетов открыто за год и около 20 000 счетов открывают каждый месяц. Годовая прибыль банка в 2016 году выросла на 100%, а сумма активов в управлении достигла € 34 млн.

В общей сложности, по итогам 2016 года швейцарское финансовое издание «Fintech News» расположило необанки по влиянию таким образом:

 
  1. Atom Bank (Британия).
  2. Moven (США).
  3. WeBank (Китай).
  4. Mybank (Китай).
  5. Simple (США).
  6. N26 (Number26) (Германия).
  7. Fidor Bank (Германия).
  8. Starling Bank (Британия).
  9. Monzo Bank, (Британия).
  10. Tandem Bank, (Британия).

Наибольшим влиянием в мире пользуются эти необанки:

Банки нового поколения в России

Одним из первых российских необанков считается «Тинькофф банк», созданный российским предпринимателем Олегом Тиньковым в 2006 году на базе купленного им «Химмашбанка». Менее чем за пять лет стоимость банка выросла в семь раз: его инвесторами стали Goldman Sachs, шведский инвестиционный фонд Vostok Nafta, а также Horizon Capital.

В октябре 2013 года банк провёл IPO на Лондонской бирже, продав акций на сумму около $1,09 млрд. Сейчас в «Тинькофф банк» обслуживается более 4 млн российских клиентов. На 1 апреля 2016 года было выпущено более 5,8  млн банковских карт, что составляет 9.7% от общего объема российского рынка. Физически существующих отделений у банка нет, и всё обслуживание клиентов производится через электронные каналы связи. 22 февраля 2017 года агентство Moody’s повысило рейтинг этого банка с B2 до B1. По итогам 2016 года прибыль «Тинькофф банк» составляет 9-10 миллиардов рублей, и за 2017-й год создатели проекта собираются заработать на 30-40% больше, выходя на годовую прибыль 13-14 млрд  рублей.  «Тинькофф банк» помогает пользователям, которые часто платят в онлайне, например, покупая через Интернет игры или книги.  Для них предназначен новый банковский продукт «Тинькофф Банк-Яндекс.Деньги», в котором сочетаются возможности банковской карточки и электронных денег.

 

«Модульбанк» сотрудничает исключительно с предпринимателями, предлагая различные решения для малого бизнеса и розничных магазинов. Есть возможность для удобного начисления зарплат на карты сотрудников, бесплатное ведение бухгалтерии клиентов. Многие операции автоматизированы. У «Модульбанка» нет отделений, обслуживание клиентов производится через сайт компании и мобильные приложения. Так же, как и в ТКС, здесь нет собственных банкоматов, банки-партнёры позволяют снимать деньги с их карточек без комиссии. Представители «Модульбанка» указали на сайте, что они единственный банк в России, открывший доступ через API. Благодаря этому, клиенты могут проверить остаток на счетах и получить выписку через СRM или бухгалтерскую программу.

«Точка»  - ещё один банк, ориентированным на работу с малым бизнесом. Банк предлагает полный пакет услуг, вплоть до выезда своего представителя, который предоставит счёт, откроет корпоративную карту и выдаст все необходимые документы.  Если несколько предпринимателей, связанных деловыми взаимоотношениями, пользуются счетами в банке «Точка», то деньги между их счетами перемещаются практически мгновенно, а финансовая статистика обновляется в режиме реального времени. Небольшая оплата — 3500 рублей один раз в год позволяет навсегда избавиться от проблем, связанных с ведением бухгалтерии, а также забыть о комиссиях за переводы, платежи и снятие наличных денег. Ко всем услугам банка есть доступ через сайт и мобильные приложения.

Читать также: Вместо банков. Какие альтернативы банковским услугам предлагают финансовые стартапы

Банкиры приобретают финтех-проекты

 

Не всегда банки считают нужным инвестировать в собственные разработки мобильных приложений, интернет-банкинга и прочее. Иногда они просто покупают интересующие или зарекомендовавшие себя на рынке стартапы. Наглядными примерами могут служить покупка Simple банком BBVA, а также покупка «Рокетбанка» банком «Открытие».

Покупка американского стартапа Simple испанским банком BBVA обошлась последнему в $117 миллионов. Целью покупки стало расширение испанского присутствия на американском рынке и акцентирование внимания на молодых американцах. Покупка «Рокетбанка» стоила банку «Открытие» примерно в 300 млн рублей. Таким образом, банк получил готовое решение, ориентированное на мобильных пользователей.

Как откусить часть банковского пирога?

Если одни финтех-проекты в конечном счёте вливаются в банки, то другие, например, Revolut и Wirex с банками напрямую конкурируют. Revolut – это пластиковая карта Mastercard, на которой записан счёт не в одной, а сразу в трёх валютах: доллары США, евро, британские фунты. Валюты можно свободно обменивать между собой по самому выгодному, внутрибанковскому курсу. При этом управлять деньгами на карте можно с помощью приложения на базе Android или iOS, совершая даже IBAN/SWIFT перевод. Приложение умеет работать (отсылать переводы) с 23 валютами. В будущем обещают добавить другие валюты. Wirex – финтех-проект, использующий как традиционные, так и криптовалюты. Для открытия карты не требуется загружать каких-либо документов, а между криптовалютами и привычной вам валютой можно переключиться одним кликом.

 

Некоторые стартапы берут на себя задачу пересылки денег за рубеж, ранее доступную только для банков. TransferWise – наиболее известный из новых сервисов денежных переводов. Проект предлагает революционно низкие тарифы на международные переводы: например, с помощью сервиса возможен перевод с комиссией в 1 евро. На некоторых направлениях TransferWise уже составляет конкуренцию Western Union. Ежемесячно с помощью системы TransferWise передаётся более $735 миллионов, а количество пользователей превысило 1 млн.

Существуют и платёжные провайдеры, действующие сами по себе, без участия банков. Пример —  Stripe, американская компания с капиталом $5 миллиардов. Её услуги доступны для клиентов из Северной Америки, Японии, Австралии и большинства стран Западной Европы.   Используя счёт Stripe, клиент может привязать свою банковскую карту для оплаты без ожидания обработки платежа на любых сайтах. Это удобно и для покупателей, и для продавцов — представители Stripe утверждают, что каждый второй интернет-пользователь в США уже делал онлайн-платёж с использованием их системы.

Как финтех-единороги влияют на банковскую отрасль?

«Единорогами» (unicorn) называют проекты, капитализация которых превышает $1 млрд. В основном, это китайские сервисы онлайн-кредитования, хотя среди них есть и более интересные проекты. Например, «единорогами» считают приведенного выше американского обработчика платежей Stripe и международные денежные переводы TransferWise. Также к «единорогам» относятся индийские цифровые кошельки Paytm, шведский платежный процессор Klarna и голландский платежный провайдер Ayden. Банковские платежи и электронные кошельки жителям Мексики, Юго-Восточной Азии и Африки обеспечивает американская компания Mozido. Таким образом, можно наблюдать конкурентную борьбу на равных между единорогами и банками, в которой первые активно претендуют на долю рынка вторых. Однако вместо конкуренции финтех-проекты и банки могут наладить сотрудничество между собой с помощью открытого API.

 

В чём сила открытого API? 

Сокращение API означает «Application Program Interface», интерфейс прикладного программирования. Это значит, что, используя банковские API, разработчики могут создавать сторонние приложения для ПК или мобильного телефона на основе данных банка. Это прекрасный способ для банка задействовать «мозговой штурм» при поиске новых идей, при этом заметно сократив время для разработки и выхода на рынок новых продуктов, основанных на этих идеях. Наличие стандартизованного API также помогает разработчикам создавать приложения, словно строя их из типовых блоков. Например, необанк Monzo позволяет клиентам программировать собственные приложения, обеспечив безопасный доступ к исходному коду. Наличие API становится для технически «подкованных» пользователей дополнительным аргументом в пользу выбора именно этого банка. API представляет собой связующее звено между банками и финтех-сервисами, а также позволяет банкам делиться между собой информацией безопасным и контролируемым способом, не разглашая при этом данные своих клиентов. В целом взаимодействие банков и финтех-проектов на основании открытых API создаёт среду, в которой можно обмениваться идеями для новых сервисов и приложений электронной коммерции. А ещё, имеющим API банкам становятся доступны новые возможности: взаимодействие с чат-ботами, Интернетом вещей и социальными сетями.

Во многих странах есть законы, которые относятся к области банковских API. Отсутствие таких законов в России становится причиной того, что банки боятся давать доступ к своим данным. Также их смущает любая открытость, так как создаёт впечатление отсутствия безопасности. Однако практика показала, что для банков открытие API не только безопасно, но ещё и выгодно.

Правительство объединённой Европы уверено в этом: согласно директиве PSD2, принятой Европарламентом 5 мая 2015 года, банки ЕС должны открывать доступ через  API в обязательном порядке. PSD это сокращение от слов «Директива о платежных сервисах» (Payment Services Directive). Принятие как PSD, так и PSD2 приводило к значительным расходам европейских банков на то, чтобы отвечать новым нормативным документам и техническим требованиям. До конца 2017 года использование PSD2 в банковском деле стран Европы должно стать обязательным. Но банкиры Великобритании, Словакии и Эстонии уже отказались следовать директиве в её нынешнем виде, указав на необходимость доработок.

 

Препятствия во взаимодействии банков и финтех-проектов в России

В России во взаимодействии финтех-проектов и банков наблюдается ряд проблем:

  •  В России пока нет, и, судя по всему, не планируются, изменения законодательства, которые позволили бы наладить более открытое взаимодействие между финтех-проектами и банками на уровне данных, то есть на уровне открытых API. Отсутствие нормативного акта, аналогичного директиве PSD2 в Европе, способствует закрытой позиции большинства банков в отношении данных клиентов и своих собственных.  
  •  Несмотря на некоторые подвижки в области стимулирования отечественных финансовых инноваций на государственном уровне, на фоне рынков Северной Америки, Европы и Азии, развитие финтеха в России все еще находится на ранней стадии. Так, с даты образования Департамента финансовых технологий на базе ЦБ РФ не прошло и года, в то время как на Западе и на Востоке уже успели сформироваться финтех-единороги.
  • Банки, делающие акцент на развитие собственной технологической платформы, такие как, например, Сбербанк или Тинькофф Банк обладают достаточными IT-ресурсами для разработки финтех-решений внутри банка, поэтому далеко не всегда заинтересованы в инвестициях или сотрудничестве со сторонними проектами.
  •  У наиболее масштабных банков есть не менее масштабный штат сотрудников. Даже если финтех-проекту удалось первично заинтересовать банк, процедура дальнейшего согласования будет проходить через еще ряд отделов и должностных лиц, принимающих решения. В лучшем случае, процедура согласования сотрудничества между финтех-проектом и банком займет продолжительное время, в худшем – запнется об одного из банковских руководителей, например, из юридического департамента.

Финтех-проекты: конкуренты или партнёры для банков?

Из приведенных ниже статистических данных можно сделать вывод, о будущем банковской отрасли, и взаимоотношениях традиционных банков с финтех-проектами:

 
  • В 2016 году 63.1% потребителей использовали внебанковские финансовые сервисы.
  • В Западной Европе 51.3% молодых людей в возрасте до 35 лет недовольны существующим банковском обслуживанием. В странах Азии доля молодёжи, которая ищет новые банковские решения, ещё выше.
  • 83% опрошенных представителей банков видят в финтех-сервисах конкурентов, претендующих на часть их бизнеса.
  • В следующие 5 лет объём инвестиций в предприятия финтеха обещает превысить $150 миллиардов.

Платёжные сервисы и необанки уже сейчас конкурируют с традиционными банками на поле международных денежных переводов и кредитных сервисов. Для совершения p2p-платежа со счёта в другом банке не нужно идти в свой банк: достаточно воспользоваться одним из сайтов или мобильных приложений.

Развивается невероятно быстрыми темпами и p2p-кредитование, угрожая вытеснить традиционное кредитование. Компании финтеха опережают банки и в других отраслях: микроплатежи, сотрудничество с блокчейн-предприятиями и криптовалютными стартапами. Неоспоримым плюсом банковской отрасли является её многовековая история, вызывающая доверие, регулирование банковской деятельности на законодательном уровне, а также наработанные кейсы по обслуживанию физических и юридических лиц.

Можно сказать, что деятельность финтех-компаний заставляет традиционные банки подтягивать свой технологический уровень. Существование интернет-сайта, мобильной версии сайта, личного кабинета пользователя уже стало стандартом для современного банка — и пользователь по умолчанию ждёт таких сервисов, как, например, смс-сообщение о движении средств или возможность управления своим счётом онлайн. Уже никого не удивить возможностью онлайн-оплаты счетов, в том числе и счетов за коммунальные услуги и штрафов. Финтех сейчас уже разрабатывает то, с чем банки только планируют экспериментировать. Скорее всего, одни нововведения приживутся, другие нет: этому способствует конкурентная борьба между новыми финансовыми предприятиями. Чтобы конкурировать с финтех-проектами банкам, в условиях нового рынка, приходится либо быстро перестраиваться самим, либо искать направления для сотрудничества.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+