К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Добрый «Скайнет»: как новые технологии спасают людей

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Дроны, вертолеты и другие устройства помогают спасать сотни людей, но каждое из них имеет свои недостатки. Инженеры бьются над созданием универсального решения

По данным УОС МВД России, в России в 2017 году пропало 83 923 человека. Больше половины так и не нашли. В городах поиски проще благодаря техногенной среде. А вот у потерявшихся в лесу шансов мало. Периметр поиска там может исчисляться десятками километров. А чтобы найти человека живым, дорога каждая минута. Волонтеры отмечают, что решающими являются первые сутки. В этом случае 98% пропавших находятся живыми. На вторые и третьи уже значительно меньше. Поэтому поисково-спасательным отрядам (ПСО) нужны современные технологии, которые способны сократить время поиска и увеличить процент спасенных.

Технологии для спасателей

Пока, несмотря на активное развитие рынка технологий, основным ресурсом для поисково-спасательных работ остаются люди. В среднем для одной поисково-спасательной операции нужно около 100 человек. В идеале спасатели хотят получить такую технологию, которая смогла бы выдать точные координаты нахождения человека хотя бы в радиусе 10 км. Но приходится рассчитывать на то, что есть.

Помощь с воздуха

Самое старое и проверенное средство — вертолеты. Оно же самое дорогое. Час полета стоит от 30 000 рублей и выше в зависимости от количества летных часов воздушного судна в год. Но каждый вылет длится в среднем полтора часа, а это уже 90 000 рублей. За рубежом такие поисково-спасательные операции, как правило, покрывает страховка пропавшего. У нас же это либо бюджетные деньги, либо собственные средства добровольцев. Так, например, работает вертолетный поисково-спасательный отряд «Ангел». По словам руководителя отряда Александра Михайлова, самыми быстрыми и эффективными можно назвать дневные вылеты к потерявшимся людям, которые на связи. Но 90% вылетов приходится на ночное время. Если же телефон потерявшегося недоступен или он не может ответить по состоянию здоровья, то вертолет почти бесполезен. Кроме того, пилотам часто приходится совершать очень сложные и опасные маневры, это огромный риск для самих спасателей.

 

В среднем «Ангел» оказывает помощь примерно в 150 поисках в природной среде в год. Волонтеры отмечают, что 2018 год стал самым спокойным в истории отряда благодаря солнечной и сухой погоде, — всего около 50 вылетов.

Как альтернатива вертолетам сейчас активно заявляют о себе дроны. В первую очередь они дешевле и портативнее. Кроме того, на беспилотник можно прикрепить полезную нагрузку: камеры, тепловизоры, навигаторы и т. п. Сегодня уже многие крупные производители дронов имеют поисково-спасательные модели. Например, аппараты от китайского лидера рынка БПЛА DGI активно используются даже в полиции. В начале 2018 года DJI Inspire, оснащенный инфракрасной камерой, помог британским полицейским ночью найти пострадавшего в автокатастрофе, который без сознания замерзал в канаве. Стоит такой дрон около $3000. Это недорогой вариант. Для сравнения: российский «Геоскан», который также может использоваться для поисково-спасательных операций, в самой базовой комплектации продается за 1 600 000 рублей.

 

Кроме стоимости, у профессиональных дронов есть и другие недостатки. В отличие от вертолетов они не могут доставить к месту бедствия спасателя и эвакуировать при необходимости пострадавшего. Все электрические беспилотники ограничены по времени полета — максимум час в идеальных погодных условиях. Использовать их можно не везде. К примеру, в США пилоты дронов не имеют права проводить полеты ночью, над людьми или вне зоны прямой видимости оператора при условии, что Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) не выдало им отдельное разрешение на это. Отметим, что сейчас FAA планирует упростить правила применения дронов. В России тоже нужно получить разрешение перед полетами, а это драгоценное время.

Поиск в темноте

Человек в лесу ночью — это хуже, чем иголка в стоге сена. Тепловизор позволяет вести съемку в темноте и искать людей, измеряя их инфракрасное излучение. Чем лучше характеристики аппарата — разрешение, поле зрения, температурная чувствительность, — тем он, понятно, дороже. Довольно посредственный тепловизор Pulsar, который способен обнаружить цель на расстоянии от 3 до 1800 метров, стоит около 200 000 рублей. При этом недостатков у такого решения достаточно. Под кронами деревьев он видит плохо, особенно летом. Искать на снегу проще, но если человек замерз и полностью укутан в одежду, светиться он не будет. Поэтому спасатели относятся к тепловизорам без восторга.

Интересный способ помощи потерявшимся придумали и запатентовали якутские спасатели. Территория Якутии — это пять Франций, там один спасатель на 30 000 квадратных километров. Отсюда и решение — поисковый маяк, который время от времени включает прерывистый звук автомобильного гудка, а в сумерках мигает световым сигналом. Он может подавать сигналы круглосуточно при любой погоде для привлечения и выхода на него потерявшихся. Такие маяки по заведомо большому периметру можно ставить через каждые 2–3 км, чтобы между ними не прошел заблудившийся человек.

 

В поиске идеального гаджета для поиска

Разработки ведутся и по другим направлениям: наземные роботы, технологии распознавания образов, различные датчики. Есть довольно необычные проекты. Например, «электронный нос», который может по запаху определить присутствие человека. Он работает благодаря датчикам, которые реагируют на вещества, выделяемые человеком: ацетон, изопрен, аммиак. Такие устройства давно разрабатываются учеными по всему миру: российско-немецкая разработка, например, может не просто различать запахи и запоминать новые, но и повышать чувствительность за счет подстройки под изменения окружающих условий — все  благодаря машинному обучению.

Чего не хватает

Решений много, но все еще нет той универсальной технологии, которая была бы недорогой, простой и подходящей для сложных поисков в лесах и тундрах. Порой они занимают недели, и шансов выжить у потерявшихся почти не остается. Зимой при большой влажности даже одна ночевка без костра может стать для человека последней.

К решению этой проблемы подключаются и благотворительные фонды, и государство, и бизнес. Например, «Билайн» обеспечивает бесплатную SMS-рассылку о начале активных поисков отряда «Лиза Алерт». Сбербанк запустил социальный сервис для детей «Островок безопасности», который позволяет каждому потерявшемуся ребенку прийти в любой офис банка и получить необходимую помощь. Олимпиада НТИ организовала хакатон, в рамках которого школьники 13-17 лет разрабатывали цифровые решения для упрощения поиска пропавших людей.

Спасатели надеются на создание идеального устройства, которое будет иметь возможность обнаружить точные координаты пропавшего человека в лесу в течение не более 10 часов при отсутствии источников связи, вне зависимости от времени суток и погодных условий. Когда такое решение будет найдено, спасенных жизней будет намного больше.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+