Основатель автопроизводителя Nikola стал миллиардером

Фото Nikola Corp.
Nikola рассчитывает повторить успех Tesla в нише грузового электротранспорта Фото Nikola Corp.
Только через несколько лет станет ясно, сработает ли план Nikola Motor по созданию экологичных грузовиков на водородных топливных элементах с нулевыми выбросами в атмосферу, но дебют стартапа из Аризоны на NASDAQ позволяет предположить, что эта технология сможет наконец занять свое место на рынке транспорта. Кроме того, теперь основатель компании Тревор Мильтон стал владельцем многомиллиардного состояния

Акции расположенной в Финиксе компания Nikola завершили первый день на бирже на отметке в $33,75. В результате рыночная капитализация компании составила около $12 млрд. Стоимость доли крупнейшего акционера компании Тревора Мильтона Forbes оценивает примерно в $3,7 млрд по состоянию на момент закрытия торгов в четверг.

«Как работают профи»

Выход Nikola на биржу можно считать одним из самых смелых дебютов на Уолл-cтрит для высокотехнологического транспортного стартапа со времен IPO Tesla десять лет назад.

В последние месяцы интерес к компании рос, и, по словам Мильтона, не только со стороны инвесторов, которые готовились к выходу Nikola на NASDAQ. «Сейчас мы ведем переговоры практически с каждым производителем автокомпонентов в мире», — рассказал он Forbes. Отчасти это произошло благодаря приходу в совет директоров Nikola Стива Гирски, бывшего заместителя председателя совета директоров General Motors. Стремительный выход Nikola на NASDAQ произошел в результате обратного слияния с публичной компанией Гирски VectoIQ, которое было завершено 2 июня. Об этой сделке стороны договорились еще 3 марта, накануне введения карантина из-за COVID-19. 

«Интересно, что к сотрудничеству с нами больше открыты группы, от которых вы этого не ожидаете», — сказал Гирски, намекнув, что в ближайшие недели может быть объявлено о новых партнерствах. Сейчас Nikola работает совместно с итало-американской корпорацией СNH/Iveco над созданием электрических грузовиков Nikola Tre, которые появятся на европейском рынке в 2021 году. Часть этих грузовиков пойдет на экспорт в США ― до тех пор, пока не откроется американская фабрика по изготовлению моделей как с электродвигателями, так и с водородными топливными элементами. «В следующем году у нас начнется полномасштабный выпуск грузовиков в немецком Ульме, а еще через год ― здесь, в Аризоне. Мы станем одними из первых в своем деле и покажем всем, как работают настоящие профи», ― оптимистичен Мильтон.

Как и Tesla Илона Маска, Nikola планирует строить топливные станции для заправки своих автомобилей. На этой неделе компания объявила, что собирается приобрести у норвежской компании Nel оборудование на $30 млн, чтобы производить 40 000 кг водорода в день из воды и возобновляемого электричества. «Эти электролизеры станут основой для пяти мощных водородных станций, которые покроют множество штатов и маршрутов для большегрузных автомобилей», — заявил Мильтон. Он отказался рассказать Forbes, где будут построены эти первые станции, хотя некоторые из них, несомненно, будут расположены в Калифорнии, где в целях сокращения выбросов углерода предусмотрены льготы для экологичных грузовиков.

Хотя у Nikola самые амбициозные планы по производству водородных грузовиков и водородного топлива, в этой сфере с ней конкурируют и крупные игроки — Hyundai Motor и Toyota Motor Corp. Toyota уже несколько лет тестирует грузовики на водородных топливных элементах в порте Лос-Анджелеса, а Hyundai на этой неделе открыл первую в Южной Корее водородную топливную станцию для грузовых автомобилей. В нише грузовых автомобилей Nikola является потенциальным конкурентом Tesla, причем с детищем Илона Маска компания судится за авторские права на разработки. Автопроизводителю удалось привлечь $600 млн на организацию производства на новом заводе в городе Кулидж в штате Аризона. 

Как мормон-самоучка заработал $1 млрд на водородных грузовиках

Проверка реальностью

Амбициям Nikola предстоят большие испытания, ведь как полноценный бизнес компания себя еще не проявила. А на завершение строительства завода, открытие сети зарядных станций и заправок с водородным топливом, а также вывод на рынок гибридного пикапа Badger ей потребуется гораздо больше капитала.

Согласно заявлению, поданному в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, в компании считают, что понадобится «дополнительно привлечь $700 млн венчурного капитала в конце 2021-го — начале 2022 года». Кроме того, есть вероятность, что в 2023-2024 годах Nikola займет на рынке еще $500 млн. В период с 2022 по 2024 год расходы на водородные заправочные станции, производящие экологически чистую энергию из воды и электричества из возобновляемых источников, достигнут почти $1 млрд.

В Nikola уже получили заказы на сумму $10 млрд от таких компаний, как производитель пива Anheuser-Busch, который хочет приобрести 800 экологически безопасных тяжеловесов. К настоящему моменту производитель грузовиков еще не научился стабильно наращивать выручку, но по плану объем продаж вырастет с $150 млн в 2021-м до $3,2 млрд в 2024 году. Тогда же, если верить заявлениям компании, она надеется продать или сдать в аренду 7000 единиц электромобилей и 5000 — с водородным топливным элементом.

Ранее Forbes уже подробно рассказывал историю Nikola и Тревора Милтона.

Несмотря на то, что компания еще не поставила грузовики коммерческим клиентам, наблюдается устойчивый рост интереса к водородным элементам в большегрузных автомобилях, особенно для перевозок на большие расстояния. Дело в том, что топливные элементы намного легче аккумуляторов, их можно заправлять так же быстро, как дизельные или бензиновые модели. Чтобы обеспечить своим футуристичным грузовикам наилучшие ходовые качества и вывести их на большую дорогу, производитель, помимо сотрудничества с Iveco, заручился поддержкой таких партнеров, как Bosch, американский изготовитель запчастей Meritor, компания Hanwha из Южной Кореи, выпускающая солнечные панели, а также норвежский разработчик водородных двигателей Nel.

Технология с использованием топливных элементов подразумевает генерирование электроэнергии в результате химической реакции водорода с кислородом, причем побочным продуктом является обычный водяной пар. Технология известна еще с 1960-х, но ранние способы ее реализации были слишком затратными и недостаточно долговечными для повседневного применения. За последнее десятилетие многое изменилось: стоимость материалов и топливных баков устойчиво понижалась, а сама технология становилась более продуманной. В то время, как промышленный водород обычно получают из природного газа, новые методы синтеза «экологичного» водорода из воды и электричества с солнечных и ветряных ферм сделали данный тип топлива чрезвычайно привлекательным вариантом для регуляторов сферы окружающей среды в Калифорнии, Европе, Японии, Южной Корее и Китае.

Мильтон, как и Маск, не стесняется при случае похвастаться возможностями своей компании: «В Nikola мне очень нравится то, что мы показали всем, как можно радикально преобразить целую индустрию. Сейчас водород ― самая горячая тема обсуждений во всем секторе грузового автомобилестроения. Угадайте, чья это заслуга? По большей части это стало реальностью именно благодаря Nikola, а еще куче других замечательных людей, которые работали над этим долгие десятилетия».

Перевод Антона Бундина и Натальи Балабанцевой

Дополнительные материалы

25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд