К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Выгодно, чтобы человек болел»: что мешает здравоохранению развиваться и как это преодолеть

Фото Eneko Uruñuela / Unsplash
Фото Eneko Uruñuela / Unsplash
Новые технологии — базис, на котором строится цифровая медицина. Это и искусственный интеллект, и медицинская робототехника, и носимые устройства, которые позволяют собрать огромные массивы данных о здоровье людей. Однако организационные изменения важны не меньше, чем технологические. Об этом в колонке для Forbes рассуждает основатель и управляющий партнер инвестиционной компании AltaIR Capital Игорь Рябенький

Когда мы говорим о прорывах в цифровой медицине, обычно имеем в виду точечные решения — новый метод лечения, гаджет или лекарство. Но это реформы, а отрасли нужна революция. Пока у большинства людей нет доступа к лучшим медицинским практикам, пока медицина ориентирована только на лечение больных, отрасль будет находиться в кризисе. В ней назрели большие перемены. Ситуацию могут улучшить технологии вместе со сменой организационной парадигмы и фокусом на wellness («хорошее самочувствие» или «благополучие»).

Новые технологии — базис, на котором строится цифровая медицина. Одно из прорывных направлений в этой сфере — медицинская робототехника, активно развивающаяся в последнее время. Микроботы уже научились брать биопсию, атаковать опухоли, доставлять лекарства и даже делать косметический ремонт сердца. Более того, в начале 2019 года хирург из Пекина проводил дистанционную операцию с использованием роботизированной системы и подключения к 5G. Все это развивалось бы еще быстрее, если бы не сложности с патентованием и долгий вывод на рынок.

Еще одно топовое направление — искусственный интеллект, который обладает огромным диапазоном возможностей в digital health. Это и распознавание образов с целью установки диагноза, и работа с разрозненными массивами данных, и поддержка врачебного решения. Например, есть технология, которая при первичном анализе снимка больного с инсультом помогает подобрать способы лечения и снизить вероятность врачебной ошибки на 25%.

 

Носимые устройства, которые позволяют собирать огромные массивы данных о состоянии здоровья людей, также сыграют важную роль в цифровизации медицины. Прогнозируется, что к 2025 году объем медицинских данных составит 1 зетабайт (1 трлн гигабайт) и, базируясь на Big Data, позволит выбирать максимально эффективные методы диагностики и лечения конкретного пациента, составлять медицинские прогнозы и находить способы организации помощи в целом.

Если провести аналогию между больницей и СТО, то можно сказать, что мы уже неплохо научились проводить аварийный ремонт, а вот техосмотру внимания не уделяем. Отсюда следующий тренд — wellness. Это индустрия с оборотом $4,5 трлн, подразумевающая поддержание физического и ментального здоровья за счет образа жизни. Питание и спорт уже давно рассматриваются как факторы, напрямую влияющие на здоровье, сегодня пристальное внимание обращено к психологическому состоянию и превентивной медицине. Основной упор в digital health делается на развитии технологий, при этом форма сильно отстает от содержания, а проектов, которые усовершенствуют работу медучреждений, найдут новые форматы взаимодействия врачей и пациентов и повысят доступность услуг, очень мало.

 

Пандемия COVID-19 явно дала понять, что организационные изменения важны не меньше, чем технологические. После нее, например, резко выросло проникновение телемедицины. Прогнозируется, что этот сегмент будет расти с 2020 по 2026 год со среднегодовым темпом более 26%.

Врачи без больниц: что происходит с рынком телемедицины в России

Одна из ключевых задач здравоохранения — проблема с доступом к лучшим медицинским практикам. Пока же мы наблюдаем полярную ситуацию: есть медицина для богатых, и у нее широкий горизонт возможностей, далеко не всегда оправданных и эффективных. С другой стороны, есть бесплатная и общедоступная медицина, которая чревата недостаточным вниманием к пациентам, очередями, сложностью доступа к процедурам и лекарствам. Это глобальная проблема.

 

Если по уровню технологического развития в мире есть ярко выраженные лидеры, то с доступом к лечению, его организацией и форматами вопросы возникают повсюду. Чтобы глобально изменить организационную парадигму, нужно в первую очередь изменить мотивацию. Пока один день нахождения в больнице может стоить $10 000, выгодно, чтобы человек болел, а не выздоравливал. Страховая медицина при всей видимой прогрессивности сделана бездумно: с большой уравниловкой и выплатами по болезням. Со стороны фармацевтики все еще хуже — есть решения, которые запротоколированы, чтобы зарабатывать, из-за чего трудно выявить спекуляции. Стартапы, которые придумывают усовершенствованные подходы, часто не могут пробиться через блокаду корпораций.

Самое страшное, что на незнании и панике людей порой откровенно наживаются. Та же борьба с коронавирусом превратилась в ожесточенную борьбу за деньги со спекуляциями и ажиотажем. Капитализация малайзийской компании Supermax Corp, производящей маски, выросла в 1000 раз с начала пандемии COVID-19. Начались неразбериха и лоббирование производителей лекарств на политическом  и экономическом уровнях.

В процессе работы над вакциной продолжается борьба за то, чье лекарство первым будет одобрено, какие дженерики допустят. На место текущей системы должно прийти ценностно ориентированное здравоохранение, которое будет базироваться на улучшении исходов для пациентов при оптимизации затрат на лечение. Отрасль и деньги в ней будут завязаны на результат: чем лучше человек себя чувствует, тем выше заработок медицинских компаний.

20 крупнейших медицинских компаний России. Рейтинг Forbes

20 крупнейших медицинских компаний России. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «20 крупнейших медицинских компаний России. Рейтинг Forbes»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости