«Алиса» в стране роботов-курьеров: что нового показал «Яндекс» на конференции

В среду, 25 ноября, «Яндекс» провел конференцию YaC 2020: компания показала фильм, в котором ее сотрудники рассказали о новых продуктах и сервисах — среди них новая умная колонка «Станция Макс», сервис по доставке еды с заправок в автомобили, робот-курьер и другие разработки. Forbes рассказывает, какие новые продукты запустила компания

YaC — ежегодная технологическая конференция «Яндекса», которую компания проводит с 2010 года. В этом году из-за пандемии COVID-19 «Яндекс» отказался от привычного формата конференции и вместо Yet another Conference сделал Yet another Conversation — фильм, в котором руководители сервисов «Яндекса» рассказали в интервью, как делается «Яндекс», что интересного произошло в компании за этот год и какие планы на следующий. Например, в компании рассказали, что выпущенный в конце 2018 года «Яндекс.Телефон» признан неконкурентоспособным, а «Яндекс.Лавка» уже несколько недель работает в Израиле. Всего в конференции приняли участие 12 сотрудников компании: управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян, руководитель поискового портала «Яндекса» Андрей Стыскин, руководитель направления беспилотных автомобилей Дмитрий Полищук, руководитель «Яндекс.Заправок» Артем Прудников, гендиректор группы компаний «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко и другие. Forbes рассказывает о главных новинках компании.

«Станция Макс»

«Яндекс» выпустил новую умную колонку с голосовым помощником «Алисой». Ее назвали «Станция Макс» — главные отличия новинки от предыдущих колонок «Яндекса» — трехполосный звук, поддержка видео в 4К HDR и наличие LED-экрана. С помощью экрана колонки «Алиса» дополняет свои ответы анимацией и выражает эмоции. Например, она может показать прогноз погоды или подмигнуть с экрана в ответ на комплимент. По словам главы «Яндекса» Тиграна Худавердяна, это сделало «Алису» более живой и новая колонка — «просто космос». К «Станции Макс» прилагается пульт, с помощью которого можно переключать музыку, выбирать фильмы и регулировать звук. Впрочем, пока он малофункционален, признали в «Яндексе» во время пресс-конференции.

«Станция Макс» сейчас доступна для предзаказа, а 1 декабря она появится и в магазинах электронной техники. Колонка стоит 16 990 рублей. Пока она представлена в черном и сером цвете, в новом году появится в бордовом и темно-синем. Планы продаж в компании не раскрывают.

Доставка товаров «по клику»

Второй сервис, который представила компания, — доставка «по клику». Логистический сервис «Яндекс Go» уже начал тестирование: сервис позволит людям выбирать точное время получения товара из интернет-магазина. По словам Худавердяна, самый большой ужас во всей доставке — это ожидание приезда курьера и страх, что курьер не может найти дверь или подъезд. Новый сервис позволит изменить принцип доставки: на следующий день после того, как пользователь сделает заказ в интернет-магазине, товар приедет в ближайшую «Яндекс.Лавку», откуда в любой момент можно вызвать курьера, который за 15–20 минут привезет товар по адресу. На этапе тестирования доставка по клику работает примерно в 100 «Яндекс.Лавках» Москвы и только для заказов товаров с «Яндекс.Маркета». Все посылки доставляют пешие курьеры, поэтому вес и габариты товаров для доставки по клику ограничены. 

Заказ еды на заправках

Также «Яндекс» анонсировал новый сервис доставки еды автомобилистам с заправок. В приложениях «Яндекс.Заправки», «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» появилась возможность заказывать кофе и выпечку на АЗС. Сотрудники магазина или кафе на станции принесут заказ автомобилиста или его пассажиров прямо в машину. Заехав на заправку, водитель может посмотреть меню в карточке станции, в разделе «Еда на АЗС». После того как он выберет и оплатит понравившиеся блюда, ему нужно будет указать номер машины. «Яндекс» обещает, что сотрудник станции доставит заказ в течение пяти минут. Сейчас услуга есть на 100 станциях BP и «Нефтьмагистрали» в Москве и области.

«Яндекс.Бизнес»

Еще одно новшество компании — запуск сервиса для предпринимателей «Яндекс.Бизнес»: он помогает привлекать клиентов и упрощает размещение рекламы. С помощью сервиса можно без специальных знаний запустить рекламную кампанию на площадках «Яндекса» — в «Поиске», «Картах», «Услугах», «Дзене», а также на более чем 40 000 сайтов рекламной сети. Пользователь сможет задать бюджет (его минимальный размер — 5000 рублей), указать информацию об акции, товаре или услуге и приложить фотографии. После этого алгоритмы «Яндекса» должны создать объявления в соответствии с заданными параметрами, разместить их и распределить бюджет так, чтобы реклама приводила больше клиентов. Рекламная подписка ориентирована на небольшой бизнес в сфере услуг и торговли.

Во время презентации сервиса Худавердян рассказал, что «Яндекс» иногда «делает не лучший сервис» для партнеров, поскольку обратная связь приходит реже, чем от рядовых потребителей. Например, возможность настроить рекламную кампанию в «Яндексе» «превратилась в пульт для самолета Boing» и пользователю надо быть профессионалом, чтобы настроить эффективную рекламу, объяснил он запуск нового продукта.  

На конференции сотрудники «Яндекса» подробнее рассказали про робота-курьера «Ровер», который умеет доставлять небольшие посылки. «Если ничего не придумать, то одна половина человечества будет доставлять еду другой половине человечества. Это никуда не годится», — посетовал Худавердян. По словам главы направления беспилотных авто «Яндекса» Дмитрия Полищука, уже сейчас существует дефицит курьеров. А «Роверы» «Яндекса» начали выполнять реальные доставки в одной из локаций в Москве, в «Сколково» и Иннополисе. Полищук признался, что сложность применения «Ровера» заключается в том, что он не может обеспечить доставку до двери квартиры в многоквартирных жилых домах. «В целом люди готовы спускаться, но сколько это будет десятков процентов от пользователей, мы пока не знаем», — отметил он.

Такси, еда и беспилотники принесли «Яндексу» деньги

Новая технология поиска

У «Яндекса» появилась новая технология анализа текста на основе нейросетей-трансформеров под названием YATI. Благодаря ей поиск «Яндекса» научился лучше оценивать смысловую связь между запросами пользователей и содержанием документов в интернете, уверяют в компании. «Яндекс« называл появление YATI «самым большим событием в «Поиске» компании за последние 10 лет».

Обновленное приложение

Наконец, «Яндекс» обновил приложение с рекомендательной лентой, а также добавил новые возможности интеграции для бизнеса в «Поиске»: теперь предприниматели могут ускорить загрузку сайта своей компании, упростить авторизацию для пользователей и сделать так, чтобы пользователи прямо в результатах поиска видели цену и наличие товаров в интернет-магазине. Обновление приложения уже завершилось на смартфонах на базе Android и iPhone. До конца года оно должно завершиться в мобильной и десктопной версиях «Яндекса».

Дополнительные материалы

Ответственный подход: кто вошел в топ-10 рейтинга 50 лучших работодателей России