К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Ответственный подход: кто вошел в топ-10 рейтинга 50 лучших работодателей России

Ответственный подход: кто вошел в топ-10 рейтинга 50 лучших работодателей России
Во втором рейтинге лучших работодателей России Forbes сделал акцент на социальную и экологическую политику компаний.

В конце мая 2020 года самым обсуждаемым городом в России неожиданно стал Норильск — основной поставщик никеля и палладия для мировой промышленности и самый грязный город российской Арктики. После аварии на одном из предприятий ГМК «Норильский никель» в тайгу утекло 21 000 т дизеля, и в заполярный город зачастили экологи и государственные ревизоры. Выяснилась нелицеприятная правда: несмотря на многомиллиардные бюджеты и заверения руководства «Норникеля», основные социальные и экологические проблемы Норильска еще только предстоит решить.

Отчасти проблемы «Норникеля» побудили нас скорректировать методику второго рейтинга лучших работодателей России, который компания годом ранее возглавила. Но роль сыграла не только экологическая катастрофа. В 2019 году, начиная работу над рейтингом, мы попросили портал Superjob опросить россиян и выяснить, что они вкладывают в понятие «лучший работодатель». Результаты оказались предсказуемыми. Итоговый балл на 25% зависел от величины зарплаты, а преимущество получили компании с обширным социальным пакетом, комфортными условиями труда и развитой системой обучения. В этом году мы решили отдать преимущество другим характеристикам — заботе компаний об обществе и стране, в которой она зарабатывает прибыль, и экологическому следу, который она после себя оставляет. В итоге общий вес параметров, связанных с щедростью участников рейтинга к работникам, составил 20%.

Смотреть рейтинг

 

Это не все изменения. Как разглядеть за сотнями цифр, которые мы собрали у участников рейтинга, компании, действительно меняющие мир к лучшему? Задавшись этим вопросом, мы обратились за оценкой к членам совета директоров российского Forbes и руководителям ведущих российских вузов. Итоговый балл компаний зависел от их оценок несильно (10%), тем не менее они помогли отдельным компаниям подняться в рейтинге.

На первом месте в этом году оказался Yandex. В целом первая десятка рейтинга обновилась наполовину. Одно из самых неожиданных открытий этого года — сразу в топ-10 вошла компания Splat, новичок рейтинга, хорошо известный россиянам по философским размышлениям основателя Евгения Демина, которые компания вкладывает в каждую коробку зубной пасты.

 

«Норильский никель» из первой десятки вылетел. В конце октября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко жестко прошлась по руководству компании, обвинив его в превращении Норильска в трущобы. Спикер верхней палаты парламента призвала «Норникель» взять на себя большую часть расходов по реновации аварийного жилья и инфраструктуры города. Компания Владимира Потанина уже тратит на экологию больше относительно расходов других российских металлургов. Возможно, в будущем это позволит «Норникелю» подняться в рейтинге лучших работодателей.

Forbes благодарит за участие в экспертном опросе ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Мау, ректора Российской экономической школы Рубена Ениколопова, президента Московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова, председателя совета директоров Mail.ru Group Дмитрия Гришина и основателя проектов The Bell и «Русские норм» Елизавету Осетинскую.

Как мы считали

Формирование лонг-листа и анкетирование

 

В прошлом году мы составили лонг-лист, отобрав с помощью сервиса Yandex Wordstat компании из рейтинга РБК-500 с максимальным количеством поисковых запросов на вакансии за период с 1 сентября 2018-го по 31 августа 2019-го. В этом году мы разослали анкеты в 200 компаний с максимальным количеством запросов. Мы также выложили анкету на сайте Forbes.ru, и любая компания могла заполнить ее и прислать нам. В шорт-лист вошли 100 компаний. Недостающую информацию мы брали из открытых источников.

Начисление баллов

Все метрики, по которым проводилась оценка, мы разделили на три группы: «Сотрудники» (вес 20%), «Общество» (вес 35%) и «Экология» (вес 35%). Отдельным параметром была оценка экспертов с весом 10%. У метрик внутри каждого блока был одинаковый вес. Компании оценивались по шкале от 0 до 100 баллов. По подавляющему количеству параметров использовался метод z-оценки, позволяющий определить, насколько то или иное значение отличается от среднего в выборке.

1. Блок «Сотрудники» включал четыре метрики.

  • Зарплата. Компании оценивались в зависимости от средней зарплаты в 2019 году.
  • Обучение. Балл в одинаковой мере зависел от двух составляющих: часов обучения и затрат на обучение сотрудников в расчете на среднесписочную численность персонала. 
  • Социальный пакет. Мы оценивали компании по двум параметрам: количеству составляющих их социальной политики в отношении сотрудников (ДМС, корпоративные пенсии, санаторно-курортное лечение, льготы и материальная помощь, жилищные программы, компенсация затрат на питание, транспорт и пр.) и затратам на ДМС и социальные программы в расчете на среднесписочную численность персонала. 
  • Условия труда. Балл зависел от двух показателей: уровня травматизма (оценивались значение и динамика коэффициента травматизма LTIFR, а также количество происшествий с летальным исходом) и условий работы в штаб-квартире и отделениях. Для производственных компаний (а также связанных с повышенным уровнем опасности) показатель травматизма имел вес 75%, условия труда — 25%. Для остальных компаний пропорция была обратной.

2. Блок «Общество» включал три метрики.

 
  • Создание новых рабочих мест. Балл рассчитывался исходя из отношения числа рабочих мест, созданных в 2018–2019 годах, к текущему штату компании.
  • Благотворительность. Мы учитывали взносы в благотворительные фонды, действующие на федеральном уровне, спонсорскую поддержку спорта, культуры, религиозных общин и прочие аналогичные затраты по отношению к выручке.
  • Инвестиции в инфраструктуру. Для этой метрики мы оценивали вложения в проекты, которые напрямую не связаны с бизнесом компании: строительство больниц, спортивных или культурных объектов, жилья для работников и пр. Эти инвестиции мы оценивали по отношению к выручке. Промышленные и непромышленные компании по этому показателю оценивались отдельно.

3. Для блока «Экология» мы разделили все компании по отраслям, внутри которых и проводили сравнение. Блок включал три метрики.

  • Выбросы и штрафы. Компании оценивались исходя из уровней и динамики выбросов парниковых газов, оксида азота и диоксида серы, а также величины выплат за негативное воздействие на окружающую среду. Все показатели мы учитывали в отношении к выручке компаний.
  • Ресурсы. Компании оценивались исходя из уровней и динамики потребления воды и энергии. Все показатели мы учитывали в отношении к выручке компаний.
  • Экологическая политика. Половину балла давали расходы компании на охрану окружающей среды в отношении к выручке. Вторая часть балла зависела от того, насколько компания заботится об экологическом следе, который оставляет: есть ли у нее экологическая политика, содержит ли она количественные показатели, достигаются ли они, использует ли компания альтернативные и возобновляемые источники энергии, какую долю отходов отправляет на переработку, инвестирует ли в «зеленые» проекты (например, для финансовых организаций мы оценивали объем инвестиций в такие проекты, в случае ретейла или производителей потребительских товаров нас интересовало наличие перерабатываемой или многоразовой упаковки) и пр.

4. Экспертов мы попросили выбрать из шорт-листа десять компаний, которые, по их мнению, больше других соответствуют следующим критериям:

  • компания дает своим сотрудникам возможность достойного заработка и развития;
  • компания не только приносит прибыль собственникам, но и способствует развитию всего общества и росту его благосостояния, а также максимально бережно использует природные ресурсы;
  • действия собственников и руководства компании не выходят за рамки общепринятой деловой этики.

Forbes благодарит за участие в экспертном опросе ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Мау, ректора Российской экономической школы Рубена Ениколопова, президента Московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова, председателя совета директоров Mail.ru Group Дмитрия Гришина и основателя проектов The Bell и «Русские норм» Елизавету Осетинскую.

Иллюстрации: Анна Басмат

 
1. Yandex

1. Yandex

Опрошенные Forbes эксперты единодушно признали Yandex одной из лучших компаний в России. Крупнейшей IT-корпорации страны есть чем гордиться — она давно вышла за пределы онлайна. Развивает сервисы доставки еды, такси и каршеринга, разрабатывает беспилотные автомобили и устройства для «умного дома». Сотрудники Yandex могут рассчитывать на высокие зарплаты, в штаб-квартире в деловом квартале «Красная роза» у них есть доступ ко всем необходимым бытовым услугам, от душевых до химчисток. Yandex планирует построить новую штаб-квартиру на юго-западе Москвы — проект консультировала BRE Global, разработчик одного из главных экосертификатов для зданий BREEAM.

2. Алроса

2. Алроса

Основные активы крупнейшего производителя алмазов расположены в Республике Саха (Якутия), местным улусам принадлежит 8% акций. В 2019 году на благотворительность и поддержку местных сообществ компания потратила более 7 млрд рублей, почти 3% своей выручки. Это один из самых высоких показателей для компаний рейтинга. Средняя зарплата в 2019 году составила 124 000 рублей. В 2017 году «Алроса» законсервировала ключевой для группы рудник «Мир» из-за аварии. «Алроса» планирует потратить 2 млрд рублей на разведку «Мира», после чего может принять решение о его перезапуске.

3. Тинькофф Банк

3. Тинькофф Банк

Прошедший год оказался для Олега Тинькова одним из тяжелейших — он заболел лейкемией, в США возбудили против него дело о неуплате налогов. Но проблемы основателя, кажется, не отражаются на его детище. В 2020 году Тинькофф Банк, сделавший ставку на развитие экосистемы, стал третьим по числу активных розничных клиентов после Сбербанка и ВТБ. Это также крупнейший брокер страны по числу клиентов. Тинькофф Банк — одна из самых молодых финансовых компаний: средний возраст сотрудников 28 лет. В банке без отделений работают около 25 000 человек. В 2020 году Тинькофф Банк и Yandex обсуждали возможность слияния, но сделка не состоялась.

4. Сибур холдинг

4. Сибур холдинг

В рейтинге у «Сибура» наивысший балл по показателю «Сотрудники» благодаря высоким зарплатам, оздоровительным программам, поддержке профсоюзов и многоступенчатой системе обучения. В 2019-м «Сибур» запустил под Тобольском «ЗапСибНефтехим» — один из крупнейших нефтехимических комплексов в мире, на который потратил шесть лет и $9 млрд. Под Тобольском расположены и другие комбинаты холдинга, в городе «Сибур» на свои деньги строит аэропорт. Следующий масштабный проект — Амурский газохимический комплекс под Благовещенском. В состав «Сибура» входит инжиниринговый центр НИПИГАЗ, который управляет строительством проектов в нефтегазовой и нефтехимической отраслях.

5. Газпромбанк

5. Газпромбанк

В прошлом году третий по размеру активов банк России занял 1-е место в рейтинге по размеру средней зарплаты, с большим отрывом опередив и золотопромышленников, и коллег по финансовому сектору. В этом году Газпромбанк на 3-м месте, его опередили Procter & Gamble и Тинькофф Банк. В то же время у него один из самых высоких баллов по показателю «Общество», например, за год банк создал более 3000 новых рабочих мест, его затраты на благотворительность одни из крупнейших среди финансовых компаний. Газпромбанк — мастер концессионных проектов. Объем инвестиций в инфраструктурные проекты, от дорог до больниц и мусорных заводов, превышает 500 млрд рублей.

6. Splat

6. Splat

Новичок в рейтинге лучших работодателей известен в первую очередь нестандартным способом общения с покупателями — в каждую коробку с продукцией Splat вкладывает письмо своего основателя Евгения Демина с философскими рассуждениями. По данным компании, она занимает 18% российского рынка средств для ухода за полостью рта и экспортирует продукцию в 60 стран. Splat поддерживает так называемую программу CO2-нейтральности, высадив вместе с партнерами 45,2 га деревьев. Splat также поддерживает Окуловский район Новгородской области, где расположен завод компании, в частности, финансирует ремонт больницы и строительство школы.

7. ВТБ

7. ВТБ

Второй по размеру активов банк России оказался в десятке лучших работодателей России не только благодаря высоким зарплатам и головному офису, расположенному в «Москва-Сити». ВТБ — крупнейший благотворитель среди финансовых компаний рейтинга. В 2019 году банк потратил на благотворительность и спонсорство 19,3 млрд рублей. Основное направление расходов (35%) — развитие патриотизма, в частности, банк спонсировал фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». В 2019 году «ВТБ Капитал» выступил соорганизатором размещения «зеленых» еврооблигаций РЖД на €500 млн. Это был первый опыт размещения подобных бондов российской компанией.

8. Сбербанк России

8. Сбербанк России

Для крупнейшего банка страны 2020 год стал переломным: в сентябре менеджеры в духе презентаций Apple представили результаты почти трехлетнего ребрендинга. Компания не только сменила логотип и отказалась от «банка» в названии. За последние три года Сбербанк построил экосистему из трех десятков компаний, многие из них не имеют отношения к финансам. Например, Сбербанку принадлежит Rambler Group, доли в компании «Центр речевых технологий» и медицинском сервисе DocDoс.ru. С 2019-го банк развивает партнерство в сфере еды и транспорта с Mail.ru Group. А вот многолетнее партнерство с Yandex в 2020-м развалилось, и компании разделили активы — «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет».

9. МТС

9. МТС

МТС первым из российских телеком-операторов решил выйти за границы традиционного бизнеса и начать строить экосистему. Сегодня в ее периметр входят сервисы в финтехе, IT и телемедицине, банк, медиа, билетный агрегатор, проекты в сфере интернета вещей. Компания также занимается венчурными инвестициями через акселерационную программу MTS StartUp Hub. В 2019 году МТС потратил на благотворительность и социальные проекты почти 860 млн рублей: оператор собирал средства для пострадавших при наводнении в Иркутской области, обеспечивал формой пожарных, тушивших тайгу в Сибири, подключал армянские села к системам экономного освещения.

10. Полюс

10. Полюс

Крупнейшему российскому золотодобытчику удалось удержаться в топ-10 рейтинга не только благодаря высоким зарплатам и большому социальному пакету, которые компенсируют сотрудникам «Полюса» суровые условия работы на предприятиях Красноярского края, Иркутской и Магаданской областей и в Республике Саха (Якутия). Среди горнодобывающих и металлургических компаний России «Полюс» на 3-м месте по объемам благотворительности — около 6 млрд рублей за два года, или 1% выручки этого периода. Больше жертвуют только «Алроса» и ГМК «Норильский никель».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+