К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

План Цукерберга: как человечество будет жить в метавселенной

Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»
Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»
Концепция метавселенной вышла за рамки видеоигр и цифровых развлечений. Развитие обслуживающих ее аппаратных и программных решений изменит не только потребительские продукты, но и цифровую среду промышленности и бизнеса, считает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант

Когда лидеры техногигантов делают программные заявления по поводу смены стратегии своих компаний, к ним полезно прислушиваться: зачастую заявленные в них перемены рано или поздно коснутся всей индустрии. Можно вспомнить, как Сундар Пичаи, руководитель Google, на конференции I/O 2017 заявил, что IT-гигант переосмысливает все свои продукты с учетом того, что мы теперь живем в AI-first мире. Признание того факта, что Google уже не поисковая компания, а ИИ-компания в те времена стало поводом для заголовков, которые вполне точно определили судьбу всего IT-сектора, а не только Google, на годы вперед, как все мы теперь знаем. Вот только четыре года назад не все быстро осознали масштаб происходящего поворота и то влияние, которое ИИ станет оказывать и на развитие технологий, и на бизнес, и просто на нашу жизнь.

В конце июня 2021 года с программным заявлением перед сотрудниками Facebook выступил Марк Цукерберг, а спустя несколько дней он дал интересные и подробные комментарии журналисту издания The Verge. Подзаголовок этого материала точно передает суть длинных речей Цукерберга: социальная сеть ставит перед собой цель превратиться в metaverse-компанию. Пришла пора знакомиться с этим термином и привыкать к нему.

Метавселенная

Слово metaverse пока что больше известно тем, кто так или иначе соприкасается с игровой индустрией или любит читать фантастику, чем широкой публике или бизнесу. Термин появился в конце прошлого века в романе Нила Стивенсона «Лавина», на русский его перевели словом «метавселенная», не столь изящным как английский оригинал (впрочем, и весь перевод нельзя назвать блестящим). Метавселенная в книге Стивенсона — это переплетенные цифровой и физический миры; события в одном мире могут влиять на жизнь в другом, а провести границу между мирами подчас вообще невозможно. С тех пор, в том или ином варианте, метавселенная регулярно возникает в разных художественных произведениях, она вполне наглядно показана в недавнем фильме «Первому игроку приготовиться».

 

Виртуальный год: как пандемия ускорила цифровую трансформацию

В период пандемии граница между физическим и цифровым мирами начала становиться зыбкой не только для игроков в компьютерные игры и поклонников фантастики: к нам домой с помощью цифры массово пришли новые и вполне работоспособные (хоть и не без глюков) версии привычного физического мира. Работа или учеба для многих перестала быть связана с перемещением в офис или институт, покупки вполне успешно осуществлялись без визита в торговый центр, радость от просмотра кинопремьеры стала при наличии хорошего домашнего кинотеатра доступна с дивана, а новогодний корпоратив оказался очень эмоциональным мероприятием не в клубе, а на платформе для создания игр Roblox.

 

И вот тут о метавселенных вспомнили и заговорили уже бизнесмены. О своем желании построить метавселенную руками своих пользователей заявил, например, исполнительный директор Roblox Corporation Дэвид Башуки в ходе подготовки к IPO компании. Когда на концерт рэпера Трэвиса Скотта в игре Fortnite одновременно собрались более 12 млн зрителей, а сам исполнитель заработал около $20 млн, обозреватели не просто описывали произошедшее как потрясающее шоу, но и сочли, что им дали заглянуть в метавселенную.

Планы Facebook

Чем выделяется заявление Цукерберга на этом уже довольно регулярном фоне упоминаний метавселенной? Во-первых, конечно, масштабом ресурсов, которыми располагает Facebook и вообще влиятельностью этой компании. Во-вторых, комплексностью подхода, который далеко выходит за рамки игр и развлечений (хотя ими никто не собирается пренебрегать). В-третьих, мне как маркетологу импонирует та точка зрения, с которой описывается происходящее. Я не люблю термин «экосистема»: это точка зрения внешнего наблюдателя, препарирующего жизнь, и она не способствует созданию приятного и желанного продукта. А вот метавселенная — это то, что будет дано людям в ощущениях, в чем они будут жить, и этот взгляд продуктивней.

Цукерберг сильно зациклен на устройствах, которые откроют людям богатство ощущений и возможностей в метавселенной, и для него это устройство однозначно является очками или шлемом. Его пафос понятен: современный цифровой мир слишком разнообразен и могуч, чтобы основным интерфейсом к нему являлся маленький параллелепипед с экранчиком на ладони. Смартфон стал тормозом, хотя когда-то дал нам свободу от проводов и тяжелых компьютеров.

 

«Просто отличный сервис»: автор книги про Инстаграм рассказывает, как соцсети изменили нашу жизнь

Очки, покрывающие изображением все поле зрения плюс объемный звук, безусловно, гарантируют куда более полное погружение в виртуальный мир и позволяют его микшировать с реальностью в любом удобном формате: например, любая реальная поверхность в интерьере вокруг может стать экраном высокого разрешения и рабочим столом, если так уж хочется работать с привычными метафорами цифрового окружения.

Ввод информации тоже не должен ограничиваться клавиатурой или управлением маркером на двумерном экране. Движения тела, мимика, речь — все должно восприниматься и правильно интерпретироваться цифровым миром. Facebook делает серьезную ставку на разработку собственных устройств виртуальной и дополненной реальности, и таким образом он может получить то, чего у него нет сейчас в мире социальных сетей на мобильных устройствах: обладать одновременно своей аппаратной и программной платформами, на следующем уровне повторить успех Google — и там этого конкурента резко обогнать, как и Apple.

Вот хороший и свежий пример того, как идея метавселенной в виде бесшовного соединения двух миров влияет на продуктовую разработку и воплощается в конкретный и важный функционал. Исследователи из лабораторий Facebook недавно представили оригинальное решение — очки виртуальной реальности, на внешней стороне которых находятся экраны, позволяющие отображать глаза пользователя другим людям за пределами гарнитуры. С надевшим ее человеком можно продолжать поддерживать визуальный контакт, он не уходит в виртуальный мир, закрывшись от реального непрозрачным шлемом, он пребывает в суперпозиции миров — в метавселенной.

Другое будущее

Впрочем, возможно, что ставка на новое единое универсальное устройство доступа, которое займет трон, на котором нынче царствует смартфон, не сработает: будущее не всегда повторяет шаблоны прошлого — часто оно просто другое. Поиск и развитие новых интерфейсов для взаимодействия с цифровым миром приносит плоды в разных направлениях, а не только в разработке VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность) устройств. Распознавание речи уже сегодня дает возможность управлять умным домом, не пользуясь вообще никакими устройствами. Развитие технологий компьютерного зрения позволяет цифровому миру наблюдать за нами (в меру того, насколько мы это ему позволяем) и все лучше понимать происходящее. Насколько нам важно, чтобы визуальный ответ цифровой стороны метавселенной всегда покрывал все наше поле зрения — вопрос пока без ответа, и может оказаться, что очки, даже сверхлегкие и сверхмощные, не во всех сценариях окажутся идеальными. А ведь еще не прекращаются работы по нейроинтерфейсам, хотя это тоже носимые устройства и не свободны от недостатков, присущих этому классу.

 

Поезд на Марсе и космический туризм: какими будут «внеземные» профессии будущего

Но эти соображения о деталях нашего доступа в метавселенную не отменяют главного тезиса Цукерберга: метавселенная — это не разработка или продукт одной компании, это описание цифровой среды будущего как целого, это интернет, сошедший с экранов всех размеров и слившийся с остальным миром вокруг нас. В метавселенной присутствуют не только цифровые сущности, не только игровая или рабочая среда, но и живые люди — так же, как сейчас в интернете, только мы будем лучше и полнее ощущать их присутствие. Сложно спорить с утверждением Цукерберга, что мир в первую очередь состоит из людей, а не из приложений, и задача технологий помочь максимально естественному и богатому общению людей вне зависимости от того, где они сейчас находятся: метавселенная при всей своей фантастичности кажется более реалистичным и достижимым  решением чем телепорт, о котором все мечтают.

Конечно, метавселенная, как ее ни реализуй, принесет много новых проблем, которых пока мы себе не представляем, и мало кто лучше Цукерберга знает, сколько новых неприятностей и подчас бед порождает по-настоящему массовый продукт с новыми свойствами. Но своим выступлением и своими практическими решениями по переориентации компании Цукерберг явно дал понять, что начинается новая технологическая гонка: в какой метавселенной (или, скорее нескольких) мы будем жить через несколько лет.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Герои нового времени: главные молодые предприниматели десятилетия

Герои нового времени: главные молодые предприниматели десятилетия

Фотогалерея «Герои нового времени: главные молодые предприниматели десятилетия»
14 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+