К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Как миллионы людей зарабатывают деньги на сражениях аватаров в виртуальной реальности

Скриншот Axie Infinity
Play-to-Earn (P2E) — это новый сектор игровой индустрии, который дает возможность пользователям зарабатывать криптовалюту, сражаясь аватарами между собой. Креативный продюсер блокчейн-проектов Егор Лапшов в колонке для Forbes рассказывает, где пользователи уже меняют традиционную работу на заработок в играх на блокчейне и почему некоторые страны считают P2E мошенничеством

Огромный плюс блокчейн-культуры в том, что многие ее ответвления еще не достигли стадии mass adoption (массового внедрения), которая уже началась у NFT и скоро должна начаться у метавселенных.

Одной из таких скрытых от массового пользователя тем являются P2E-игры (аббревиатура от play to earn — «играй, чтобы заработать») — блокчейн-проекты, позволяющие игрокам зарабатывать деньги и создавать бизнес на развитии виртуальных персонажей и цифровой недвижимости. Миллионы людей в азиатских странах уже сменили свою работу на эти виртуальные пространства, которые появляются как грибы после дождя на фоне пятикратного роста капитализации криптовалют за 2021 год.

По сути P2E — это смесь из игр, метавселенных и DeFi (аналогов традиционных финансовых инструментов, реализованных на блокчейне). От метавселенных она отличается тем, что во главу угла поставлен заработок, а не общение. Если сравнивать их с DeFi, то в P2E, помимо заработка, есть большая игровая и культурная составляющая. 

 

О популярности P2E-игр можно судить по капитализации самой популярной из них — Axie Infinity. В октябре 2021 ее оценили в $29,9 млрд. Это уже более чем в четыре раза превосходит капитализацию компании Ubisoft и сравнимо с такими игровыми гигантами, как Electronic Arts ($40,9 млрд), Nintendo ($53,8 млрд) и Activision Blizzard ($61,1 млрд). Корпорации-конкуренты Axie имеют в своем активе сотни разных игр и десятилетия развития. Axie Infinity запустили в 2018 году и сейчас создатели заявляют о 10 млн активных игроков.

На примере этого проекта можно разобрать, как устроены многие другие. Основные элементы игровой экономики (ее еще называют токеномикой) схожи в большинстве работающих и развивающихся P2E-игр.

Главных героев Axie Infinity зовут Акси. Их срисовали с аксолотлей — это земноводные, которые достигают половой зрелости и становятся способными к размножению, не превратившись во взрослую форму.

Как это делать?

Для начала игры необходимо купить трех Акси — базовый набор по минимальной цене обойдется в $300-400. После покупки команды из трех Акси у игрока появляется возможность по-разному их использовать. Можно проходить ежедневные квесты, сражаться на арене с другими игроками и скрещивать сказочных аксолотлей между собой. Существует множество поколений существ, первое — раритетное — самый дешевый Акси genesis обойдется минимум в 2 ETH или $6000, особо редких и сильных продают по 200-300 ETH ($600 000-900 000). При покупке Акси можно выбрать питомца по десяткам параметров и способностей: от цвета глаз до силы атак хвостом и скорости защиты. При скрещивании персонажей получается герой, который наследует черты родителей.

Выполняя ежедневные квесты и сражаясь с другими Акси, игрок может зарабатывать два типа криптовалют — SLP и AXS. SLP, или smooth love potion, ты получаешь, обыгрывая других персонажей в сражениях и проходя квесты. За квесты можно получить 150 SLP. Заработок на сражениях ограничен лишь временем и силой Акси. SLP можно с легкостью обменять на обычные деньги на криптобиржах. Доход зависит от курса криптовалюты, но на форумах обычные игроки говорят о суммах в $10-15 в день и $400 в месяц. 

 

Вторая валюта проекта — AXS. Ее игрок получает в сражениях среди топовых игроков. С помощью AXS можно участвовать в развитии проекта и голосовать за принятие нововведений. 

Скриншот Axie Infinity

Пузырь или нет?

Со стороны это может выглядеть пузырем и схемой Понци (cхема генерирует прибыль для ранних инвесторов путем финансирования новыми, только что вступившими инвесторами). В большинстве P2E несколько источников притока денег, а экономические модели схожи с теми, которые есть в реальной жизни. К примеру, у богатого человека есть яхта или лошадь, которые приносят ему престиж или прибыль. Они требуют ухода и обслуживания, которое стоит денег. Владельцы платят несущественные для себя суммы и получают гораздо больше. То же самое можно сказать и об активах в P2E. Решаясь инвестировать в P2E, вы повторяете модели из реальной жизни — покупаете цифровую недвижимость и сдаете ее или приобретаете имущество и решаете,  что с ним делать (например космический корабль, который может исследовать планеты и собирать ресурсы, а может перевозить грузы). 

Для того что зарабатывать хотя бы что-то (престиж или прибыль) в P2E, нужно или нанимать персонал и платить им деньги, или тратить свое время и разбираться. 

Блокчейн и цифровизация приносят новые ценности и возможности. Даже пять лет назад в экономике не было понятия «цифровая недвижимость» и не было возможности сдавать ее в аренду, а показывать социальный статус через покупку цифровой картинки показалось бы диким. В 2021 год цифровую недвижимость в двух главных метавселенных продали на $500 млн, а продажи NFT-токенов только за январь 2022 год равняются $6 млрд.

В индустрии существуют десятки развивающихся и уже работающих игр. В них игрокам предлагают осваивать новые планеты, защищать сказочную цитадель с помощью пиксельных призраков, выращивать лам, и тому подобное. Есть даже проект Crossverse, в котором амбициозно заявляют о планах создать одну игру, которая будет объединять несколько метавселенных. Для доступа в большинство проектов понадобится компьютер, но уже анонсировали игру Atlantis world, которая обещает доступ даже с дешевых смартфонов. Фантазия создателей ничем не ограничена, а приток новых людей происходит с ростом популярности криптовалют и за счет сарафанного радио. 

Проблему с высоким порогом входа уже решили так называемые игровые гильдии — инвестиционные компании, которые оптом закупают необходимые для игр NFT и обучают их использованию. Имущество одной из самых известных гильдий Yield оценивается в $600 млн. Она работает по схеме: 70% дохода игроку, 10% гильдии и 20% менеджеру. P2E-менеджеры — люди, обучающие обычных игроков и отвечающие за сохранность имущества. 

Открытые вакансии

В России бум P2E еще не начался, но уже сейчас на сайтах объявлений можно найти десятки объявлений о поиске «игрока в игры» с зарплатой от 25 000 до 40 000 рублей в месяц.

Новый тип криптодоходов и следующие за ним риски уже тревожат государства. В Китае предостерегли граждан от участия в P2E-проектах, сюжет показали по государственному телевидению, в нем индустрию назвали скамом. За этим последовало обещание ужесточения политики в отношении регулирования компьютерных игр. Совсем недавно правительство Южной Кореи выступило с призывом удалить P2E-игры из Apple App Store и Google Play. Риторика практически идентична дискуссии вокруг статуса криптовалют. 

Гендиректор корпорации EA games Андрю Уилсон, наоборот, относится к P2E-индустрии позитивно. Эта корпорация занимается разработкой игр с 1982 года. По его мнению, P2E являются «будущим игровой индустрии». Он также заявил, что «еще слишком рано для понимания того, как именно это будет работать». 

По сути, любые P2E, как и NFT с метавселенными, — это прежде всего сильный катализатор роста популярности криптовалют. Хайп, генерируемый культурой блокчейна, несет за собой вовлечение миллионов людей в процесс mass adoption. Чем больше причин использования того или иного блокчейна, тем больше его аудитория. Разработчики стимулируют органический рост интереса и поддерживают развитие своих блокчейнов. Например, недавно в одной из крупнейших криптовалют Polygon даже открыли специальное направление по P2E и вовсю раздают гранты строящимся проектам. Соперничество блокчейнов напоминает противостояние операционных систем в 1980-х или браузеров в начале 2000-х.

 

Вероятно, принципы P2E станут ключевыми элементами метавселенной, в которую мы все рано или поздно попадем. Остается надеяться, что этот мир окажется честнее и справедливее нынешнего, и люди станут в нем счастливее.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+