К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Почему в России до сих пор не появился аналог Instagram

Фото Gilles Lambert / Unsplash
Фото Gilles Lambert / Unsplash
Спустя более чем полгода после блокировки социальной сети Instagram (признана экстремистской и запрещена в России) так и не появился популярный отечественный аналог. «Россграм», который обещал запустить первую версию еще в марте 2022-го, опубликовал бета-версию для ограниченного круга только 1 декабря. Чтобы привлечь пользователей, «Россграм» планирует сотрудничать с блогерами и уже договорился о публикации контента на своей площадке с Никитой Джигурдой и Никитой Малининым. Менее известные аналоги, которые работают уже несколько месяцев, также не набрали значимой аудитории. Главная причина их непопулярности в том, что в России продолжают пользоваться Instagram — но уже с VPN

Социальную сеть Instagram признали экстремистской и запретили в России 14 марта 2022 года. Это произошло из-за изменений в модерации постов после начала конфликта на Украине — в некоторых странах компания Meta (признана в России экстремистской и запрещена) разрешила своим соцсетям не блокировать призывы пользователей к насилию в отношении россиян, в том числе военнослужащих.

Спустя два дня после блокировки интернет-маркетолог Александр Зобов объявил, что уже в конце марта планирует запустить российский аналог Instagram — «Россграм». Сам Зобов утверждает, что учился на одном курсе с Павлом Дуровым и в 2009 году занимался разработкой «бартерной соцсети» «Вебкоммуна».

Изначально планировалось, что сначала доступ к ресурсу откроют для топ-блогеров, спонсоров и инвесторов, а массовый запуск состоится в апреле 2022 года. Однако в указанные сроки соцсеть не запустилась. Тем не менее компания организовала продажу никнеймов и премиум-аккаунтов в еще не запущенной соцсети.

 

Помимо «Россграма», в России запустили еще несколько площадок, альтернативных Instagram, среди них — соцсети Now, Rekee и «Грустнограм». Все они стали доступны вскоре после блокировки, однако ни одна из этих площадок за время блокировки американской платформы так и не стала популярной среди россиян.

Бета-запуск «Россграма» состоялся 1 декабря, и первыми доступ к соцсети получат те, кто приобрел премиум-аккаунт, указано в официальном аккаунте «Россграм» в соцсети «ВКонтакте». «Им предстоит пройти бета-тестирование приложения. Но добавлять пользователей мы будем постепенно в течение 1-2 месяцев», — поясняется в сообщении компании. 

Сам Зобов рассказал Forbes, что во время массового запуска компания рассчитывает получить аудиторию в 1 млн человек, а в течение первого месяца она вырастет до нескольких миллионов пользователей. Сразу добавлять всех пользователей в соцсеть, где еще нет никакого контента, бессмысленно, считает он. По его словам, в аналогах, которые запустились до «Россграма», ему было «неприятно находиться», потому что «там в основном была реклама, эротика и просто неинтересные посты».

Чтобы решить эту проблему, на первом этапе для заполнения ленты компания привлекает блогеров, которые начнут публиковать свои материалы до массового запуска. «Это будет несколько десятков знаменитостей, музыкантов, спортсменов, певцов. Например, мы уже договорились с Никитой Джигурдой, Никитой Малининым, Андреем Державиным, блогером-путешественником Михаилом Зарубиным», — рассказал он.

Атака клонов

Одна из основных причин переноса сроков запуска «Россграма» — большое количество пользователей, которое оформило предварительную регистрацию в соцсети, рассказал Александр Зобов. По его словам, «Россграм» первым заявил о разработке аналога, поэтому собрал наибольшую аудиторию: на сайт проекта зашли уже более 3 млн человек, около 800 000 пользователей подали заявку на регистрацию. 

 

Изначально команда планировала быстро создать альтернативную соцсеть на открытом коде, однако такая разработка не выдержала бы большого количества пользователей, поэтому компании пришлось перенести сроки и разработать проект с нуля, объяснил он. «Когда у тебя уже 800 000 регистраций, ты не можешь выдать людям сырую версию Instagram по состоянию на 2010 год, серверы которого первое время постоянно падали. Они уйдут и больше никогда не вернутся в приложение», — рассуждает он. 

По функционалу «Россграм» будет полным аналогом Instagram, но он будет ориентирован на русскоязычных пользователей — как на потребителей контента, так и на бизнес и блогеров, рассказал Зобов. «С уходом Instagram компании потеряли удобную площадку для рекламы, поэтому мы создадим для них новый функционал. В частности, добавим биржу рекламы у блогеров, которая в Instagram работает только на территории США», — отметил Зобов.

»Россграм» изначально создавался как маркетинговый продукт, чтобы на волне хайпа получить от пользователей и потенциальных инвесторов деньги, однако технически у их команды пока нет даже минимального работоспособного продукта, рассказал основатель еще одного аналога Instagram, социальной сети Now Дмитрий Маринин. Он отметил, что запустил свой проект еще в марте 2022 года — в тот день, когда обещал запуститься «Россграм». 

По словам Маринина, Now позиционирует себя не как аналог Instagram, а как альтернативную площадку. Сейчас сервис «полностью соответствует функционалу Instagram», но в будущих обновлениях он добавит функции, которых нет у заблокированной соцсети — например, поддержку различных вертикальных  форматов для фотографий, рассказал основатель Now. 

Сейчас в Now уже около 400 000 пользователей, рассказал Маринин. По его словам, он целенаправленно не тратит деньги на рекламу и его проект развивается за счет органического роста аудитории. По его словам, проект полностью финансируется за счет команды, и если у Now «резко появится 2 млн пользователей, инфраструктура это выдержит, однако команде придется самостоятельно оплачивать сильно возросшие счета за трафик,  хранение и обработку контента в дата-центрах». Сейчас Now планирует тестировать различные модели монетизации и ищет инвестора для дальнейшего развития, подчеркнул Маринин.

Еще один аналог Instagram — проект Rekee (изначально запускался под названием Limbiko) не планирует дублировать функционал запрещенной соцсети, а пытается «объединить на одной платформе лучшие фрагменты из разных соцсетей», рассказал его основатель Андрей Самоховец. Он отметил, что в апреле на волне хайпа в проекте было 180 000 зарегистрированных пользователей, однако сейчас им активно пользуется около 10 000 человек. «Не думаю, что у параллельных проектов ситуация сильно лучше», — считает он. Однако Rekee для Андрея — скорее хобби и личный проект, поэтому будет заниматься его продвижением то тех пор, пока он интересен даже действующей аудитории.

Дефицит времени

Чтобы в России появился популярный аналог Instagram, нужно выполнить три условия: полностью убрать возможность пользоваться этой соцсетью в России, создать ее полный функциональный аналог и найти деньги для привлечения создателей контента на площадке, рассуждает глава совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. По его словам, значительная часть пользователей в России по-прежнему пользуется Instagram с помощью VPN и переходить на другую платформу у них нет необходимости, поскольку все их социальные связи остались на той же площадке. 

Даже в случае полной блокировки аудитория не останется надолго в новых сервисах, если они будут значительно отличаться по удобству и функционалу, считает Клименко. «В разработку Instagram вложили больше десяти лет работы и несколько миллионов долларов, сделать на коленке качественный аналог за год вряд ли получится», — считает он.

Эту позицию поддерживает и сооснователь соцсети «Грустнограм» (приложение, в котором все фотографии публикуются только с черно-белым фильтром) Александр Токарев. Он считает, что от блокировки Instagram пострадал только бизнес и «делать то же самое, что работает, но только хуже», незачем. По его мнению, чтобы российские пользователи захотели перейти из Instagram в другой проект и перевести туда своих друзей, качество новой площадки должно быть значительно выше и она должна предлагать новые интересные функции, которых нет в Instagram. «У людей есть потребность хвастаться своей красивой жизнью в картинках, она никуда не делась. И, например, в случае полной блокировки Instagram у таких проектов могут быть шансы», — считает он. 

Команда «Грустнограма» запустила свой проект в качестве ироничного ответа на попытки импортозамещения западных соцсетей. «Однако каким-то чудом такое позиционирование привлекло к нам интеллектуальных, творческих людей, и мы собрали, кажется, самое теплое и нетоксичное комьюнити на свете», — рассказал он. По его словам, сейчас в соцсети уже около 200 000 человек. «Мы его не рекламируем, и люди тоже неохотно приглашают в него своих друзей, потому что это место, где они могут быть собой. Это площадка для поиска новых знакомств похожих людей, а не для публикации красивых фотографий успешного успеха», — отметил Токарев. 

 

За время с начала блокировки Instagram многие пользователи уже отвыкли пользоваться этой соцсетью и перешли в Telegram и во «ВКонтакте», а те, кто все еще пользуется Instagram, не будут уходить с этой площадки, рассуждает Самоховец из Rekee. Однако Зобов из «Россграм» не согласен с такой позицией: по его словам, статистика регистраций говорит о том, что о проекте помнят и ждут.

По мнению Самоховца, основная проблема у разработчиков аналогов Instagram оказалась в том, что они своими силами делали три-четыре параллельных проекта и на их разработку ушло слишком много времени и ресурсов. «Поначалу казалось, что задача очень простая — сделать то же самое, что в Instagram. Но в процессе возникает огромное количество трудностей, и каждый проект совершал одни и те же ошибки, тратя много времени на их решение», — отметил он. Если бы они объединились и работали над одной платформой, скорее всего, разработка заняла бы меньше времени и к этому моменту у россиян уже был бы свой аналог Instagram.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+