К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Ведомости» узнали о разработке принципов очистки платных для бизнеса «нацданных»


Бизнес получит платный доступ к информации из госсистем, предварительно она будет очищена от любых конфиденциальных сведений, выяснили «Ведомости». Принципы очистки (санитизации) данных обсуждаются в рамках подготовки новой версии законопроекта о Национальной системе управления данными, но могут быть регламентированы и вне его рамок правительством

Правительство разработает принципы очистки данных из государственных систем, доступ к которым бизнес сможет получить за отдельную плату. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на источник в одной из IT-компаний, собеседник в правительстве подтвердил эту информацию. Законопроект о Национальной системе управления данными (НСУД) обсуждается с конца 2021 года, напомнила газета.

Правительство одобрило концепцию НСУД в 2019 году. Предполагалось, что с 2022 года будут унифицированы процессы сбора данных, их обработки, хранения и использования, а НСУД объединит данные из госсистем, реестров и баз, чтобы ими могли обмениваться ведомства. В новой версии авторы документа уточнили, что оборот регламентируется специальными отраслевыми законами, например законом «О банковской тайне» для финансовой информации. Если регламентирующего документа нет, то санитизировать будут в соответствии с порядком, который установит правительство.

Представитель Минцифры сообщил, что законопроект о НСУД сейчас обсуждается. Представитель Минэкономразвития сказал, что процесс и стоимость оплаты санитизации (очистки) данных будут определяться постановлением правительства. По его словам, исполнять функцию санитизации данных смогут только аккредитованные организации в порядке, установленном правительством, добавил он. Собеседник, знакомый с ходом обсуждения законопроекта, сказал, что законопроект призван регламентировать обмен данными между государством и бизнесом.

 

В нем в том числе появится категория «национальные данные», то есть данные из госсистем. В законопроекте также будет дано определение санитизированной информации. По словам источника газеты, это позволит после обработки данных передавать и распространять информацию, ранее являвшуюся информацией ограниченного доступа. Государство не только потребитель, но и крупнейший производитель данных, напомнил собеседник. Единые правила формирования реестров, их использования и очистки упросят их оборот, отметил он. 

Главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР, преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Кирилл Ляхманов предположил, что, скорее всего, система будет представлять собой витрину очищенных данных, но у пользователя не будет технической возможности доступа к внутреннему контуру НСУД. Представитель Ассоциации больших данных (АБД) сказал, что  санитизация — это применение математических алгоритмов с одновременным просчетом рисков и полезности данных на выходе. Риск-ориентированная модель будет строиться на свойствах и содержании данных, контекста обработки и модели угроз, отметил директор Института исследований интернета Карен Казарян.

 

Функцию санитизации данных может взять на себя преимущественно сама НСУД, так как предполагается, что дата-сеты будут храниться в ней, полагает руководитель направления «Разрешение IT&IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Отдельные компании могут делать это в частном порядке и потом выводить эту информацию в НСУД, допустил он. Резидент экспертного клуба ЦСР, основатель проекта «Качество решений.рф» Александр Малахов считает, что санитизировать данные может только их обладатель, а методы и процедуры должны быть жестко формализованы и подконтрольны, в противном случае высок риск утечки.

По мнению Малахова, функцию санитизации могли бы взять на себя непосредственно орган, обладающий информацией, специальная аккредитованная организация или аккредитованная организация, привлекаемая на договорных условиях. В зависимости от используемых методов очистки информация может или не может быть восстановлена, предупредил эксперт. В некоторых случаях восстановление возможно в зависимости от конкретного кейса и исследовательской задачи, подтвердил представитель АБД. Размер платы, взимаемой с бизнеса за пользование данными, будет зависеть от предоставленного объема, типа и классификации очищенной информации, считает Шицле.

Плата за санитизацию или иную обработку данных может взиматься только в той части, которая не предусмотрена существующим регулированием, и в размере понесенных затрат, отметил Малахов. Продажа очищенных данных будет востребована только в том случае, если их владелец сможет каким-то образом подтвердить, что они действительно представляют ценность, сказал технический директор IT-компании HFLabs Никита Назаров. Ответственность за качество этих данных, вероятно, будет нести владелец системы, предназначенной для их хранения, и он же будет получать за них плату, предположил он.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+