К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как Telegram-бот Notcoin меньше чем за месяц привлек 20 млн пользователей

Фото DR
Фото DR
Аудитория Telegram-приложения Notcoin, пользователи которого играют в майнинг виртуальных монет, кликая по экрану смартфона, с момента публичного запуска 1 января выросла в 41 раз, c 0,5 млн до 20,7 млн игроков. Это сделало Notcoin самой быстрорастущей игрой в экосистеме Telegram миллиардера Павла Дурова. Аналитики объясняют динамику такого роста участием в проекте Telegram-каналов, связанных с Дуровым, криптобирж Binance, OKX и других криптопроектов. К 29 января общий объем фарминга составил почти 13 трлн Notcoin. При этом дневная аудитория сервиса на прошлой неделе снизилась по сравнению с пиковым значением примерно на треть. Если в ближайшее время разработчики не выведут токен на биржу или не найдут ему другое практическое применение, активная аудитория Notcoin будет сокращаться ускоренными темпами, предупреждают аналитики

После хайпа

Во время новогодних каникул у скучающих пользователей Telegram появилась новая простейшая забава: подключившись к боту Notcoin, нажимать на монетку в центре и пополнять баланс в игре. Одно нажатие на экран — плюс монета. Заработок можно увеличить, выполнив задание — например, подписаться на тот или иной канал или пригласить друзей.

Буквально за несколько дней после запуска к Notcoin, которая внезапно стала самой быстрорастущей игрой в Telegram, подключились миллионы пользователей. Похоже, многие из них рассчитывают на то, что за виртуальной монетой будет стоять настоящая криптовалюта.

Впрочем, сейчас дневная аудитория Notcoin уже заметно снизилась, следует из собственной статистики. 26 января в Notcoin играли 3,5 млн пользователей. Это на 30% меньше пикового показателя дневной аудитории в 5 млн пользователей, зафиксированного 9 января Александром Плотвиновым, основателем и CEO компании Open Builders, разработавшей Notcoin (Плотвинов опубликовал эти данные в своем аккаунте в соцсети Х, заблокированной в России).

 

Сократилось и число пользователей, играющих в Notcoin онлайн. В 11:52 мск 26 января в Notcoin одновременно играло 83 051 аккаунт, тогда как пиковый показатель в середине января был на уровне 180 000 игроков, сообщил Forbes cооснователь Open Builders Сергей Чикирев. «Сейчас уровень шума вокруг игры подутих, поэтому мы рано или поздно выйдем на плато. Но мы хотим взбодрить игроков новыми историями и механиками совсем скоро», — заявил он, отвечая на вопросы о причинах сокращения аудитории и возможном ответе на эту тенденцию.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Перерасти ChatGPT

Notcoin входит в число проектов компании Open Builders, которая позиционирует себя как международная команда разработчиков. Другой ее проект, Tonstarter, весной 2023 года привлек в рамках посевного раунда $1,5 млн инвестиций.

 

«Инвестиции коснулись других наших проектов, Notcoin был сделан в свободное от этого время. Во время беты, когда почувствовали потенциал, отложили все в сторону и решили полноценно сделать игру большей частью команды», — пояснил Сергей Чикирев Forbes.

Презентация Notcoin состоялась 11 ноября 2023 года на конференции The Gateway в Дубае. В мероприятии участвовали разработчики приложений для мессенджера Telegram миллиардера Павла Дурова. Организатором выступила TON Foundation, некоммерческая структура, развивающая внутри Telegram экосистему Web3 The Open Network (TON) с проектами и сервисами на базе блокчейна и криптовалюты. 

Проникновение криптовалюты в Web3 находится на низком уровне, говорилось в презентации Александра Плотвинова. Он пришел к выводу, что росту мешают «низкая мотивация» у пользователей, которым криптовалюта не нужна каждый день, и сложность технологии. Плотвинов предложил преодолеть барьеры в игровой форме. При этом ожидания у него, похоже, были весьма скромные. Привлечение 100 млн пользователей, которых американский сервис ChatGPT набрал за два месяца, у разработчиков Web3 займет 15 лет, прогнозировал Плотвинов.

 

Накануне выхода Notcoin из бета-версии разработчики сделали несколько анонсов предстоящего запуска в своих каналах. «Мы сделали обратный отсчет до запуска, который совпадал с временем Нового года в твоем часовом поясе», — сообщил Forbes Сергей Чикирев. К этому моменту Notcoin, по его словам, привлек 0,5 млн пользователей.

Запуск Notcoin в Telegram состоялся 1 января, и уже на следующий день официальное сообщество игры заявило об 1 млн пользователей. Notcoin достиг этого  показателя быстрее ChatGPT, отмечается в статье, опубликованной в блоге экосистемы TON. Планку в 1 млн пользователей ChatGPT преодолел через пять дней после запуска в ноябре 2022 года.

В блоге TON также говорилось, что Notcoin обогнал по динамике GameFi-проекты Stepn и Axie Infinity, считавшиеся прежде самыми ожидаемыми и популярными. И этого результата Notcoin достиг «без единого доллара, потраченного на рекламу», а только лишь за счет вовлечения и взаимодействия с пользователями Telegram, отмечается в публикации. Чикирев это подтверждает. По его словам, у Open Builders не было и нет планов вкладываться в маркетинг Notcoin.

Через неделю после запуска аудитория Notcoin превысила 4 млн пользователей, что сделало ее самой быстрорастущей Web3-игрой, сообщила 9 января TON Foundation. 26 января общее число игроков Notcoin составило 19,8 млн. В субботу ночью 27 января Telegram-канал Notcoin сообщил о 20 млн пользователей, к утру 29 января их число составило 20,7 млн.

Но, как это бывает с большинством блокчейн-игр, сложно верифицировать, какое число участников — реальные игроки и сколько среди них ботов, отмечает издание Decrypt.

 

«Были ожидания, что это будет относительно популярно, но не ожидали, что так. Приятно, что люди не просто играют, но многие начали знакомиться с TON-экосистемой», — комментирует результаты Чикирев, связывая их с тем, что «Notcoin — это просто и весело». По его словам, во время разработки дизайна игры в нее добавляли техники виральности, но на них не делали сильный упор. «Вдобавок из-за того, что мы прямо не говорим про следующие шаги, игроки строят свои теории о продолжении, а это всегда захватывает. Мы, кстати, прислушиваемся к ним», — рассказывает Чикирев.

Отвечая на вопрос, корректно ли сравнивать динамику ChatGPT и Notcoin, он говорит, что это возможно, «если хочется посоревноваться в размерах и успехе — у нас такой цели нет». «Notcoin и ChatGPT — продукты абсолютно разных целей и сегментов», — добавил он.

Станет ли Notcoin средством платежа, за которое можно покупать реальные товары? «Не видим причин не сделать этого», — отвечает Чикирев.

Первые деньги

За счет активности пользователей Notcoin, которые могут внутри игры зарабатывать больше монет, вступая в «отряды» (squad) — например, Binance English, связанный с криптобиржей Binance, или Du Rove’s Channel (Telegram-канал, публикующий официальные сообщения мессенджера Telegram), — разработчики игры компенсировали часть расходов. Du Rove’s Channel — наиболее популярный сквод, отмечает Чикирев.

 

«У нас есть механика буста сквода, который позволяет разместить сквод на специальной странице. Размещение происходит по системе аукционов: кто больше дает, тот выше поднимается», — рассказал Чикирев.

Средств от платного продвижения сквода хватило для того, чтобы оплатить серверную инфраструктуру на несколько месяцев, заверил он. «Получилось приятно, потому что те, кто продвинул скводы, получили новых игроков и, возможно, даже подписчиков, а мы со спокойной душой продолжили поддерживать игру», — рассказал Чикирев.

В Telegram есть игры с выручкой в сотни тысяч долларов в месяц, сообщил Forbes руководитель игрового направления TON Foundation Инал Карданов. По его словам, это «неплохой» результат для игр, встроенных в мессенджер. 

«Таких проектов пока не очень много, и они возникли в последние пару месяцев. Растет и проникновение игр среди пользователей Telegram в целом. И есть большое количество разработчиков, которые портируют свои игры из других соцсетей — Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), WeChat, VK», — отмечает Карданов. Пример Notcoin, по его словам, «очень важен — он показывает, как привлекать людей на социальных механиках и как монетизировать это».

 

Что думают аналитики

Владимир Смеркис, в 2021-2023 годах занимавший должность регионального директора Binance в СНГ, согласен, что за последние годы Notcoin — это «самый виральный проект, который мы видели на просторах Сети». По мнению Смеркиса, чтобы разобраться в причинах успеха игры, следует обратить внимание на следующие факторы:

1. Простота онбординга и игрового процесса

«Пользователям не нужна регистрация, после перехода по ссылке им нужно просто кликать, набирая баллы. Кликеры были и до этого популярны среди жанров игр, но в среде Telegram этого не делал пока никто», — отмечает Смеркис.

2. Борьба кланов и бесплатный маркетинг

 

«Кроме пользователей, соревноваться за лидерство в рейтинге создатели игры позволили и инфлюенсерам — владельцам Telegram-каналов. Именно это и создало ажиотаж среди владельцев каналов, которые с нулевым рекламным бюджетом пытаются добиться вместе со своим сообществом лидерства в рейтинге», — поясняет Смеркис.

3. Недосказанные обещания 

«Популярный нарратив в последнее время в криптоиндустрии: раздача поинтов (очков), которые впоследствии становятся криптовалютой, деньгами, — говорит Смеркис. — Именно это движет игроками — желание получить бесплатный сыр. Несмотря на то, что создатели игры об этом напрямую не говорят, но активно намекают: «Не видим причин, почему токен Not не должен появиться на криптобиржах».

4. Вступившие в игру крупные криптопродукты 

 

По словам Смеркиса, криптобиржи Binance, OKX и компания DWF Labs — громкие имена в индустрии — уже имеют свои кланы и дают возможность пополнения квизов для пользователей.

5. Квиз-механики 

«Игра уже сегодня приносит деньги создателям. Проекты, которые хотят предложить прохождение квизов — зарегистрироваться на платформах, поиграть в другие игры, подписаться на соцсети, — платят игре деньги, а игра раздает Notcoin пользователям, — поясняет Смеркис. — Несмотря на мотивированный трафик, ввиду его большого количества трафик для проектов оказывается вполне недорогим».

Владимир Смеркис ставит Notcoin одновременно в две категории — meme tokens (аналогично Doge, Shiba и другим) и игровых проектов (move to earn, tap to earn). 

 

«То есть в нем нет фундаментальной (кроме игровой) ценности. Но при правильном развитии внутриигровой экономики он может существовать еще продолжительное время, — считает Смеркис. — Я уверен, что основатели проекта запустят свой токен, а скорее всего и не один, как это сделали Stepn, Cheelee и другие, так как пропускать такую возможность было бы глупо. Многое зависит от идеологов проекта, так как вполне популярные проекты часто после пары месяцев активности уходили в небытие. Надеюсь, что Notcoin придумает способ удержать аудиторию и развивать свой продукт».

Комментируя данные о падении аудитории игроков Notcoin, Смеркис обращает внимание, что любой проект, который является хайповым или сверхпопулярным, проходит пик популярности за срок от двух до четырех недель. 

«Интерес людей может падать. Поэтому сейчас, в ближайшее время, проекту необходимо совершить новые действия. В частности, это может быть выход на биржи или внедрение новой механики игры. То есть пользователи ожидают все-таки доходности или развития проекта, поэтому это должно произойти в самое ближайшее время, или популярность будет падать», — сказал Смеркис.

Telegram-бот Notcoin с допущением можно назвать игрой, полагает основатель студии по разработке игр Vengeance Games Константин Сахнов. «На мой взгляд, это скорее мобильное приложение с элементами геймификации. Механики игры основаны на популярном казуальном жанре «кликер» (idle game). Геймификация в рамках бота Notcoin нацелена в первую очередь на массовое вирусное распространение продукта. Это видно, в частности, по наградам: от 1000 до 3000 монет за различные действия и в десятки раз большая награда за привлечение в продукт 10 друзей».

 

Сахнов также напоминает, что Павел Дуров давно начал работу над блокчейном TON, «поставив своей целью революцию в криптопродуктах». «Обладая мессенджером с колоссальной аудиторией, он хотел дать ей возможность совершать покупки прямо из Telegram», — считает аналитик. Такие кейсы уже существуют на азиатском рынке: это и Tencent QQ, и KakaoTalk, и Line Messenger. Однако все они работают в первую очередь с фиатными платежами, обращает внимание Сахнов: «Идея Дурова была в использовании криптовалюты в мессенджере в качестве платежного средства. В теории это выглядит очень привлекательно и даже приведет к росту крипторынка. На практике же Дуров столкнулся с ограничениями регуляторов США. И сейчас мы видим следующий шаг на пути внедрения крипты в мессенджер и вероятного превращения Telegram в экосистему, как приложение от «Яндекса» или «Сбера».

Сейчас уже можно говорить об окончании хайпа для бота Notcoin, соглашается Сахнов. «А для монеты, которую он продвигает, основной хайп еще впереди», — считает аналитик.

«Сами разработчики прямо заявляют, что не знают, будут ли они запускать собственный токен либо это все останется в формате бессмысленной игры. В таких условиях сложно предсказать долгосрочное будущее проекта», — скептичен старший аналитик BestChange.ru Никита Зуборев. 

По его словам, 30%-ное падение дневной аудитории проекта не связано со спадом виральности, ранее «побившей все рекорды».

 

«Скорее, речь идет сразу о совпадении усталости игроков и ограниченности глубины аудитории. То есть прирост новых игроков сокращается из-за того, что были привлечены уже все потенциальные игроки, — считает Зуборев. — Если в ближайшее время разработчики не придумают практическое применение для токена, игроки начнут отваливаться усиленными темпами».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+