RuStore едет на Дальний Восток: в магазин приложений заходит южнокорейский геймдев

Идет загрузка
Южнокорейские видеоигры теперь доступны пользователям RuStore: российский магазин приложений подписал соглашения о сотрудничестве с корейскими разработчиками игр из компании NSPEC, сообщили Forbes в компании. Директор по стратегическому развитию NSPEC Кейд Лим подтвердил информацию о подписании меморандума о партнерстве с RuStore. «Компании ускорят выход крупномасштабного тактического ММО-шутера NSPEC Worldon на российский рынок», — заявил он, добавив, что соглашение также предусматривает сотрудничество в области публикации, локализации и маркетинговой поддержки для российской аудитории.
При этом NSPEC — не единственный разработчик из Южной Кореи, чьи игры есть на RuStore: в магазине уже доступна Idle RPG (игра, сочетающая элементы классических RPG — прокачка, снаряжение, герои — с автоматическим прогрессом) Fortress Saga от компании CookApps (свыше 1 млн скачиваний в Goople Play), убедился корреспондент Forbes. В CookApps, однако, на запрос не ответили, а в RuStore не стали комментировать это партнерство. Впрочем, источник в российской видеоигровой индустрии подтвердил, что компании действительно сотрудничают. По его словам, игра уже более двух лет успешно работает на глобальных площадках и «собрала заметную аудиторию российских пользователей», а теперь доступна и в RuStore.
С нерезидентами RuStore сотрудничает следующим образом, поясняют в магазине приложений: «Они подключают нашу монетизацию, могут стабильно получать деньги из России, наша комиссия составляет 15% (для нерезидентов). Это ниже, чем в других сторах (от 30%). Крупным тайтлам, как в случае с корейскими партнерами, мы помогаем с промо внутри магазина — включаем их в фичеринг, чтобы больше пользователей увидело и скачало их игры». Кроме того, RuStore выступает налоговым агентом зарубежных партнеров в России, добавляют там.
RuStore — официальный российский магазин приложений, который разрабатывает VK, для Android, HarmonyOS, ОС Аврора. С момента запуска в мае 2022 года ежемесячная аудитория в России, по собственным данным, превысила 60 млн человек. Сейчас магазин предлагает 85 000 игр и приложений от разработчиков из 70 стран. RuStore входит в сегмент «Экосистемные сервисы и прочие направления» VK (кроме магазина, туда входят такие сервисы, как «Почта Mail», «Облако Mail», VK Play, VK Pay и Yclients). Согласно данным отчетности компании за первое полугодие 2025-го, выручка этого направления выросла на 18%, до 12,8 млрд рублей, скорректированная EBITDA сегмента составила 0,5 млрд рублей по сравнению с отрицательным значением в первом полугодии 2024 года. При этом кратный рост выручки RuStore, в 5,7 раза год к году, указан в числе основных драйверов роста сегмента.
Азиатский поход
Сейчас почти половина каталога состоит из зарубежных игр, особенно популярны среди российских геймеров жанры экшенов, симуляторов и шутеров, констатируют в RuStore. Игры из Южной Кореи — продолжение реализации стратегии RuStore, делающего ставку на азиатский игровой контент. Так, в июне 2025 года российский магазин приложений объявил о выходе на рынок Вьетнама, что дает возможность местным разработчикам запускать продукты на российскую аудиторию, а RuStore — пополнять каталог приложениями из Юго-Восточной Азии. За четыре месяца вьетнамские студии опубликовали на RuStore более десятка игр.
«Азиатские игры пользуются популярностью в RuStore, они регулярно входят в топ по выручке и скачиваниям. С начала года спрос на игры с азиатской тематикой вырос почти на 15%. Российские пользователи активно оплачивают азиатский контент — на него приходится более половины от всех трат в иностранных сервисах в RuStore», — говорят в компании.
По данным исследования Strategy Partners, объем российского рынка видеоигр в 2024 году мог вырасти на 4,7%, до 187 млрд рублей. Согласно базовому прогнозу аналитиков, индустрия видеоигр будет расти на 5% ежегодно и к 2030 году составит 257 млрд рублей. Этот сценарий, указывают в Strategy Partners, предполагает умеренное увеличение ассортимента новых игр, стагнацию или слабый рост игровой аудитории, сохранение текущих экономических и геополитических условий в России, ограниченные меры государственной поддержки отрасли.
Растет в России и сфера внутриигровых платежей. По оценкам онлайн-школы XYZ (входит в Ultimate Education), российские геймеры в 2024 году потратили на донаты 204 млрд рублей, в среднем по 12 000 рублей на человека.
Южнокорейский игровой рынок — один из крупнейших: в мировом списке он на пятом месте по размеру вслед за США, Китаем, Японией и Великобританией. Согласно оценкам Statista, в 2025 году он превысит $14,5 млрд, причем аналитики прогнозируют, что он будет расти в среднем ежегодно на 6,59% до 2030 года — и достигнет $20 млрд. «Однако выйти туда сложно из-за невероятной конкуренции и специфичности контента. Анимешная стилистика, коллекционирование героев и существ, специфичные интерфейсы и визуальные эффекты отличают эти рынки от привычных нам западных», — перечисляет основатель игровой студии Vengeance Games Константин Сахнов.
Важнее политики
Для VK это хорошее имиджевое достижение, считает советник по коммуникациям Axiom Game Labs Ярослав Мешалкин. Привлечь партнеров из «недружественной» страны — показатель того, что цифровая индустрия по-прежнему живет по своим законам и руководствуется прежде всего экономикой, говорит он.
«При этом главный вопрос не в том, захотят ли корейцы работать с Россией (захотят — аудитория платежеспособна, жанровые предпочтения понятны, ARPU (Average Revenue Per User, средняя выручка на одного пользователя за определенный период времени) выше, чем в Юго-Восточной Азии), а в том, как они технически будут решать вопросы расчетов и комплаенса. Любая монетизация упирается в систему платежей, банковские гарантии и санкционные риски. Если корейские студии идут через структуры в Гонконге или Сингапуре — это логично и относительно безопасно, но все равно рискованно: угроза вторичных санкций остается реальной», — рассуждает Мешалкин.
Тем не менее сам факт выхода таких проектов показывает, что в Азии растет прагматичный интерес к России как к крупному, но недоосвоенному рынку, указывает эксперт: «Внутренние рынки развлечений перенасыщены, а российский остается устойчивым по спросу и заметно менее конкурентным».
Действительно, российские игры набирают все большую популярность в Азии, подтверждает генеральный директор Агентства креативных индустрий Москвы (АКИ) Гюльнара Агамова. «К нашим проектам на ключевых региональных выставках высокий интерес. Особенно показательным стало участие московских студий на крупнейшей выставке Tokyo Game Show в Японии, где у стенда с российскими играми собирались настоящие очереди геймеров, — говорит она. – Особое внимание привлекли проекты со славянской тематикой и русским культурным кодом — Bylina и «Славания». Схожая картина, по ее словам, наблюдалась и в Индонезии на выставке IGDX, где снова игры, посвященные славянской тематике, «привлекли особое внимание, но уже у бизнес-аудитории, у азиатских паблишеров». «Так, в Индонезии прошло более 80 деловых встреч, и наши и зарубежные студии достигли предварительных договоренностей с корейским паблишером Qgames о публикации российских игр на корейском рынке, в том числе на платформе Stove», — утверждает Агамова.
В последние годы Россия проделала большую работу по укреплению партнерства с азиатскими рынками, указывают эксперты. «Во-первых, это успехи RuStore и VK как по привлечению корейского бизнеса в свой стор, так и по выходу российских разработчиков мобильных игр на азиатских издателей. Во-вторых, АКИ при экспертной поддержке РВИ (Организация развития видеоигровой индустрии) работает с коллегами из Индонезии и Кореи, а ее участники недавно посещали Tokyo Game Show», — также вспоминает Константин Сахнов. Главная проблема мобильного гейминга в России, которую, по его мнению, решает RuStore, – прием платежей. «К сожалению, санкции в отношении российской финансовой системы сильно ударили по игрокам и культуре платежей, — говорит Сахнов. — И если раньше ключевым фактором, приучившим россиян платить за игры, был Steam, то сейчас эта роль смещается в сторону RuStore».
Крупнейший в мире цифровой магазин видеоигр Steam после начала «спецоперации»* России на Украине начал отклонять запросы на покупку игр из России. Из-за санкционных ограничений международные сервисы сократили функционал для российских пользователей: Visa и MasterCard перестали обслуживать карты российских банков, РayPal и международные электронные кошельки ушли из России, часть крупных издателей покинула регион, их игры стали недоступны, а региональная привязка Steam не позволяет менять страну без иностранного способа оплаты. В итоге доступ к Steam остался, но оплачивать игры напрямую стало невозможно.
Вся та «недружественность», которая часто упоминается в контексте сегодняшней новостной повестки, — скорее фасад политической риторики, чем реальный барьер для индустрии, уверен директор по развитию направления игровой индустрии университета «Синергия» Михаил Пименов. Корейские и японские компании, по его словам, активно работают с российским рынком. Это подтверждают не только действия RuStore, но также форумы и конференции, где разработчики обмениваются опытом и обсуждают сотрудничество, продолжает Пименов, напоминая о прошедшем Korea-Russia Games Exchange Forum в сентябре 2024 года, презентации MMORPG от NPIXEL и Innova в конце того же года.
«Похожая динамика наблюдается и в Японии. Впервые в этом году на Tokyo Game Show российские игры были представлены так широко и уверенно: объединенный Moscow Game Hub собрал проекты ведущих студий, а сами представители RuStore вели переговоры с японскими издателями и мобильными компаниями, — рассказывает Михаил Пименов. — Политика уходит на второй план — для компаний важнее экономика. Комиссия в RuStore для нерезидентов ниже, чем в других сторах, аудитория платежеспособная и показывает стабильный спрос на азиатский контент». Домашние рынки у корейцев и японцев перенасыщены, поэтому новые площадки становятся естественным направлением для экспансии бизнеса, поясняет он.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
