Ссуды и пересуды: банк Татьяны Ким готовится запустить собственные кредитные продукты

«Мы ищем таланты в кредитовании»
Группа Wildberries&Russ во второй половине ноября — начале декабря 2025 года опубликовала на HeadHunter несколько объявлений о вакансиях, из которых следует, что во входящем в группу Wildberries Банке планируется запуск и развитие собственных кредитных продуктов — потребительских кредитов, кредитов наличными и кредитных карт. В Wildberries Банке готовят продукт «Кредитные карты», следует из объявления, опубликованного 1 декабря. Кандидату на позицию руководителя направления методологии этого продукта необходимо иметь опыт взаимодействия с регуляторами или внутренними контролирующими органами, желательно также иметь практический опыт подготовки ответов на запросы ЦБ и других госорганов. В числе обязанностей этого руководителя — «лидирование проработки схем реализации законодательных изменений».
В описании двух вакансий руководителей направлений по продуктам «Кредитные карты CRM» и «Кредит наличными CRM», опубликованных 4 декабря, говорится, что им предстоит запуск стратегии продаж кредитных продуктов и выполнение плана продаж. От кандидата на позицию руководителя направления кредитно-карточных продуктов Wildberries Банка ожидается, в частности, наличие опыта разработки и запуска новых карточных или кредитных продуктов, знаний законодательства и рыночной практики в области кредитных карт. При трудоустройстве ему предстоит руководство проектами по разработке новых кредитно-карточных продуктов, следует из объявления от 2 декабря.
Из описания обязанностей главного специалиста по методологии розничного кредитования Wildberries Банка, опубликованных 28 ноября, следует, что ему необходимо иметь опыт в сфере розничного кредитования, потребительского кредитования и кредитных карт не менее трех лет, а также глубоко понимать полный жизненный цикл потребительского кредита, выдачу и сопровождение. Главному специалисту предстоит разработать и актуализировать скрипты для сотрудников кол-центра и отделов продаж, а также готовить и предоставлять ответы на запросы Банка России и других надзорных органов по вопросам потребительского кредитования.
Единственным владельцем Wildberries Банка является соосновательница маркетплейса Wildberries миллиардер Татьяна Ким. 12 августа председателем правления Wildberries Банка назначен Георгий Горшков, бывший зампред ВТБ, курировавший в банке розницу. Торговая площадка Wildberries принадлежит группе Wildberries&Russ (ООО РВБ). Татьяна Ким через ООО «Вайлдберриз» контролирует 65% РВБ, 35% — у компании «Стинн», ее руководитель Роберт Мирзоян, CEO РВБ и исполнительный директор оператора наружной рекламы Russ. Выручка Wildberries за девять месяцев 2025 года, по данным «INFOline-аналитики», выросла на треть (+33,6%) до 3,1 трлн рублей.
В пресс-службе Wildberries&Russ отказались от комментариев.
«Ягодки» в рассрочку
Кредиты, которые на данный момент доступны покупателям Wildberries, представляют его партнеры. Например, при заказе iPhone 17 в мобильном приложении Wildberries корреспонденту была доступна опция оплаты покупки в кредит в МТС Банке и «Ренессанс Банке», а также в компании «Директ кредит» (входит в группу «М.Видео-Эльдорадо»). Последняя сотрудничает с Wildberries в рамках опции по выдаче кредитов на маркетплейсе несколько лет, говорит источник на рынке электроники. О доступности кредитования со стороны банков-партнеров Wildberries по этой опции маркетплейс объявил в ноябре 2024 года. Кредиты банков выдаются на покупки ряда категорий товаров стоимость от 30 000 рублей в мобильном приложении Wildberries. В МТС Банке, «Ренессанс Банке» и «Директ кредит» не ответили на вопросы о том, продолжится ли сотрудничество по этой опции в случае запуска собственных кредитных продуктов Wildberries Банк.
На текущий момент Wildberries Банк предоставляет возможность оплаты покупки частями по модели BNPL и предоставляет кредиты продавцам на сумму от 20 млн рублей до 200 млн рублей. Wildberries Банк также планировал выпускать банковские карты для покупателей, рассказывала в июне в ходе ПМЭФ Татьяна Ким.
По абсолютным значениям ключевых показателей — активов, капитала, чистой прибыли — банки, связанные с маркетплейсами, пока не могут тягаться с тяжеловесами банковского сектора, писал ранее Forbes. По итогам 2024 года они не вошли и в двадцатку крупнейших. Однако в 2024 году именно банки e-commerce стали лидерами роста.
О том, что у Wildberries Банка есть планы по развитию собственного кредитования, упоминалось в сообщении рейтингового агентства «Эксперт РА» 2 июля о присвоении банку рейтинга на уровне ruBBB с прогнозом «стабильный». На момент присвоения рейтинга, оценка рыночных позиций Wildberries Банка была ограничена, говорит старший директор отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Иван Уклеин: «По сути, большую часть активов Wildberries Банка формировали исключительно высоколиквидные активы, а также ограниченную долю занимал кредитный портфель юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который, тем не менее, занимал ограниченную долю. Все прочие активы, в том числе кредитные требования физических лиц, составляли исключительно нематериальную долю».
В сегменте розничного кредитования Wildberries Банк будет соседствовать с крупными федеральными банками, развивающими свои цифровые каналы, а также с банками, развивающимися в рамках цифровых экосистем — Ozon Банком и «Яндекс Банком». Эти «необанки» развивают несколько направлений, связанных с монетизацией клиентской базы каждой из своих экосистем, отмечает Иван Уклеин. «Например, у «Яндекса» огромное количество аккаунтов электронной почты, аккаунтов такси, различных других сервисов, каршеринга, доставки. Совершенно естественно желание предложить этой клиентской базе дополнительные финансовые продукты. Ровно такая же ситуация у Ozon и Wildberries», — поясняет Уклеин.
«Будут демонстрировать значительные темпы роста»
Среди банков, связанных с крупнейшими маркетплейсами, в сегмент потребительского кредитования первым вышел «Яндекс Банк», после него кредиты физлицам предложил и «Ozon Банк».
В 2021 году «Яндекс» запустил сервис рассрочки «Сплит». В августе и сентябре 2023 года «Яндекс Банк» предложил клиентам кредитную карту, а также потребительские кредиты. На текущий момент кредитная карта «Супер Сплит» (цифровая или пластиковая) предлагается с лимитом 1 млн рублей и сроком до двух лет, потребительские кредиты — до 1 млн рублей на срок до пяти лет.
«Ozon Банк» начал массовый выпуск кредитных карт в августе 2025 года. Кредитный лимит составляет 1 млн рублей. Банк оформляет кредитные карты в цифровом и пластиковом формате, можно также привязать к кредитному лимиту действующую карту «Ozon Банка». До этого у Ozon давно существовала рассрочка на срок до двух лет, лимит по ней 500 000 рублей, которые можно использовать для оплаты частями, а также переводить деньги с лимита на карту Ozon.
«На этом рынке точка входа имеет значение. Но я бы не сказал, что отставание на полгода или на год в технологиях, продуктах, стадиях их запуска является определяющим. Поскольку клиентская база здесь очень широкая, технологии у всех примерно сопоставимы с разными нюансами. Скорее всего, все трое будут демонстрировать значительные темпы роста кредитного портфеля, которые будут опережать средний темп роста по банковской системе в целом», — считает Уклеин.
Кредитные продукты — хорошее дополнение для экосистем маркетплейсов, они тесно связаны с основной деятельностью, полагает ведущий аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин: «Площадки через свои финтех-проекты кредитуют как продавцов, так и покупателей. О продавцах у маркетплейса много информации, в частности, об обороте и реализации, что позволяет снижать риски. Для самого продавца также зачастую проще получить быстрые деньги внутри единой среды. У покупателей такие продукты дополнительно стимулируют спрос». По его словам, высокой популярностью стали пользоваться, в частности, сервисы рассрочки вроде «Сплита» от «Яндекса».
«Среди маркетплейсов достаточно жесткая конкуренция. Особенно это касается Wildberries и Ozon. Игроки стараются перенимать лучшие практики друг друга, чтобы не отставать. Кредитные продукты — важный элемент построения собственного финтеха, который уже считается неотъемлемой частью онлайн-торговли, — размышляет Михайлин. — Компании и в дальнейшем будут запускать все новые продукты, стараясь закрыть большинство потребностей клиентов. Также широкий набор продуктов позволяет финтехам маркетплейсов стать более самостоятельными и активнее развиваться за пределами торговой площадки». При этом, по словам аналитика, в «Велес Капитал» не ожидают какого-то прямого эффекта на конкурентов от запуска потребительских кредитов Wildberries Банк.
«Это логичный шаг в развитии продуктовой линейки для банка. Новые продукты будут востребованы у клиентов экосистемы, — комментирует планы по розничному кредитованию Wildberries Банка гендиректор «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров. — Сейчас такие продукты есть у всех основных банков, которые входят в состав крупнейших маркетплейсов и экосистем, поэтому серьезных изменений в конкуренции это не принесет». Развитие новых банковских продуктов не повлияет на текущие партнерства Wildberries по финансовым продуктам, уверен он.
В группе «М.Видео-Эльдорадо» отказались от официальных комментариев. Forbes также направил запросы в «Яндекс», Ozon, МТС Банк, «Ренессанс Банк».
