Назад в будущее: каким стал 2025 год для IT-отрасли и чего ей ждать от 2026-го

Один взгляд назад
2025-й стал годом, когда цифровой ландшафт превратился в пространство для изменения правил игры. Захват офлайна онлайном, распространение массовых ИИ-сервисов, импортозамещение и продолжение цифровой трансформации накладывались на необходимость противостояния цифровым мошенникам, внешним угрозам и экономическому спаду. Государство лихорадочно пыталось укротить наступающую реальность — от закона о платформенной экономике и антифрод-инициатив до бесконечных замедлений работы сервисов и «максимизации» всей страны.
Где-то это уже дает эффект: после введения в действие пакета антифрод-инициатив количество зарегистрированных киберпреступлений снизилось на 25% — во всяком случае, такие данные приводит глава комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский (впрочем, по другим данным, ситуация только усугубилась: зампредправления Сбербанка Станислав Кузнецов, выступая на SOC-форуме в декабре, заявил, что «перелома не произошло» и что к концу года рост потерь россиян из-за телефонного мошенничества составит 15-20%). В иных сферах, как в случае с регулированием искусственного интеллекта, пока мы имеем только бесконечное число рабочих групп, а желание отрегулировать все зачастую опережает понимание предмета.
Мы наблюдали за начинающейся войной маркетплейсов против всех остальных, что неудивительно. Люди экономят — электронная коммерция растет: согласно прогнозу «INFOLine-Аналитики», в 2025 году объем рынка онлайн-торговли увеличится примерно на треть, до 14,9 трлн рублей. За счет офлайнового ритейла, что тому очень не нравится, за счет дополнительных скидок, за счет интеграции бизнеса с финтехом, против чего выступали традиционные банки. Наблюдали, стоит оговориться, если у нас при этом был интернет.
Одним из главных действующих лиц 2025 года стал новый правительственный куратор «цифры» Дмитрий Григоренко. Вице-премьер выждал полгода, входя в курс дел, и активно включился в формирование цифровой повестки. Еще одни герои года — создатели новой информационной инфраструктуры. На фоне дефицита мощностей и оборудования крупные игроки (X5, Wildberries, «Мегафон», Т-Банк и другие) строят частные дата-центры, а государство в срочном порядке запускает реестр ЦОД и пакет льгот, пытаясь совместить рост ИИ-нагрузки с отсутствием дешевых денег в экономике. Наконец, появились отечественные базовые станции: в 2025 году их было произведено более 3000, пусть и на иностранной компонентной базе. Это, вероятно, самое большое достижение на ниве импортозамещения телеком-оборудования за последние годы.
Параллельно перераспределялись активы, цифровые компании переходили в российскую юрисдикцию или делили бизнес, а рекламный рынок, оживший в Telegram и на маркетплейсах, тут же уперся в дефицит качественного инвентаря и болезненный рост цен.
Стратегический год
На этом фоне 2026 год выглядит как год архитекторов — тех, кто проектирует правила игры и задает параметры внедрения. Технологии переходят из эксперимента в то, что дает реальный экономический эффект бизнесу и государству. То, что раньше вызывало лишь хайп, теперь становится частью рутины. На горизонте — агентский интернет с платежеспособными ИИ-агентами, edge- (технология распределенных вычислений, при которой обработка данных происходит максимально близко к источнику их генерации, а не в удаленных облачных центрах) и конфиденциальные вычисления, дата-центры у АЭС и ГЭС, AI-first-ретейл и гиперперсонализированная цифровая реклама. «Поднимают голову» нейротехнологии, будь то антифрод-решения, оценка усталости машинистов или проверка эмоционального отклика «подопытных» на рекламные сообщения.
При этом общество входит в новый год с теми же старыми слабостями: цифровая грамотность стагнирует, поколение альфа не справляется с угрозами, а бумеры верят в любой сгенерированный контент. Школы и вузы в то же время уже живут в мире, где искусственный интеллект пишет контрольные не хуже среднего ученика. Кибербезопасность превращается во все более неравный бой, где и у хакеров появились ИИ-инструменты, и пользователи радостно пересылают конфиденциальные документы в чат-боты.
Один из главных «нервов» будущего года состоит в том, что денег у государства становится меньше, а запросов к «цифре» — только больше. Темпы цифровизации снижать нельзя — на кону достижение национальных целей развития (к примеру, цифровой трансформации) и поручений президента (в частности, те, что были даны по итогам конференции «Путешествие в мир ИИ»). Период щедрой раздачи денег государством закончен, и IT-компании должны быть готовы к этой новой реальности.
Следующий год для депутатов предвыборный, поэтому повесткой ближайшего будущего станет новая волна «стратегирования». Уже запланированы к пересмотру стратегия развития отрасли связи, концепция регулирования ИИ, стратегия развития образования, доктрина информационной безопасности, дорожная карта трансформации делового климата. Наверняка появятся и новые запросы на дорожные карты. Но бизнес все отчетливее ожидает от очередных инициатив не деклараций «за все хорошее», а понятного плана: кто отвечает, за что он платит, где заканчивается эксперимент и начинается реальная политика. Сейчас же за стратегическими документами не стоит никаких планов по их реализации — достаточно посмотреть на ту же Национальную стратегию развития искусственного интеллекта.
2026 год будет годом тех, кто на фоне экономических изменений вовремя занялся фундаментом и кропотливо строит те самые решения, которые в будущем станут основой цифрового ландшафта. В условиях, когда бизнес лишается традиционных опор (государственной поддержки, внешних инвестиций и благоприятного делового климата), ключевая задача предпринимателя сводится к сохранению внутренней устойчивости и ресурсной автономности. Иными словами, IT-бизнесу пришло время рассчитывать только на себя.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов
