К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Второе «я»: как виртуальная жизнь одержит верх над реальной личностью человека

Второе «я»: как виртуальная жизнь одержит верх над реальной личностью человека
В будущем нас ожидает торговля онлайн-личностями и борьба за сохранение репутации

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств». Авторы книги — председатель совета директоров Google Эрик Шмидт и глава Google Ideas Джаред Коэн — попытались заглянуть в будущее и нарисовать мир, каким он будет через несколько десятилетий. Вот утро обеспеченного человека: он только просыпается, а роботы уже сделали всю работу за него — от приготовления чашки кофе и горячей булки до выглаженного костюма и заказа продуктов в онлайн-магазине. А вот другая картинка — война все больше напоминает обычный информационный конфликт с использованием инструментария кибервойн, «медиавирусов», дезинформации и сетевых атак, а если дело дойдет до применения оружия, то, скорее всего, воевать опять будут роботы. Особое внимание Шмидт и Коэн уделяют вопросу фильтрации интернета и контроля со стороны государства. С разрешения издательства Forbes публикует отрывок из главы 2 «Будущее личности, государства и персональных данных».

В следующем десятилетии количество виртуальных личностей превысит население Земли. Все мы будем представлены в сети сразу несколькими аккаунтами, а значит, возникнет множество переполняемых энергией сообществ по интересам, которые и отражают, и обогащают реальный мир. В результате образуются огромные массивы информации (уже появился термин «революция данных») и люди получат невиданную раньше власть. И вот здесь необходимо сделать исключительно важное предостережение: в результате этой революции данных мы практически утратим контроль над своей персональной информацией, попадающей в виртуальное пространство, что приведет к серьезным последствиям и в реальном мире. Возможно, это затронет не каждого пользователя, но на макроуровне очень сильно изменит нашу жизнь. Перед нами стоит трудная задача: решить, на что мы готовы пойти для того, чтобы сохранить контроль над личной жизнью и безопасностью.

Сегодня наши виртуальные личности в некоторой степени влияют на наше физическое «я», но пока не доминируют над ним. То, как ведут себя пользователи в социальных сетях, и то, что они пишут, может нравиться или нет, но чаще всего по-настоящему конфиденциальная или личная информация остается скрытой от посторонних глаз. От онлайн-склок и дискредитирующих кампаний страдают в основном заметные общественные фигуры, а не обычные люди. В будущем на нашу личность в реальной жизни все большее влияние станут оказывать наша виртуальная деятельность и контакты в сети. Детально документированное прошлое начнет определять наши перспективы, и мы утратим контроль над тем, как нас воспринимают другие.

 

Одновременно вырастет вероятность несанкционированного доступа к персональным данным, их кражи или манипулирования ими, в частности благодаря тому, что мы все больше полагаемся на «облачные» хранилища данных. Однако в силу этой уязвимости — и воображаемой, и реальной — технологическим компаниям придется прилагать все больше усилий, чтобы завоевать доверие пользователей в области конфиденциальности и безопасности данных, иначе они столкнутся с оттоком клиентов. Отрасль высоких технологий уже озаботилась поиском новых способов снизить указанные риски, например при помощи двухфакторной идентификации, когда для доступа к своим персональным данным от вас требуется что-то, что вы знаете (предположим, пароль), имеете мобильный телефон или что вам неотъемлемо принадлежит (отпечаток пальца). Не может не радовать то, что над созданием нового поколения таких решений трудятся лучшие в мире инженеры. Как минимум в качестве более надежного, хотя и не идеального выхода будет повсеместно использоваться строгое шифрование.

Могут измениться сами основы виртуальной идентификации. Некоторые правительства, решив, что иметь тысячи анонимных, бесконтрольных и непроверенных граждан — «подполье» — слишком рискованно, захотят узнать, кто скрывается за каждым онлайн-аккаунтом, и потребуют верификации на государственном уровне для усиления контроля над виртуальным пространством. В будущем ваша виртуальная личность вряд ли будет ограничена страничкой в Facebook — скорее всего, она станет целым созвездием профилей, созданных вами в интернете, которое будет верифицироваться и даже регулироваться властями. Представьте, что все ваши аккаунты — в Facebook, Twitter, Skype, Google+, Netflix, подписка на New York Times — привязаны к одному «официальному» профилю. Рейтинг информации, связанной с верифицированными онлайн-профилями, в результатах поиска окажется более высоким по сравнению с контентом без такой верификации, а это, естественно, приведет к тому, что большинство пользователей будут кликать на верхние (верифицированные) результаты. И тогда истинная цена анонимности может стать слишком высокой: даже самый увлекательный контент, созданный владельцем анонимного профиля, просто не будет виден в поисковой выдаче из-за своего чрезвычайно низкого рейтинга.

 

Переход от ситуации, когда личность формируется офлайн и позднее проецируется в сеть, к созданию онлайн-личности, которая затем воплощается в реальном мире, окажет огромное влияние на граждан, государства и компании. И от того, как удастся решить проблемы конфиденциальности и безопасности личных данных, будут зависеть границы человеческой свободы.

В будущем уникальная личность человека окажется его самым ценным активом, и существовать эта личность будет преимущественно в сети. Опыт жизни в режиме онлайн люди станут приобретать с самого рождения, если не ранее. При этом различные периоды человеческой жизни, «замороженные» во времени, будут легкодоступны для всеобщего обозрения. В результате придется создавать новые средства контроля информации, позволив людям самим составлять списки тех, кто может видеть их данные.

Используемые нами сегодня технологии связи «инвазивны» по определению: они собирают наши фотографии, комментарии и имена друзей в огромные базы данных, по которым можно проводить поиск и которые в отсутствие внешнего регулирования становятся законной добычей для работодателей, университетских отделов по работе с персоналом и сплетников. Мы то, что мы «твиттим». 



В идеале все мы должны сознательно и тщательно управлять своими онлайн-личностями и виртуальными жизнями, отслеживать и корректировать их, чтобы не усложнять свою реальную жизнь, причем с самого раннего возраста. Увы, это невозможно. У детей и подростков желание делиться информацией всегда перевесит смутный отдаленный риск рассказать о себе слишком многое, несмотря на многие примеры негативных последствий. Так что к тому моменту, когда человеку исполнится сорок, в сети сложится повествование о его жизни, очень подробное и включающее все факты и вымыслы, ошибки и победы. И даже слухи будут жить вечно.

 

А что насчет роли родителей? Она нелегка, и это известно всем, у кого есть дети. Появление виртуального мира еще больше усложнило ее, но не стоит считать ситуацию безнадежной. В будущем ответственность родителей не уменьшится, но им придется еще активнее участвовать в жизни своих детей, если они хотят, чтобы те не совершили в сети ошибок, способных навредить их судьбе в реальном мире. А поскольку виртуальное развитие детей значительно опережает их физическое созревание, большинство родителей придут к пониманию того, что самый лучший способ помочь своим отпрыскам — поговорить с ними о необходимости защиты личной информации и соблюдения безопасности в сети даже раньше, чем о вопросах секса. Так что традиционный разговор с детьми по душам не утратит своей роли в их воспитании.

Школьная система тоже изменится и внесет свою лепту в развитие навыков онлайн-осмотрительности. По настоянию родительских ассоциаций наряду с уроками сексуального воспитания в школах появятся уроки защиты личной информации и основ безопасности при работе в интернете. На таких занятиях школьники научатся оптимизировать установки безопасности программ и хорошо усвоят, что можно и чего нельзя делать в виртуальном мире. А учителя будут пугать их историями из реальной жизни о том, что бывает, когда не начинаешь защищать личную информацию и соблюдать безопасность в сети с самого раннего детства.

Мы предвидим пышный расцвет отрасли, связанной с защитой персональных данных и репутации. Такой бизнес существует уже сегодня: компании вроде Reputation.com используют различные методы как быстрого реагирования, так и профилактики для того, чтобы удалять из сети нежелательный для их клиентов контент или минимизировать ущерб от его появления. По некоторым сообщениям, в ходе экономического кризиса 2008 года несколько банкиров с Уолл-стрит привлекали компании, специализирующиеся на защите онлайн-репутации, чтобы те минимизировали информацию о них в виртуальном мире. Стоили такие услуги до $10 000 в месяц. В будущем на волне растущего спроса эта отрасль существенно расширится, и услуги репутационных менеджеров станут таким же обычным делом, как брокеров и финансовых консультантов. Нормой для известных и стремящихся к известности людей будет активное управление своим онлайн-имиджем, например, получение от репутационного менеджера ежеквартальных отчетов, фиксирующих его изменение за прошедший период. 

Появится новое направление страхования. Вам предложат застраховать свою онлайн-личность от кражи и взлома, ложных обвинений, злоупотреблений и несанкционированного присвоения. Родители смогут купить страховку от репутационного ущерба, который способны причинить им действия их детей в интернете. А преподаватель, скажем, захочет застраховаться от взлома студентами его профиля в Facebook и размещения на странице оскорбительной и порочащей информации. Страхование от кражи персональных данных уже существует, но в будущем страховые компании смогут предложить своим клиентам защиту и от других злоупотреблений. Такие полисы будут покупать не только те, кому они действительно нужны, но и просто параноидально настроенные люди.

Онлайн-личности возобладают столь высокой ценностью, что их — реальные или придуманные — можно будет купить на черном рынке. В этом будут заинтересованы и обычные люди, и преступники, ведь под чужой маской смогут скрыться как наркоторговцы, так и диссиденты. Такие онлайн-личности, украденные или созданные с нуля, станут продаваться в комплекте со всей необходимой исторической информацией: записями в лог-файлах интернет-провайдеров, фиктивными «френдами» и данными о покупках, то есть всем тем, благодаря чему будут выглядеть правдоподобно. И если полицейский информатор из Мексики захочет избежать мести со стороны наркокартеля, набор таких фальшивых онлайн-личностей наверняка поможет членам его семьи скрыть свое прошлое и начать жизнь с чистого листа.

 

Естественно, что в цифровую эпоху такой способ побега представляет собой рискованное предприятие: начало новой жизни должно означать полный разрыв всех прежних связей, ведь выдать человека может малейший неверный жест вроде поискового запроса по имени кого-то из родственников. Более того, тому, кто использует фальшивую личность, следует избегать всех мест, где применяется технология распознавания лица, способная связать его со старым аккаунтом человека. Да и сам этот теневой рынок сделок с онлайн-личностями будет неспокойным местом: и покупатель, и продавец остаются анонимными благодаря зашифрованным каналам связи и расчетам в виртуальной валюте, которые очень сложно отследить. Поэтому и посредники, и покупатели столкнутся с теми же рисками, что и сегодняшние участники черного рынка, включая работу правительственных агентов «под прикрытием» и обман в ходе сделок (вероятность всего этого, скорее всего, даже повысится, учитывая анонимную природу транзакций в виртуальном мире).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+