Подкачаться и успокоиться: за что зумеры любят спорт и как они меняют фитнес-сферу

Поколение активности
В апреле 2025 года опрос ВЦИОМ показал, что зумеры и молодые миллениалы ведут самый активный образ жизни из всех поколений россиян: более трети регулярно занимаются физкультурой и спортом. В этом контексте важно понимать возрастное разграничение, которым пользуются специалисты ВЦИОМ: «цифровое поколение» они определяют как тех, кто «родился в 2001 году и позже», а к младшим миллениалам относят родившихся с 1992 по 2000 годы.
Статистика также говорит о том, что фитнес — не пустой звук для 18–34-летних: 68% имеют абонементы в фитнес-клубы. Аналогичный тренд наблюдается и в других странах: аналитики компании Les Mills International, к примеру, называют зумеров и миллениалов «поколением активности», заявляя, что молодежь составляет 80% от всех, кто посещает тренажерные залы. Похожие данные предоставляют и эксперты ABC Fitness: по их подсчетам, зумерами являются 73% клиентов «клубов здоровья, тренажерных залов или студий», причем 40% из них честно называют себя «любителями велнеса», а еще 48% ходят на занятия четыре-восемь раз в месяц. Более половины (58%) занимаются в одиночку, 38% предпочитают занятия с тренером, а 27% — групповые тренировки.
Обратная сторона активности
О любви зумеров к спорту говорит и обозреватель издания USA Today Кофи Мфрама — себя она относит к поколению Z (людям, родившимся с 1997 по 2012 годы). Записавшись в фитнес, она удивилась количеству своих ровесников там — и сама убедилась, что статистика не лжет: занятия спортом действительно стали трендом для ее поколения. В этом феномене Мфрама, впрочем, видит и тревожные сигналы — например, что для некоторых сверстников спорт может быть не только способом сбросить вес или улучшить ментальное здоровье, но и достичь практически недостижимых идеалов красоты, подвергая себя изнурительным тренировкам и рискуя заработать расстройство пищевого поведения.
Объясняя свою точку зрения, обозреватель ссылается на расследование журнала Men’s Health, редакция которого выпустила документальный проект, посвященный привычкам молодых мужчин, увлеченных спортом: к примеру, злоупотребление пищевыми добавками и опасные сверхнагрузки, чтобы «развить мускулы и набрать массу», тем самым достигнув образца мужественности. Подобное свойственно и женщинам — в отличие от мужчин, они стремятся не к набору массы, а к похудению, вдохновившись вирусными видео из TikTok (хэштег #skinnytok), в которых пропагандируется худоба и стройность как единственный образец привлекательной внешности. «Эти макиавеллистские подходы к здоровью и фитнесу рассматривают тренировки в основном как процесс улучшения фигуры, — размышляет Кофи Мфрама. — Цель — более социально приемлемое тело — оправдывает средства, опасные и граничащие с риском для жизни привычки. Все остальное — вторично».
Фитнес по любви
«До 2023 года поколение Z составляло лишь 10% нашей клиентской базы. Уже в 2024 году мы зафиксировали резкий рост этой аудитории — в среднем на 54% по сравнению с предыдущим годом, а в 2025 году прирост составил еще 15%», — говорит о тренде на спорт среди российских зумеров СЕО сети семейных фитнес-клубов «ДОНСПОРТ» Мария Лыткина. По ее наблюдениям, зумеры чаще всего приходят с родителями, а 20–30% представителей поколения Z уже имеют «спортивный бэкгрануд» и хотят продолжать тренироваться, чтобы поддерживать форму.
Большую роль при выборе фитнес-клуба для зумеров играет стоимость абонемента — нередко он ниже в тех заведениях, где нет бассейна и доступна помесячная оплата. По словам Лыткиной, для покупки абонемента у зумеров чаще всего три мотива:
- Физическое преображение. Улучшение внешности — главная цель молодежи: юноши стремятся нарастить мышечную массу, девушки — скорректировать вес, однако, в отличие от других поколений, в достижении цели зумеры не забывают об опасности перегрузок.
- Развитие характера и самодисциплины. Спорт для зумеров — способ «прокачать» не только тело, но и волю и устойчивость: через регулярные тренировки они учатся добиваться поставленных целей и выстраивать свой ритм жизни.
- Борьба со стрессом. Физическая активность помогает отключиться от тревожности, свойственной этому поколению.
«Зумеры предпочитают тренажерный зал, силовую аэробику, растяжку, а также групповые тренировки — часто занимаются с друзьями, реже — в одиночку, — описывает спортивные привычки молодежи Мария Лыткина. — Кроме того, они осознанно относятся к питанию, считают калории, но без фанатизма — позволяют себе любимые продукты, сохраняя баланс».
Йога как альтернатива залу
Другим популярным у молодых людей видом спорта становится йога — на это указывает исследование Mindbody Wellness Index 2024. Согласно полученным данным, более 60% зумеров называют своим главным приоритетом ментальное здоровье, а 40% из них уже опробовали йогу или медитацию. Интересно, что и в отчете организации Yoga Alliance отмечается, что в США каждый пятый молодой человек до 25 лет практикует йогу на регулярной основе (и эта доля продолжает расти, особенно в группах до 30 лет).
По оценке исследовательского проекта Yoga Journal и TNS Russia, еще в 2015 году йогой занимались около 1,3 млн россиян, причем более половины из них были в возрасте от 16 до 34 лет. «Зумеры более осведомлены о психологических и нейрофизиологических эффектах практики — от снижения уровня кортизола до повышения концентрации и качества сна, — объясняет феномен успеха йоги у молодых россиян основательница онлайн-клуба йоги и автор книги «Йога-менеджмент» Анна Курманова. — Для них это не экзотическая восточная практика, а нормализованный инструмент самопомощи, который воспринимается наравне с психологией, арт-терапией или телесной терапией». В этом, по словам Курмановой, и состоит главное отличие фитнеса от йоги для зумеров: если в первом случае для них важен аспект телесной трансформации, то во втором во главу угла становится, в частности, снижение уровня тревожности, улучшение сна, повышение концентрации — словом, именно ментальное здоровье, «эмоциональная перезагрузка в конце насыщенной недели» и способность «заземлиться», почувствовав контакт с самим собой.
«Особенно заметен рост интереса к йоге в вечернее время — как способу завершить рабочий или учебный день и переключиться, — объясняет Курманова. — Наиболее востребованы у зумеров такие направления, как хатха-йога с акцентом на дыхание и телесную осознанность, медитативные классы и йога-нидра, стретчинг и slow flow, практики с визуализациями и музыкой».
Зумеры меняют индустрию
Высокий спрос на фитнес и йогу может изменить индустрию услуг в сфере активного образа жизни — владельцам бизнеса придется адаптироваться под запросы молодых клиентов. «Поколение Z объединяет стремление к здоровью, саморазвитию и удовольствию от этого процесса. Для них важна не только функциональность, но и атмосфера — и здесь у фитнес-клубов есть поле для адаптации», — говорит Мария Лыткина.
В рамках адаптации, с точки зрения рынка, крайне важна стоимость абонементов — если она слишком высокая, то существенная часть молодежи может уйти в домашние тренировки или бесплатные активности на улице. Чтобы сохранить интерес к себе со стороны молодой аудитории, Лыткина рекомендует фитнес-центрам не только скорректировать ценовую политику, но и:
- добавлять современные и динамичные форматы — к примеру, системы TRX (петли), йогу в гамаках, круговые тренировки, единоборства;
- адаптировать подход тренеров — сделать его менее авторитарным и более равноправным;
- внедрять геймификацию и создавать мобильные приложения;
- закупать современное оборудование и интегрировать элементы нового фитнеса — в частности, падел, напоминающий теннис, уже популярный в США и Европе;
- вводить специальные предложения — скидки или бонусы за приглашение друга, «студенческие карты» и другие опции.
«Рост интереса зумеров к йоге уже оказывает ощутимое влияние на йога-индустрию — как в России, так и по всему миру, — рассказывает Анна Курманова. — Это меняет рынок».
По ее словам, представители поколения Z чаще других поколений выбирают оздоровительные активности онлайн. Причем они не разделяют онлайн и офлайн как «хорошо» и «плохо» — для них важна вовлеченность, подача и энергия преподавателя вне зависимости от формата. «Это поколение не ищет «духовных гуру», но ценит эмпатию, интеллект и подачу с юмором, не цепляется за формат, но хочет, чтобы преподаватель был «на одной волне», говорил с ними на их языке, оно ориентировано на визуал, эстетику, эмоциональный отклик, а не традиции и ритуалы, нуждается в сообществе — ощущении принадлежности, совместного опыта, безопасного пространства», — делится своими наблюдениями Курманова. По ее словам, для студий это означает необходимость пересмотра стратегии. Что важно:
- Гибридный формат (онлайн + оффлайн). Зумеры хотят свободы выбора: онлайн-уроки должны быть не вторичным продуктом, а полноценным направлением со своей атмосферой, удобным доступом и качественной съемкой.
- Контент в соцсетях: не только анонсы, но и смысл, сторителлинг, короткие образовательные форматы, рефлексия преподавателей и студентов.
- Расширение расписания: медитации, дыхательные техники, body-mind форматы, йога-нидра, slow flow, mindful-движение.
- Современное позиционирование: йога — это не уход в уединение, не отрыв от реальности, а инструмент эмоциональной регуляции, креативности, повышения продуктивности, профилактики выгорания.
- Комьюнити и пост-поддержка: Zoom-вечеринки, закрытые Telegram-чаты, небольшие ретриты, разговорные клубы — все, что усиливает ощущение связи и «принадлежности к себе и группе».
«Важно понимать, что для поколения Z йога — это часть их жизненной философии, включающей заботу о себе, экологичность, этику, ментальное здоровье и рефлексию, — заключает Курманова. — И тот, кто даст им не просто «занятие по расписанию», а опыт проживания — получит лояльную, осознанную, благодарную аудиторию».