«Я за рыночную экономику»: рэпер TVETH о своем новом альбоме «ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»

В конце апреля уфимский хип-хоп-исполнитель TVETH (Дмитрий Лукичев) выпустил свой пятый сольный альбомом — «ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ», в котором рассказывает о бесконечной гонке за успехом и внутренним комфортом.
Хип-хоп Лукичев начал слушать в 15 лет, когда, закончив музыкальную школу, он увлекся граффити и стал частью уфимской тусовки 0767 Crew. Свой профессиональный путь рэпер начал в 2011 году с релиза «Трапеза Помола». В 2016 году вышел первый мини-альбом из трилогии PAINKILLER, которая стала визитной карточкой TVETH и JEEMBO (Давида Джангиряна). Это были атмосферные работы с мрачными текстами и тяжелыми хип-хоп-инструменталами.
В 2017 году TVETH выпустил сольный альбом Capital и начал сотрудничать с агентством Booking Machine, а в 2020-м принял решение работать самостоятельно. В 2021 году TVETH записал альбом KOMPRESSOR, в создании которого участвовал продюсер LIL SMOOKY (Богдан Омельченко). В 2024-м рэпер вместе с SEVNZ (Эльдаром Бикбулатовым) представил мини-альбом AIRBAG, а в марте этого года — фит с группой «Черная экономика» FORTUNA.
Forbes Young поговорил с TVETH (у него сейчас почти миллион слушателей в месяц на «Яндекс Музыке») накануне выхода альбома «ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ» и узнал, выйдет ли PAINKILLER IV, как музыкант относится к творческим экспериментам, что думает о состоянии музыкальной индустрии в России, чувствует ли конкуренцию со стороны молодых хип-хоп-исполнителей, как относится к критике в свой адрес, а также над какими проектами он сейчас работает.
«Злая» музыка
— Почему альбом называется «ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»? Это отсылка к личному пространству, к финансовой независимости или это что-то более философское?
— На самом деле все, вместе взятое. И внутренние ощущения, и внешние обстоятельства. Изначально названия не было — оно родилось, когда уже больше половины материала было написано. Я вычленил общую тему, и мне понравилась эта формулировка. «ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ» во всех смыслах. Все, что принадлежит мне, что вокруг меня, все личное и то, что требует сохранения.
— В новом альбоме ты очень много говоришь о деньгах, успехе, внутренней дисциплине. В сингле с BATO «АЗБУКА», например, есть панчи про готовность отключить чувства ради успеха. Это отражение текущего этапа в твоей жизни или комментарий на положение дел в хип-хоп-индустрии? Какие темы из альбома для тебя самые важные?
— Это, скорее, отражение того, что накопилось внутри. Я писал альбом долго, на протяжении двух лет. И когда ты это сейчас обобщил, я действительно понял — много подобных тем. Но акцент, скорее, на общем настроении альбома. Хотя, конечно, деньги и успех — тоже часть картины.
— На чем все-таки ты сам хотел сделать акцент в этом альбоме?
— На том, что все познается в сравнении. Я переслушал свой прошлый альбом (KOMPRESSOR. — Forbes Young), и там было очень много о чувствах, о внутреннем мире. Тогда я все это высказал. Сейчас хотелось фокусироваться на чем-то более материальном, на реальной жизни.
— Какие главные идеи ты стремился донести через этот релиз?
— Вообще я всегда пишу альбомы не чтобы кому-то что-то сказать, а чтобы высказать свои мысли. Просто выплескиваю то, что внутри. На контрасте с предыдущими работами, где я был погружен внутрь себя, сейчас хотелось сделать что-то более жизнеутверждающее, возможно, где-то агрессивное.
Потому что сейчас я чувствую: нельзя тратить время на прокрастинацию, даже когда не хочется — надо брать и делать. Наверное, впервые для меня появилась именно мотивационная тема и захотелось ее отразить. Раньше я был слишком погружен в себя. Часто уходил в рефлексию.
— Ты еще недавно писал в своем Telegram-канале, что в этом альбоме «минимум лирики», только факты.
— По минимуму, да. Со стороны посмотрел на свое творчество и понял: у меня много лирики, но мои сильные стороны в другом — в более техничной, напористой музыке. Поэтому осознанно решил сделать фокус на более «злую» музыку.
— Расскажи про коллаборации. Кроме BATO, кого еще ты позвал и почему выбрал именно этих артистов?
— Когда написал трек «ЭКОНОМИКА», который в итоге стал совместным с VELIAL SQUAD, сразу понял: хочу его сделать с кем-то в тандеме. Подбирал по звучанию подходящих артистов и остановился на них. METOX (хип-хоп-исполнитель Алексей Самсонов. — Forbes Young) — еще один гость на альбоме. Мне нравится его музыка, и мне хотелось с ним сделать что-то в духе андеграунда.
— Мы с тобой говорим прямо перед выходом альбома на стриминги. Какие у тебя ощущения сейчас? Ждешь ли ты какой-то определенной реакции от слушателей или медиа?
— Конечно, есть это ощущение, будто рождается ребенок (смеется). Интересно увидеть первую реакцию — в первые день-два. Но параллельно я уже работаю над другими вещами, поэтому фокус постепенно смещается вперед.
Все равно есть мандраж. Особенно когда выкладываешь крупный релиз, который долго ждали. А какая будет реакция — честно, не особо заморачиваюсь по этому поводу. Были хорошие отзывы на сингл «АЗБУКА», меня это порадовало — ожидаю примерно того же.
Поиск нового
— Над чем сейчас работаешь?
— Мы планируем записать полноформатный альбом объединения HELLA HILLZ (в нем состоят рэперы JEEMBO, TVETH и BATO. — Forbes Young). И параллельно я работаю над своим новым мини-альбомом. Очень хотелось бы успеть выпустить его до конца года.
— Как раз хотел спросить про работы HELLA HILLZ, в частности, про трилогию PAINKILLER с JEEMBO, которая стала вашей визитной карточкой. Многие ждут PAINKILLER IV. Есть ли шанс, что он выйдет?
— Думаю, это маловероятно. PAINKILLER задумывался как три релиза по шесть треков. Мне кажется, так и должно остаться. Мы будем делать дальше другие вещи. Сейчас мы изменились.
— Тогда каким будет новый проект HELLA HILLZ, о котором ты говоришь? Он будет как-то отсылать к саунду PAINKILLER? Или у него будет другой вайб?
— Нет, точно не ностальгический проект. Мы, скорее, снова пойдем вперед. У нас в планах что-то типа хоррор-стилистики альбома.
Обычно это выглядит так: кто-то один начинает трек, остальные подхватывают. Все развивается естественно. Но, опять-таки, точно не попытка вернуть старое.
Я не люблю возвращения ради возвращения. Даже если пытаться воссоздать старую атмосферу, это уже не получится так, как было тогда. Все изменилось. Не хуже, не лучше — просто другое время. Поэтому смысла тянуть за собой прошлое нет.
— В 2019 году в интервью изданию The Flow ты говорил, что раньше гнался за стилем, а потом стал уделять больше внимания смыслу. Как сейчас балансируешь между техникой и тем, что хочешь сказать в музыке?
— То, что я говорил тогда, остается актуальным. Я довел свое мастерство в определенном жанре до того уровня, который меня устраивает. Теперь хочется искать что-то новое. Если говорить о технике, у меня к себе вообще вопросов нет. По смыслу — просто говорю то, что чувствую в моменте. Тогда были одни темы, сейчас другие. Но всегда стараюсь, чтобы в треках была реальная эмоциональная нагрузка, а не пустая форма.
Пять процентов безумия
— Твой творческий образ у многих ассоциируется с чем-то мрачным и агрессивным. При этом в реальной жизни ты человек спокойный, даже отучился в вузе на инженера и получил красный диплом. В «ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ» какой ты? Настоящий Дима или мрачный TVETH?
— В этой работе процентов на 95 — это настоящий я. Пять процентов безумия все-таки осталось, наверное.
— Что для тебя сейчас успех? Стриминги, финансовое благополучие, признание слушателей?
— Все вместе. Это касается и музыки, и внутреннего состояния. Знаешь, часто бывает: снаружи человек кажется довольным и счастливым, а внутри — все наоборот. К счастью, у меня получается находить баланс. Благодарен судьбе, что могу быть там, где я есть. Конечно, всегда хочется роста. Не обязательно семимильными шагами, но хочется видеть развитие, чтобы не было стагнации.
— Не жалеешь, что выбрал музыку вместо карьеры инженера?
— Абсолютно не жалею. Думаю, что в другой деятельности тоже мог бы преуспеть. Но творчество бы ушло на второй план. Я рад, что остался в музыке — есть свой слушатель, костяк людей, которые разделяют мои мысли и ценности. Это дорогого стоит. И признание коллег, чье творчество мне самому близко, тоже очень приятно.
— При этом ты довольно закрытый артист: редко даешь интервью, есть даже некий ореол загадочности. Это сознательная стратегия?
— Нет, это вышло само собой. Мне всегда казалось, что все, что хочу сказать, уже сказано в музыке. Иногда появляюсь на каких-то интересных мероприятиях, чтобы пообщаться с людьми. Но в целом мне комфортно, когда за меня говорит творчество.
— Получается, название альбома «ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ» можно воспринимать как метафору твоего желания сохранить личное пространство?
— Честно, не думал об этом в таком ключе, но звучит круто. Да, можно сказать и так.
Рост вширь
— Сейчас новые артисты появляются каждый день, тренды — тоже. Ты чувствуешь конкуренцию с новой школой хип-хопа?
— Конкуренция есть, конечно. Если у тебя есть амбиции, она всегда присутствует. Вопрос в том, где именно конкурируешь: кто-то гонится за цифрами, а я стараюсь конкурировать в плане музыки. Когда слышу, что все обсуждают какой-то трек, а мне он кажется так себе, хочется сделать что-то лучше, — по звучанию, по содержанию. В каких-то поджанрах хип-хопа я вообще не вижу смысла участвовать. Но там, где мне близко, всегда есть мотивация стать лучше — хотя бы на волосок лучше, чем был вчера.
— Как ты вообще оцениваешь текущее состояние музыкальной индустрии в России?
— Мне кажется, в целом индустрия в отличном состоянии. Вопрос в том, о чем говорить — о бизнесе или о творчестве. В творчестве, возможно, есть определенная стагнация у некоторых, но в целом все развивается семимильными шагами. Раньше мы пытались найти хоть что-то свежее, а сейчас всего столько, что даже времени не хватает все слушать. Вообще я за рыночную экономику, за конкуренцию, которая двигает всех вперед.
— Есть кто-то из новых рэперов, кто тебе «заходит»?
— Понравился альбом Джона Гарика (хип-хоп-исполнитель Игорь Строков, до 2023 года большинство треков выпускал под ником TRXSTR. — Forbes Young) «Классика» — узнал его уже после смены псевдонима. Очень прикольная работа: зрелая, с интересными отсылками. Еще нравится «Билли Ногами» (хип-хоп-исполнитель Александр Гончарук. — Forbes Young) — напоминает чем-то The Chemodan (хип-хоп-исполнителя Валентина Суходольскиго. — Forbes Young) и «Словетского» (хип-хоп-исполнителя Валентина Преснова. — Forbes Young).
— Все эти музыканты, кажется, вдохновляются андеграундным рэпом старой школы. Как думаешь, возвращение к «андеру» — это новый мейнстрим для сцены или мы просто возвращаемся к архаике?
— Скорее, это просто рост вширь. Есть и другие актуальные жанры, которые развиваются параллельно, просто исполнителей становится больше и спектр их жанров становится шире.
— Ты успел поработать и с крупными командами вроде агентства Booking Machine, и как независимый артист. Какие уроки вынес из работы в «системе»?
— Мне было комфортно везде. Когда попал в Booking Machine, понял, как все устроено изнутри: дедлайны, промо, дисциплина. Это заставило относиться к музыке как к работе, а не просто как к хобби. Сейчас стало чуть сложнее, потому что индустрия стала суперплотной. Тогда все было разряженнее, сейчас — каждый день новая волна артистов. Плюс сейчас все завязано на маркетинге.
— Если бы тебе сейчас предложили снова присоединиться к большой команде, согласился бы?
— Нет. У меня уже есть все, что нужно, в HELLA HILLZ, да и опыт самостоятельной работы полностью устраивает.
— Что бы ты хотел сказать своим слушателям?
— Спасибо, что слушаете. Хочу, чтобы люди понимали: я пробую себя в разных плоскостях. Если что-то не понравилось — окей, значит, ждите следующего. Мне нравится двигаться вперед, пробовать новое.
— Ты прислушиваешься к критике в свой адрес?
— Иногда. Делаю выводы, если это действительно дельные замечания. Но в целом я понимаю, чего хочу, и двигаюсь своим путем.
— Если бы была возможность, хотел бы что-то изменить в прошлом?
— Нет. Все ошибки и успехи сделали меня тем, кем я сейчас являюсь. Я ничего бы не менял.