К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Счастье, статус и смысл: к чему стоит стремиться, выстраивая личную стратегию

Фото Vitaly Gariev / Unsplash
Фото Vitaly Gariev / Unsplash
Алексей Горячев и Алексей Каптерев, авторы книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности», которая вышла в издательстве «МИФ», объединили подходы бизнес-стратегии, психологии личности и нарративного дизайна, чтобы помочь своим читателям составить жизненный маршрут. Forbes Young публикует отрывок о том, что важно учитывать при создании личной стратегии

«Мы каждый день формируем собственную реальность. Листая ленту соцсетей, выбирая самый вкусный и полезный хлеб в пекарне, соглашаясь на новое сотрудничество или отказываясь от него. Ежедневно мы принимаем сотни решений, осознанных и не очень. Время от времени попадаем в развилки, в которых жизнь в лоб спрашивает нас, как быть и что делать дальше», — пишут предприниматель, инвестиционный банкир и инвестор, управляющий партнер RB Partners Алексей Горячев и консультант, автор бестселлеров об искусстве презентаций, почетный член британской гильдии спичрайтеров Алексей Каптерев в своей книге «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности», которая вышла в издательстве МИФ. По мнению авторов, вместо того, чтобы идти к экстрасенсам и астрологам, лучше опереться на продуманный заранее маршрут, который соединяет мечту и реальность.

Telegram-канал Forbes Young
Просто о сложной картине мира
Подписаться

Личная стратегия — это в первую очередь стратегия саморазвития, которая базируется на ценностях человека, его способностях и видении будущего. «Мы живем в мире, в котором легко почувствовать, что от наших решений ничего не зависит. Но это ощущение ложно. Зависит, хотя у сферы нашего влияния есть границы. В этом бурном мире мы можем быть активными игроками, если выберем играть, а не наблюдать. Стратегия нужна всем, кто сделал выбор не плыть по течению, а искать свой фарватер», — утверждают Горячев и Каптерев. 

Forbes Young публикует отрывок из книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» о трех базовых элементах стратегии саморазвития.

 
Книга «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности»

Стратегия — это стремление стать лучше, выйти на новый уровень. Но что считать новым уровнем? Какой линейкой его измерить? Один наш знакомый говорил: «Деньги — это лучший способ вести счет: всегда понятно, сколько ты выиграл». Он не имел в виду, что это единственная важная в жизни вещь. Но использовать деньги в качестве меры успеха действительно просто. Если ваш годовой доход исчислялся в сотнях тысяч, а теперь исчисляется в миллионах, — это новый уровень. Если вы получали хорошую зарплату ежемесячно, а теперь получаете еще и бонус по итогам года, — это новый уровень. Если у вас был бонус, а теперь вы совладелец бизнеса, — это новый уровень. Деньги — важная часть стратегии, но не единственная. Что вам нужно еще? Счастье? Любовь? Признание? Вера? Смысл? Свобода? Мы считаем, что это — главный вопрос, без ответа на который дальше двигаться нельзя.

Алексей Горячев понял это в момент кризиса 1998 года. До этого он был настолько погружен в бизнес, что в его гардеробе была только деловая одежда. Не было джинсов — они были просто не нужны. Кроме работы, ничего не существовало. Алексей был президентом инвестиционной компании, компания занималась деньгами, но когда дефолт смел все деньги, стало ясно, что в жизни должны быть еще какие-то ценности. Это запустило процесс сложного поиска этих ценностей — в результате, спустя четверть века, вы читаете эту книгу.

 

Есть ли где-то полный список этих ценностей? Современная психология не дает четкого ответа на этот вопрос. После длительных раздумий мы решили, что в нашей книге будут три части — три сферы интересов, три элемента стратегии:

1. Личное: безопасность, здоровье, счастье, адекватная самооценка и уверенность в себе, аутентичность, личная свобода и независимость, личное развитие и обучение, отдых, приватность.

2. Социальное: любовь, дружба, статус, престиж, признание, причастность, репутация, рабочие и финансовые успехи. 

 

3. Трансцендентное: личная этика и смысл в жизни, моральное и духовное развитие, связь с природой и космосом.

Почему именно эти три сферы? По поводу первых двух пунктов у нас сомнений нет: все психологи и антропологи согласны, что это важно для всех людей без исключения. По поводу третьей части в психологии нет особого консенсуса, но мы уверены: это важно. Кроме того, у нас есть хорошие доказательства из области философии и практики менеджмента. Именно в этих трех сферах применяются три самых популярных подхода в исследованиях по лидерству. Это также три самых распространенных способа в аргументации в этике и философии морали. Сейчас мы будем писать про науку и философию, и вам, читатели, может быть немного сложно. Причина, почему мы об этом пишем: на этом будет базироваться логика всей книги. И мы убеждены, что вам будет важно это понимать, чтобы осмысленно двигаться по книге дальше.

Почему бы не ограничиться счастьем?

Если спросить людей, какова их основная цель в жизни, многие отвечают «быть счастливым». Может быть, на этом и остановиться? «Счастье — это нечто конечное и самодостаточное, это финальная цель всех наших действий», — писал Аристотель, отец западной философии (и этики добродетели). Все, что мы делаем, мы делаем ради счастья. На вопрос «почему мы хотим быть счастливыми» нет ответа. Счастье — это конечная цель, мы хотим быть счастливыми ради самого счастья. Это, пожалуй, одна из самых популярных цитат Аристотеля, особенно в литературе по позитивной психологии.

Но как быть с тем, что люди совершают множество действий не ради счастья, но ради сиюминутного удовольствия или ради блага других людей, близких и далеких, ради своих представлений о божественном или прекрасном — хотя очевидно, что к их собственному долгосрочному счастью эти действия не ведут? Иногда люди даже жертвуют при этом собой. Дело в том, что Аристотель не имел в виду счастье в том смысле, в котором мы его понимаем сегодня. Он использовал слово, которое отличалось от греческих «удовольствие» и «удача». Это слово — eudaemonia, от eu-, означающего что-то хорошее, и daemon, означающего дух. Благой дух.

Аристотель описывал проживание эвдемонии (философско-этическая традиция и жизненная установка, признающие единственным и высшим человеческим благом счастье. — Forbes Young) как активную деятельность. Она подразумевала правильное отношение к удовольствию и боли, совершенство ума и моральные принципы, проявление добродетелей, таких как благоразумие, щедрость, великодушие, правдивость, сдержанность и благочестие. У счастья в понимании Аристотеля был социальный и духовный аспект.

 

Аристотель хорошо понимал, что невозможно быть счастливым в одиночку. На Западе популярна фраза «счастье — внутри», которая считается некой восточной мудростью и понимается в том смысле, что счастья можно добиться, несмотря на плохую погоду за окном. Но если послушать, что говорит сегодняшний духовный лидер тибетских буддистов, Далай-лама XIV, ситуация выглядит совершенно иначе: «Мы социальные животные. Наше личное счастье полностью зависит от тех, кто вокруг».

Такая же проблема с аутентичностью, верностью себе. Невозможно быть свободным и следовать только внутренней природе, полностью игнорируя окружающих. Мы сталкивались в жизни с людьми, которые аутентичны, но асоциальны. В лучшем случае это блаженные безумцы, в худшем — преступники.

Может ли стратегия сделать человека счастливее или аутентичнее? Да, из исследований в позитивной психологии мы знаем, что целенаправленные усилия могут изменить уровень счастья и аутентичности человека. Добавить 10% к уровню своего счастья — это реальная, достижимая цель.

Почему бы не ограничиться статусом?

В эволюционной психологии популярна точка зрения, что основная цель в жизни социальных млекопитающих — статус. Оказаться на вершине социальной пирамиды — лучший способ передать максимум твоего генетического материала следующим поколениям. Современное общество устроено сложно, и поиски статуса принимают разные формы. Это могут быть деньги, дома, автомобили, яхты (простите, правильно говорить «лодки»), позиции власти, статусные браки, гаремы, дружба с влиятельными людьми, увлечение творчеством, получение наград и признания за общественные или научные достижения.

 

Влиятельная в организационной психологии теория базовых мотивов Дэвида Макклелланда, одного из самых цитируемых психологов прошлого века, содержит всего три пункта:

  • Власть: влияние и контроль над другими людьми и ситуациями.
  • Причастность: установление и поддержание теплых, дружеских взаимоотношений.
  • Достижения: решение сложных задач и получение признания.

Все три базовых мотива — преимущественно социальные. Может быть, иметь много власти, друзей и достижений — это единственное, к чему вообще стоит стремиться? Макклелланд здесь не одинок. Упомянутая нами сверхсоциальность людей заставляла многих философов, психологов и антропологов говорить о социальной мотивации как об основной, если не единственной, мотивации человека. Но, по всей видимости, они ошибались. Более современная и значительно лучше эмпирически обоснованная теория базовых потребностей Ричарда Райана и Эдварда Деси выделяет другие факторы:

  • Автономия — потребность в свободе, верности себе, самостоятельности при принятии решений.
  • Компетентность — потребность ощущать себя способным и эффективным в своих действиях.
  • Принадлежность — потребность чувствовать связь с другими людьми.

Здесь мы видим значительное смещение фокуса от социальных достижений внутрь человека, и не без основания: Райан и Деси много говорят о разнице между внутренней и внешней мотивациями, о том, как внутренняя мотивация стимулирует творчество и развитие, а внешняя, наоборот, его подавляет. 

Хотя социальный статус и финансовый успех важны для большинства людей, это скорее гигиенический минимум, нежели основная цель.

 

Деньги делают людей счастливее, но экономический закон убывающей предельной полезности безжалостен: каждый следующий заработанный доллар приносит меньше счастья, чем предыдущий.

Достижения, статус, уважение, дружба очень важны и они приносят счастье. Но избыточный фокус на социальных результатах запускает бесконечную гонку социальных сравнений. «Угнаться за соседями» становится единственной целью в жизни. Такие люди, купив Ferrari, радуются ему один день, а потом немедленно начинают хотеть Bugatti.

Какой смысл в достижениях, если они не делают счастливым? Если они разрушают восприятие себя как хорошего, достойного человека? Важно побеждать в марафонах — но вдвойне важно побеждать в марафонах честно, без обмана, оставаясь верным своим принципам, своим представлениям о добре и зле. Важно прийти к успеху, но не предавать себя. Профиль одного нашего знакомого предпринимателя в социальной сети гласит: «Создаю стартап, оставаясь верным себе».

Может ли стратегия сделать человека успешнее? Конечно. Стратегия — это оценка ресурсов и возможностей, постановка целей и планирование действий по их достижению. Мы хорошо знаем, что постановка целей и разработка планов улучшают бизнес-результаты людей. Составление планов индивидуального развития повышает производительность труда. Организационные стратегии делают организации успешнее.

 

Одна из неочевидных проблем может быть в том, что разработка стратегии — дорогое упражнение, и оно может просто не окупиться для одного человека. Организация — это коллектив людей, которые «тренируются вместе», и это работает именно за счет эффекта масштаба. Разработка стоит дорого, но ее плоды пожинает вся организация. Цель нашей книги — изменить соотношение цена/качество для личной стратегии. Мы хотим повысить качество стратегий читателей и сократить время на ненужные метания.

Почему бы не ограничиться смыслом? 

Короткий ответ: потому что мы хуже всего знаем, что это такое. Философы сотни лет рассуждали о смысле жизни, пока наконец психологи не пришли к тому, что намного удобнее рассуждать о смысле в жизни. Это не тот смысл, который задан изначально, сверху. Это тот смысл, который человек создает сам. Когда люди говорят «в моей жизни есть смысл», они, как правило, имеют в виду три вещи:

1. В жизни есть логика, события в ней объяснимы. Жизнь в целом понятна и контролируема, в ней не происходит слишком много случайных, странных, необъяснимых вещей. Усилия, приложенные в нужном направлении, приносят предсказуемые результаты.

2. В жизни есть большая цель, проект. Человек знает, чего он хочет, и идет к этому. Из исследований в области позитивной психологии мы знаем, что ощущение прогресса в движении к целям дает очень сильное ощущение смысла и счастья.

 

3. Жизнь имеет смысл жить. Ее значимость воспринимается через призму ценностей. Это могут быть личные ценности, межличностные или религиозные, космические. Во многих традиционных обществах осмысленная жизнь связана с религиозными установками или достижением значимых социальных рубежей: построить дом, завести детей, посадить дерево.

Ощущение смысла в жизни стабильно, в среднем оно меняется у людей намного реже, чем ощущение счастья. В опросах большинство людей называют свою жизнь осмысленной. Ведь когда в жизни есть и достаток, и стабильность, особых поводов задумываться о смысле нет. Однако, если обстановка непрерывно меняется, человеку поневоле приходится переосмыслять свое существование. В условиях стресса, тревоги и перемен со смыслом нужно работать, это может иметь огромное значение.

В современной психологии «смысл в жизни» — это то, что мы можем надежно измерить опросниками, как мы измеряем вовлеченность или самооценку. Мы знаем, что смысл первичен, а счастье и социальный успех вторичны. Мы знаем это, потому что можем ставить эксперименты и наблюдать, как благодаря психологическим упражнениям появляется чувство осмысленности, а люди вслед за этим становятся счастливее и успешнее. Такие упражнения снижают тревогу и депрессию, увеличивают доходы. Знаете, какое самое эффективное упражнение на создание смысла в жизни? Посмотреть на свою жизнь как на «путешествие героя». Эффекты от нарративных практик даже выше, чем от практик осознанности.

Однако смыслом нельзя ограничиваться. Мы знаем людей, которые посвятили себя только Смыслу, только Служению чему-то большему. В их жизни много смысла — но мало счастья и статуса. Мы знаем лидеров благотворительных организаций, которые находятся в состоянии профессионального выгорания уже не первый десяток лет. Увы, их организации из-за этого не становятся более эффективными. Невозможно служить людям, совершенно не заботясь о собственном благе.

 

Мы считаем, что при создании стратегии необходимо думать обо всех трех сферах. Это может выглядеть как попытка размазать довольно небольшое количество масла по слишком уж большому куску хлеба, но мы убеждены, что между личным, социальным и космическим возможна мощная синергия.

Заботясь о себе, о людях и смысле, можно добиться намного большего, чем заботясь только об одном из этих компонентов.

Мы приглашаем вас подумать над вашим местом во всех трех сферах.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+