К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Чтобы стены не давили»: какой офис подходит сотрудникам-зумерам

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Многие молодые специалисты при поиске работы обращают внимание не только на уровень зарплаты, форму занятости и перспективы карьерного роста, но и на офис. Им важно, чтобы он был комфортным и сочетал возможности общения с коллегами, индивидуальной работы и отдыха. Forbes Young разбирается, на какие критерии опираются молодые соискатели при выборе офисного пространства

По данным глобального исследования компании JLL, сотрудники в возрасте до 24 лет приходят в офис в среднем три дня в неделю при гибридном формате. Это более высокий показатель, чем у представителей других возрастных групп. А согласно отчету LinkedIn за 2023 год, представители поколения Z реже других подавали заявки на удаленные вакансии. Тем не менее, согласно исследованию HR-холдинга Ventra, полное отсутствие удаленного и гибридного формата может оттолкнуть 22% 18–27-летних соискателей.

«Для нас, зумеров, главное — гибкость. Кому какое дело, когда и где ты работаешь, если задача сделана правильно и вовремя? Главное, чтобы был результат», — рассуждает 21-летний индивидуальный предприниматель в сфере туризма София Крапивина.

Forbes Young в VK
Просто о сложной картине мира
Подписаться

Исследования показывают, что у зумеров особые требования к организации труда (например, четкая граница между личным и рабочим временем) и вакансиям (они выбирают компании по ценностям, атмосфере и возможности карьерного роста). Кроме того, если присутствие в офисе обязательно, красными флагами для них могут стать: неудобная локация (37%), отсутствие корпоративной техники (24%), устаревший интерьер (15%) и отсутствие зон отдыха (10%). Молодые сотрудники ожидают, что работодатель создаст для них комфортную, здоровую и поддерживающую среду, которая будет соответствовать их образу жизни.

 

«Универсальной модели офиса больше не существует, и компании, которые стремятся оставаться привлекательными для молодых специалистов, адаптируют архитектуру под новые сценарии», — рассуждает основатель и генеральный директор архитектурного консалтингового бюро «Архистра» Алексей Санду. 

Forbes Young решил выяснить, каким должен быть офис, чтобы привлечь начинающих специалистов.

 
Фото Getty Images

Маркер отношения к сотрудникам

Сегодня молодые сотрудники не склонны подолгу задерживаться на одном рабочем месте, так как смена компании обычно помогает быстрее продвинуться по карьерной лестнице. В этих условиях денежные стимулы от руководства становятся менее эффективны, а ценности работодателя, напротив, приобретают большее значение. При этом организация офисного пространства становится одним из маркеров, по которым начинающие специалисты определяют, как руководитель относится к команде.

Если рабочий интерьер не соответствует корпоративной культуре, это может подорвать доверие к организации, считает партнер и исполнительный директор консалтинговой компании RusPartners Елена Кудряшова: «Если пространство подталкивает к диалогу, гибкости и совместной работе, молодые люди чувствуют, что их ценности с руководством совпадают. Но если интерьер обещает свободу, а на деле все устроено вокруг контроля и надзора, соискатели воспринимают это как красный флаг», — рассказывает Кудряшова и добавляет, что дизайн офиса влияет на инициативность рабочего коллектива: «Интерьер — это не просто декор, а реальный инструмент управления поведением сотрудников. Одни планировки провоцируют встречи и диалог, другие закрепляют контроль и иерархию».

22-летний стажер в PR-службе «Авито Авто» Евгения Хрищанович вспоминает, что искала вакансию с обязательным присутствием в офисе, так как устала от дистанционной работы: «Хотелось, чтобы офис был поближе к метро и в центре. Это были все мои требования. Но когда я вышла на работу, поняла, насколько для рабочего процесса важно окружающее пространство».

 
Офис «Авито» (Фото DR)

Девушка признается, что ей повезло — на работу она ходит с удовольствием: «Самая главная фишка офиса «Авито» для меня — террасы и панорамные окна на верхних этажах. Очень приятно проводить там как рабочее, так и свободное время, а также неформальные встречи после трудного дня. И еще вид обалденный!»

Интерьеры, в том числе офисные, влияют на психологическое состояние человека, отмечает Алексей Санду: «Мы часто не осознаем или по крайней мере уделяем недостаточно внимания едва заметным сенсорным стимулам, которые передает пространство. Например, материалам и цветам отделки, текстуре мебели, звукам в пространстве. Но это вовсе не означает, что они не влияют на нас».

С этой точкой зрения согласна Елена Кудряшова: «Хотя атмосфера в коллективе во многом зависит от того, как внутри команды решаются конфликты, ценятся ли инициативы и насколько открыт руководитель к общению, роль самого офиса при этом нельзя недооценивать». По ее словам, обустройство рабочего пространства — это «своеобразный язык, на котором компания «разговаривает» с сотрудниками: через расположение кофе-поинтов, планировку зон и символику аксессуаров». Кафе провоцируют случайные встречи, переговорные с прозрачными перегородками повышают видимость процессов, а тихие зоны способствуют сосредоточенной работе. «Если все дороги идут через атриум (как в главном офисе студии Pixar при Стиве Джобсе), неизбежно рождается рандомное общение и кросс-идеи», — добавляет Кудряшова.

Подбирая мебель для офиса, стоит избегать острых углов, предупреждает аспирант и исследователь Центра исследований интеллекта и когнитивного благополучия Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Татьяна Леднева. «Как правило, мы считаем мягкие, округлые формы более привлекательными, чем прямолинейные. Напротив, даже кратковременное наблюдение угловатых объектов, особенно направленных на человека, может запустить активацию миндалевидного тела — участка мозга, отвечающего за негативные эмоции, что на уровне поведения выражается как избегание», — утверждает специалист.

Исследование нейробиолога Ошина Вартаняна из Университета Торонто, опубликованное в 2014 году, показало, что высота потолка влияет на психику и работу мозга. Комментируя эти данные, Татьяна Леднева отмечает, что в тесном пространстве сложнее выполнять креативные задачи: «В помещениях с высокими потолками активируются теменные и лобные структуры — зоны мозга, отвечающие за зрительно-пространственное исследование, планирование и принятие решений. В пространствах с низкими потолками это наблюдается реже. Другие данные, из Journal of Consumer Research 2007 года, подтверждают, что высота потолков влияет и на мышление людей».

 

Личное пространство

Согласно исследованию консалтинговой корпорации Deloitte «Gen Z & Millennial Survey 2025», 35% зумеров считают меры, принимаемые их руководителями для борьбы со стрессом на рабочем месте, недостаточными. По их мнению, начальники должны оказывать больше поддержки сотрудникам, не беспокоить их в свободное время и проводить тренинги для укрепления ментального здоровья. При этом 79% молодых соискателей обращают внимание на наличие в офисе зон психологической разгрузки и отдыха и даже пространств для сна.

Исследование сервиса EduBirdie подтверждает, что поколению Z необходимы места для уединения на работе. Идея баланса разных сфер жизни, которой придерживаются многие молодые люди, предполагает в том числе наличие секса. Так, 38% опрошенных EduBirdie зумеров признались, что хотят видеть в офисе отдельные комнаты для интима. Такое желание выглядит логичным в контексте последних тенденций: если можно выйти с коллегой на кофе или отвлечься на сессию с психологом, то почему бы не сделать перерыв на секс?

Однако на сегодняшний день далеко не в каждом офисе можно найти специальную зону, чтобы побыть одному, поговорить по телефону и отдохнуть от общения с коллегами. «Очень важно, чтобы в офисе было место, где можно сесть с ноутбуком и чашкой кофе в удобном положении, а в свободное время выключить голову и расслабиться. Плюс чтобы глазу было приятно — много зелени и яркие цвета», — считает 21-летний предприниматель София Крапивина.

Она начинала карьеру с работы в опенспейсе и не может назвать этот опыт позитивным: «Шум, отсутствие личного пространства — все прямо душило. Ни о каком вдохновении не было и речи. Поэтому, если мы говорим о комфорте на работе — никаких опенспейсов. У каждого — свое место, удобное кресло и стол, который можно настроить под себя».

 

После многих лет доминирования офисов с открытой планировкой (open space) все больше компаний возвращаются к пространствам смешанного типа, в которых сочетаются зоны для групповой и индивидуальной работы, рассказывает Алексей Санду. «Это напрямую связано с повышенным уровнем шума в офисах формата open space. Результаты опросов показывают, что в каком бы месте опенспейса ни работал человек, он страдает от нехватки звукового личного пространства», — объясняет эксперт.

Но есть и альтернативная точка зрения — открытые рабочие зоны более привычны для молодежи, утверждает аспирант и исследователь Центра дизайна образовательной среды Школы дизайна НИУ ВШЭ, заместитель директора Института развития креативных индустрий Вышки Наталья Логутова: «Поколение Z, которое сегодня активно выходит на работу, буквально вчера сидело за партами, и этот пространственный опыт они приносят с собой в офисы. Если для миллениалов и поколения Х школьная среда строилась по принципу солнцецентричности (учитель как центр внимания и единственный источник знаний, плотно прикрученные к полу парты), то после 2000-х начался переход к модульным системам».

«Кроме того, имеет значение и окружение, где они росли с самого детства, — добавляет Логунова. — Зумеры — первое поколение, которое с ранних лет проводило много времени в торговых центрах — сооружениях с большими открытыми залами и мобильными гарнитурами в фуд-кортах».

Трансформируемая мебель, возможность свободно перемещаться, работать как в группе, так и индивидуально — всего этого молодые люди ожидают от офиса. «Такая среда может восприниматься старшими коллегами как избыточно хаотичная, — рассуждает Логутова, — но для зумеров вполне естественная: она совпадает с их пониманием продуктивности и свободы. Ключевое значение здесь имеет то, какую семантическую и эмоциональную окраску разные поколения дают одному и тому же пространству».

 

Стажер Евгения Хрищанович, как и София Крапивина, не считает опенспейсы идеальной рабочей средой и напоминает, что разговоры коллег могут отвлекать от дел. «Наличие в офисе переговорных комнат и звуконепроницаемых одиночных капсул, которые сводят к минимуму шум и отвлекающие факторы, кажется очень большим плюсом, потому что можно просто найти себе место и не переживать, что ты кому-то мешаешь или что кто-то будет отвлекать тебя — во время звонка, например», — рассказывает девушка.

При этом она отмечает, что открытое пространство помогает наладить связи внутри компании: «Когда видишь, как другие работают, тебя это тоже заряжает на продуктивность. Еще в опенспейсе гораздо проще знакомиться с коллегами, чем если бы мы все сидели по отдельным кабинетам».

Живое общение — еще одна ценность поколения Z, которой они были лишены во время пандемии COVID-19. По данным Harris Poll, 91% зумеров, работающих в офисе, хотят взаимодействовать с коллегами как виртуально, так и лично. А 86% молодых сотрудников считают участие в рабочих встречах ключом к карьерному росту.

«Сочетание в одном корпоративном пространстве зон для творческих групповых заданий, индивидуальной работы, аудиторий для размышлений и ментального восстановления, а также общения и физической перезарядки является той самой идеальной планировкой офиса, которая помогает решать разные задачи, возникающие в течение рабочего дня», — резюмирует Алексей Санду.

 

Твой офис

По словам Санду, у любого человека есть фундаментальная потребность в единении с природой. «Благодаря использованию в рабочих пространствах естественного освещения, визуального контакта с зеленью и водных объектов можно создать атмосферу, которая снижает умственное напряжение, улучшает когнитивные функции и качество воздуха», — объясняет эксперт.

Растения помогают избежать выгорания в условиях постоянных встреч и уведомлений, соглашается сооснователь и CEO компании по озеленению «Фикус» Александр Двоеглазов: «В такой среде живые растения являются эффективным способом вернуть фокус и снизить стресс. Недавнее исследование ученых из Юго-Восточного университета Китая показывает, что при индивидуальной работе в помещении с озеленением это происходит всего за один час. В зонах отдыха растения помогают переключиться после активного общения и работы в режиме многозадачности».

Растения создают приятную атмосферу в офисе, отмечает Двоеглазов: «Все дело в подсознательном чувстве ответственности и радости, которую человек чувствует, когда они растут и развиваются, что чрезвычайно полезно для физического и психического благополучия молодого сотрудника».

По его словам, некоторые компании не ограничиваются зеленой зоной внутри офиса и создают огороды или парки, за которыми ухаживает персонал. Например, такой подход реализован в офисе Hayden Place архитекторов Cuningham Group в США.

 
Зеленая зона в офисе Hayden Place. (Фото Hayden Place)

Озеленение рабочего пространства особенно актуально для зумеров, которые все чаще становятся частью глобального тренда Plant Parenthood (с англ. «родители растений»). Молодые люди создают аккаунты для своих комнатных растений, где рассказывают, как заботятся о цветах, и делятся экспериментами по уходу. Растениеводство позволяет им отдохнуть от гаджетов и рабочих задач, сконцентрировавшись на посадке или поливе. Иногда молодые люди даже дают растениям имена, болтают с ними и называют особые даты вроде дня покупки или появления первого листа «днями рождения».

Сделать рабочее место более уютным можно не только с помощью цветов, считает Евгения Хрищанович. «Растения в офисе лично для меня не играют критической роли, — делится девушка. — Классно, когда они есть, потому что пространство сразу выглядит более живым и приятным. Но наличие различных картин, статуэток и локальных приколов (у нас в офисе, к примеру, стоит манекен в папахе) мне визуально нравятся гораздо больше, потому что офис из обезличенного становится каким-то более твоим».

Похожей точки зрения придерживается предприниматель София Крапивина. По ее словам, главное — креативно относиться к обустройству своей рабочей зоны: «Офис должен быть местом, где можно самовыражаться, где тебе реально хорошо. Чтобы стены не давили и можно было украсить свой уголок, как душе угодно». 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+