
Словосочетание «прайм-эра» вошло в десятку слов 2025 года по версии «Медиалогии». Аналитики компании определяют его как период наивысшего расцвета и пика возможностей человека. Однако выражение может применяться не только к людям, но и к неодушевленным понятиям. К примеру, на волне массовой ностальгии оказалось, что прайм-эра была даже у интернета. Речь о 2016-м — времени, когда соцсети не были переполнены контентом от нейросетей.
Фраза «2026-й — это новый 2016-й» стала вирусной в конце 2025 года во многом благодаря американскому контексту: как и 10 лет назад, в США президент — вновь Дональд Трамп, а страну сотрясают протесты. В этом зумеры и миллениалы, чья юность и молодость пришлись на 2016-й, видят параллели, которые подкрепляются ностальгией по другим, понятным, знакомым и беззаботным временам.
Российская молодежь не осталась в стороне. «Меня очень коробит тренд про 2016 год, потому что я за 10 лет потолстел, постарел, ничего не достиг в жизни, — делится пользователь платформы X с ником @SingingFellow. — Мне просто бесконечно грустно смотреть на себя в прайме, понимая, сколько полимеров потеряно».
Кто-то пытается переосмыслить прайм-эру и придать ей иронии — вплоть до шуток о том, что для достижения прайма нужно всего лишь помыться или сделать красивый макияж.
Что такое прайм-эра
С точки зрения психологии, прайм-эра — гораздо более многогранное состояние, чем один лишь видимый успех. Клинический психолог Светлана Киреенко подчеркивает, что прайм — это не просто достижение высоких результатов, а период максимальной эффективности, гармонии и реализации потенциала человека. Таким образом, прайм — это «уникальное окно», когда внутренние ресурсы и возможности оптимально соответствуют стилю жизни, потребностям и личным вызовам.
Психолог обращает внимание: прайм-эра наступает несколько раз в жизни, и даже если вы уже были в ней, повторить ее возможно в любом возрасте. «У современного человека прайм-эр может быть много. Мы часто учимся новому, с любопытством изучаем мир, не боимся менять жизнь — и это очень правильно, — размышляет Киреенко. — Многие специалисты рекомендуют менять сферу деятельности каждые 10 лет: считается, что после этого срока угасает интерес и начинается личный застой. Значительная смена стиля жизни может дать толчок новой эре личного успеха».
23-летняя Анастасия называет себя человеком, который умеет наслаждаться моментом, не боится перемен и в любом возрасте чувствует себя в расцвете сил. «Моя идеальная прайм-эра — это состояние, в котором я чувствую себя главной героиней своей жизни, где я не боюсь меняться, развиваться и открывать для себя новое, когда каждый эксперимент с образом только подчеркивает мою уникальность, — рассказывает девушка. — Жизнь в прайме для меня — это когда не нужно ничего из себя строить, а принимать себя такой, какая я есть. Это про честность с самой собой, личный успех, который рождается не из стресса, а потому, что я уверенно иду к своим целям».
По мнению Анастасии, прайм-эра вовсе не ограничивается одним временем. «С возрастом ты становишься осознаннее, мудрее, начинаешь смотреть на вещи по-новому, — добавляет она. — Думаю, что настоящий прайм наступает, когда внешность становится продолжением внутренней гармонии, когда ты не просто выглядишь на все сто, но и чувствуешь себя так же. Я работаю над собой и верю, что самое яркое время моей жизни еще впереди».
28-летний Кирилл, в свою очередь, уверен: «Мы сами иногда не осознаем, когда находимся в своей прайм-эре, а когда — нет». В целом он солидарен с блогером из X, у которого прайм-эра закончилась и прошла незаметно для него самого.
Кирилл признается, что в 19 лет у него было много комплексов по поводу внешности, а также он считал, что «мужчина наиболее привлекательно выглядит в районе 30 лет», а не в юности. «Я хотел скорее достичь этого возраста, но вот сейчас мне 28 лет, и, смотря на свои фотографии 10 лет назад, мне начинает казаться, что именно тогда я был в своем прайме, а не сейчас», — признается он.
«Я не знаю, нахожусь ли я сейчас в своем прайме, как я это ожидал в прошлом. Может, лет через 10 я снова посмотрю на нынешние фото и подумаю, что это и был прайм, а я его не заметил. По крайней мере, сейчас мне удалось избавиться от комплексов по поводу своей внешности, сформировать свой стиль без экспериментов, полюбить спорт», — говорит Кирилл. Он полагает, что прайм с ним случится, когда ему удастся достигнуть желаемой формы. «Сейчас я регулярно хожу в зал вот уже несколько лет, и мне нравится наблюдать, как мое тело все больше меняется в сторону моего идеала. Может быть, я буду считать, что нахожусь в прайм-эре в моменте, когда достигну того спортивного тела, как в том нашумевшем сериале про хоккеистов (речь о сериале «Жаркое соперничество». — Forbes Young)», — шутит молодой человек.
Поиски в прошлом
Ощущать, что пик расцвета уже был в прошлом и больше не повторится — нормально: такое чувство возникает часто у многих людей и связано не столько с реальностью вокруг них, а сколько с тем, как работает человеческая психика.
«Во-первых, мы склонны частично вытеснять негативные травмирующие переживания и идеализировать прошлые периоды, — объясняет этот феномен клинический и семейный психолог, специалист психологической платформы Alter Кристина Пауль. — Память фиксирует не всю картину, а отдельные фрагменты — моменты легкости, энергии, новизны. Мы вспоминаем не саму жизнь, а ощущение себя в ней. На фоне текущей усталости или кризиса эти воспоминания начинают восприниматься как утраченный золотой век».
Не меньшую роль играют и социальные сценарии, связанные с возрастом: например, что пик жизни — это молодость с ее свободой и отсутствием обязательств, после которой жизнь становится сложнее и в нее приходят утраты, кризисы и ответственность. Из-за такого стереотипного отношения к взрослению, по словам Пауль, создается иллюзия, что путь в прайм-эру закрыт навсегда, но это не так, ведь главным в ней по-прежнему остается согласованность с собой, которая может неоднократно возникать вновь и вновь на разных этапах жизни.
«Важную роль играет и травматический опыт. После потерь, выгорания или длительного стресса психика может находиться в режиме выживания, — добавляет специалист. — В этом состоянии сложно представить будущее как пространство возможностей — тогда прошлый ресурсный период кажется единственно возможным. Но на самом деле утрачено не время, а контакт с собой, и он может быть восстановлен».
Наконец, само понятие прайм-эры также может усиливать тревогу. «Услышав о том, что существует некий «пик», человек может начать думать: «Если у меня сейчас не так, значит, со мной что-то не то» или «Я все упустил», — поясняет психолог. — Здесь часто включаются когнитивные искажения — сверхобобщение («если сейчас не так, то никогда уже не будет»), катастрофизация («ничего хорошего меня больше не ждет»), черно-белое мышление («либо пик, либо провал») и фиксация на негативе (которого нет и не факт, что будет, вместо мыслей о том, что реально возможно)».
Путь к прайм-эре
Смоделировать путь к прайм-эре не только невозможно, но и небезопасно. «Попытка спланировать свою прайм-эру через список достижений, целей и улучшений чаще приводит не к нужному результату, а к выгоранию, тревоге и ощущению, что снова «недостаточно», — говорит Кристина Пауль. — Путь к прайм-эре лежит в противоположном направлении».
Основа поиска своего прайма с точки зрения психологии — восстановление контакта с собой. Эра расцвета, по словам Пауль, начинается там, где человек перестает ориентироваться исключительно на внешние одобрения и ожидания, начинает слышать себя и регулярно задавать себе вопросы:
- что мне подходит?
- где мой ритм?
- что меня наполняет, а что истощает?
Ответы на эти вопросы могут требовать не только честности, но и пересмотра привычных ролей, целей и даже образа успешного себя. Уже после этого этапа начинается следующая фаза — работа с внутренними перегрузками.
«Мы учимся тому, что забота о себе — это не награда «после» или «за что-то», а базовая опора. Пока значительная часть энергии уходит на подавленные эмоции, хроническую тревогу, самокритику или попытки что-то доказать, состояние внутренней наполненности просто не возникает, — объясняет Пауль. — Поэтому путь к ней часто проходит через психотерапию, замедление, выстраивание границ, а не через улучшение себя».
Прайм-эра также складывается из микровыборов в пользу наиболее подходящего для себя темпа, списка приоритетов, представлений о достаточности. «Когда человек начинает действовать не из социального одобрения, страха или дефицита, а из согласия с собой, внутренняя и внешняя жизни начинают совпадать по ритму и ценностям и появляется то самое ощущение: «Я на своем месте, и все получается», — заключает психолог. — Именно это чаще всего и называют прайм-эрой».
Пять признаков прайма
Чтобы определить, находитесь ли вы в периоде максимальной эффективности, гармонии и реализации потенциала, психолог Светлана Киреенко предлагает свериться со списком признаков прайм-эры:
- Внутренняя синхронность. Ваши ценности, решения и поступки согласуются между собой и соответствуют личной картине мира.
- Баланс энергии и опыта. Вы обладаете достаточной личной силой для активных действий и одновременно накопленным опытом, чтобы направлять ее точно в цель, избегая бесполезных действий.
- Высокий уровень компетенций. Вы ясно видите свои сильные стороны и умеете их применять, также имеете достаточные знания в интересующих вас областях.
- Сфокусированность и продуктивность. Вы четко видите приоритеты и концентрируетесь на главном, отсекая второстепенное.
- Гармония с окружающим миром. Вы находитесь среди тех, кто вдохновляет, поддерживает, разделяет ваши взгляды, будь то профессиональное сообщество, круг общения или даже городское окружение.
Любопытно, что у прайм-эры есть и противоположность — флоп-эра, то есть период упадка и неудач. Ниже — галерея Forbes Young из селебрити, которые сейчас находятся в своей прайм- или флоп-эре.
Роберт Паттинсон
Яркий кейс — 39-летний британский актер Роберт Паттинсон, который, обретя мировую популярность после финала саги «Сумерки» в 2012 году, ушел в тень, а с 2020 года начал активно сниматься в кассовых фильмах известных режиссеров. Так, он сыграл главные роли в «Доводе» Кристофера Нолана и «Микки 17» режиссера оскароносной драмы «Паразиты» Пон Джун-хо, в первой части «Бэтмена» Мэтта Ривза (а в следующем году должна выйти и вторая часть с его участием).
Летом 2026 года покажут и «Одиссею» — экранизацию древнегреческой поэмы-эпопеи Гомера, над которой работает Нолан.
Charli XCX
В 2024 году в своей прайм-эре оказалась 33-летняя певица Charli XCX, которая совсем недавно считалась аутсайдером в современной поп-индустрии. Ее альбом brat неожиданно для фанатов и музыкальных критиков не только стал культурным феноменом, но и получил премию «Грэмми» как лучший танцевальный или электронный альбом.
Сама певица уже готовится выпустить пластинку-саундтрек к экранизации романа Эмили Бронте «Грозовой перевал», главные роли в которой сыграли Марго Робби и Джейкоб Элорди.
Кэти Перри
В соцсетях главным символом флопа считают Кэти Перри: если на рубеже нулевых и десятых ей удавалось быть в прайме, находясь в топе музыкальных чартов благодаря хитам вроде I Kissed a Girl и Last Friday Night, то в 2024-м ее новый альбом «143» признали «худшим альбомом на свете с 2011 года».
41-летняя певица также пережила разрыв длительных отношений с актером Орландо Блумом и даже подверглась критике за полет в открытый космос.
Марк Эйдельштейн
23-летний Марк Эйдельштейн вошел в прайм-эру благодаря фильму «Анора» с Юрой Борисовым и Майки Мэдисон — в 2025 году драма Шона Бейкера получила премию «Оскар» как лучший фильм, а сам Эйдельштейн стал лицом множества рекламных кампаний известных брендов и вирусных видео в соцсетях. В начале года он появился в кампейне весенней коллекции Saint Laurent вместе с Беллой Хадид и Charli XCX.
При этом в интервью Эйдельштейн рассказывал, что в детстве сталкивался с буллингом на почве ксенофобии и был жертвой физического насилия со стороны сверстников из-за своего еврейского происхождения.
Тимоти Шаламе
Марка Эйдельштейна СМИ и соцсети часто называют «русским Тимоти Шаламе» из-за внешнего сходства, но американская версия Эйдельштейна тоже находится сейчас в прайме.
В 2026-м 30-летний Шаламе второй раз в своей карьере поборется за «Оскар» как лучший актер, а фильм «Марти Великолепный» с ним в главной роли имеет высокие шансы получить награду как лучший фильм.
Своеобразной репетицией прайм-эры для Шаламе, вероятно, был 2017 год, когда актер снялся в драме «Зови меня своим именем») Луки Гуаданьино и благодаря роли Элио стал одним из самых молодых артистов в истории, номинированных на «Оскар» как лучший актер.
Своего прайма в 2026 году Тимоти Шаламе добился не только благодаря кино: он уже дебютировал как рэп-исполнитель, а в соцсетях ходят слухи о его возможной помолвке с моделью Кайли Дженнер — дочерью Крис Дженнер, одной из самых влиятельных фигур американского телевидения.
Алекс Уоррен
Американский певец Алекс Уоррен в 2025 году получил номинацию «Грэмми» как лучший новый артист, а его песня Ordinary меньше чем за год собрала больше 1,5 млрд прослушиваний. Но путь к прайм-эре для 25-летнего Уоррена был непростым: его отец умер от рака, а мать, не справившись с потерей мужа, стала зависимой от алкоголя. В 18 лет Уоррен сбежал из дома и некоторое время жил на улице и ночевал в машинах друзей.
Хотя первая слава к Уоррену пришла в начале 2020-х (тогда молодой человек начал снимать вирусный контент для TikTok и познакомился с будущей женой, блогершей Коувр Аннон), семейные трудности продолжались. В 2021 году певец потерял мать, что стало толчком к переосмыслению своего прошлого и отношений с родителями. Эти чувства ностальгии, сожалений и прощения близких за нанесенные ими травмы стали основой для дебютного альбома Уоррена You’ll Be Alright, Kid, с релиза которого и началась прайм-эра певца.
«Моя карьера потрясающая, но я думаю, что все, что я потерял — мои родители, мое детство — это то, что сделало меня тем, кто я есть сегодня, — комментировал свой успех Алекс Уоррен в интервью Billboard. — Я счастлив. Я никогда не думал, что создам хит. Если это удастся снова — здорово, но я знаю, что хотя бы один раз мне удалось это сделать. Если я умру автором одного хита — и слава богу: это круто, и о большем я и не смею мечтать».
