Небо, самолет, чиновники: как мировой авиапром зависит от России | Бизнес | Forbes.ru
$59.36
69.92
ММВБ1942.88
BRENT50.54
RTS1029.76
GOLD1287.21

Небо, самолет, чиновники: как мировой авиапром зависит от России

читайте также
+149 просмотров за суткиНа матрасе как на облаке: парижский Ritz придумал матрас для авиаперелетов за $600 +6 просмотров за суткиЗабытый флот: Пентагон купит для Трампа два Boeing 747, заказанные «Трансаэро» +8 просмотров за суткиВзлететь налегке: во что выльются для пассажиров новые авиационные правила МАКС-2017: контракты на 400 млрд рублей. Вертолеты — в Китай, самолеты — в Россию +2 просмотров за суткиПолет в будущее. Как классические авиакомпании копируют лоукостеров +4 просмотров за суткиДюжина несогласных: компании США призвали пересмотреть проект новых санкций против России На чем летают президенты: как устроены авиалайнеры первых лиц страны Проверка гаджетов и собак: США уведомили «Аэрофлот» о дополнительных мерах безопасности +1 просмотров за суткиНовый пассажирский лайнер МС-21. Видео первого полета Жизнь в форме J: риски и возможности ускорения диффузии технологий От двух минут и меньше: самые короткие рейсы в мире +1 просмотров за суткиКапитализация United Airlines рухнула на $1 млрд из-за грубого обращения с пассажиром 3D-печать из титана сэкономит Boeing до $3 млн на производстве каждого Dreamliner +1 просмотров за суткиКонфликты в небе: запрет полетов как средство внешней политики Колыбель авиации: старейшие аэропорты мира Будем сидеть: как обновится бизнес-класс крупнейших авиакомпаний +1 просмотров за суткиБольше ада: почему авиадискаунтеры любят провоцировать пассажиров Дроны вместо авто: есть ли перспективы у рынка аэротакси? Пятизвездочный борт: пять авиакомпаний с лучшим бизнес-классом +1 просмотров за суткиКупи отечественное: место России на карте мирового авиапрома

Небо, самолет, чиновники: как мировой авиапром зависит от России

Сотрудник корпорации ВСМПО-АВИСМА в новом ковочном комплексе по производству титановых штамповок. Фото Павла Лисицина / РИА Новости
В то время как в мире авиастроения стираются национальные границы, у нас звучат призывы возрождать свое и вытеснять чужих

Пассажирские самолеты создаются всем миром — это не метафора, а реальность нынешнего гражданского авиапрома. Достаточно зайти на сайт любого авиапроизводителя и изучить раздел поставщиков комплектующих. Обычно указываются поставщики первого уровня (например, производители двигателей и авионики), но и их набирается десятки компаний. А есть еще поставщики второго, третьего, четвертого уровней. Самолет — слишком сложная и дорогая конструкция, чтобы с ней справиться в одиночку: только длина электропроводов для одного самолета может достигать 500 километров

Если посмотреть на карту мира с точки зрения авиапрома, то страны, а точнее, компании той или иной страны, имеют свою «специализацию». Россия тоже есть на этой карте. И здесь крупнейший представитель  — титановая корпорация «ВСМПО-Ависма». Российский титан используется для производства деталей шасси, двигателей и крыла, которые подвергаются наибольшим нагрузкам в полете. 

Сильные позиции «ВСМПО-Ависмы» не пошатнули ни корпоративные войны, в результате которых контроль над компанией перешел к «Ростеху», ни антироссийские санкции. Политические события 2014 года, конечно, осложнили сотрудничество между российской компанией и иностранцами, но не прекратили его.

«Санкции практически не повлияли на объемы реализации «ВСМПО-Ависмы», — говорит представитель корпорации. — По некоторым продуктам произошло перераспределение поставок, а по некоторым — нас попросили создать буферные склады, что мы и сделали». И даже попадание Сергея Чемезова — главы «Ростеха» и по совместительству председателя совета директоров «ВСМПО-Ависмы» — в санкционные списки Европы и США не привело ни к каком ущербу.

Иркутский завод, входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию (контролируется государством), продолжает работать по контакту с Airbus, обеспечивая серийное производство компонентов для А320. Транспортная авиакомпания «Волга-Днепр» участвует в производственной цепочке Boeing — перевозит комплектующие и оборудование. А российские инженеры вовлечены в создание таких новинок мирового авиапрома, как В787 Dreamliner и Airbus A350 — самолетов из композитных материалов.  

Парк российских авиакомпаний примерно на 80% состоит из самолетов Airbus, Boeing, Bombardier, Embraer. Нередко это вызывает публичное негодование чиновников. У них не принято говорить про интересы рынка. Зато принято ругать авиакомпании за «непатриотичность». Аргументация одна: иностранные самолеты мешают развиваться отечественному авиапрому. В то время как в мире авиастроения стираются национальные границы, у нас звучат призывы возрождать свое и вытеснять чужих.

Смотреть рейтинг Forbes лучших российских авиакомпаний по соотношению цены и качества

Чего стоит негодование вице-премьера Дмитрия Рогозина: «Это позор! В стране с таким количеством часовых поясов летать на иностранных бортах. Они не лучше нашей авиационной техники, которую мы просто не можем довести до ума. <…> Это нетерпимая ситуация!» На встрече в январе Рогозин даже предложил президенту Владимиру Путину выдавать разрешения на международные полеты только тем авиакомпаниям, которые поставят на эти маршруты отечественные воздушные суда. 

В итоге мы видим проекты из советского прошлого, разумеется, с единственным источником финансирования — из бюджета страны. Деньги уже идут на региональный самолет Ил-114, дальнемагистральный Ил-96-400 — всего предусмотрено 109,3 млрд рублей. Парадокс в том, что российский авиапром и сам не живет без иностранных поставщиков комплектующих. Например, еще не взлетевший среднемагистральный самолет МС-21 на 40% «иностранец», а ближнемагистральный SuperJet — более чем на 50%. 

Если отбросить эмоции, то отчетливо видно: чуть ли не в каждом иностранном самолете есть производственный и интеллектуальный вклад россиян. И кто тут более патриотичен — чиновники в праведном гневе или компании, которые давно и успешно интегрированы в мировой гражданский авиапром?

Как Россия вовлечена в глобальное гражданское самолетостроение — в фотогалерее Forbes.