Небо, самолет, чиновники: как мировой авиапром зависит от России - Бизнес
$58.76
65.74
ММВБ1860.39
BRENT45.95
RTS992.84
GOLD1243.47

Небо, самолет, чиновники: как мировой авиапром зависит от России

читайте также
Новый пассажирский лайнер МС-21. Видео первого полета +3 просмотров за суткиЖизнь в форме J: риски и возможности ускорения диффузии технологий От двух минут и меньше: самые короткие рейсы в мире +7 просмотров за суткиКапитализация United Airlines рухнула на $1 млрд из-за грубого обращения с пассажиром +4 просмотров за сутки3D-печать из титана сэкономит Boeing до $3 млн на производстве каждого Dreamliner +28 просмотров за суткиКонфликты в небе: запрет полетов как средство внешней политики +3 просмотров за суткиКолыбель авиации: старейшие аэропорты мира +4 просмотров за суткиБудем сидеть: как обновится бизнес-класс крупнейших авиакомпаний +46 просмотров за суткиБольше ада: почему авиадискаунтеры любят провоцировать пассажиров +1 просмотров за суткиДроны вместо авто: есть ли перспективы у рынка аэротакси? +1 просмотров за суткиПятизвездочный борт: пять авиакомпаний с лучшим бизнес-классом +2 просмотров за суткиКупи отечественное: место России на карте мирового авиапрома +17 просмотров за суткиБизнес на взлете. Как Роман Троценко создал крупнейшую в стране аэропортовую сеть +9 просмотров за суткиИностранные авиакомпании – 2017: рейтинг Forbes +45 просмотров за суткиРоссийские авиакомпании — 2017: рейтинг Forbes +23 просмотров за суткиЗаоблачный сервис. Рейтинг авиакомпаний +1 просмотров за суткиСамолеты-трансформеры на подлете: как Airbus повышает уровень комфорта пассажиров +3 просмотров за суткиВездесущий «Аэрофлот»: акции компании показали рекорд по стоимости +2 просмотров за суткиВышел февральский номер Forbes Сервис в российском небе: Forbes и «Авиапорт» создают новый рейтинг

Небо, самолет, чиновники: как мировой авиапром зависит от России

Сотрудник корпорации ВСМПО-АВИСМА в новом ковочном комплексе по производству титановых штамповок. Фото Павла Лисицина / РИА Новости
В то время как в мире авиастроения стираются национальные границы, у нас звучат призывы возрождать свое и вытеснять чужих

Пассажирские самолеты создаются всем миром — это не метафора, а реальность нынешнего гражданского авиапрома. Достаточно зайти на сайт любого авиапроизводителя и изучить раздел поставщиков комплектующих. Обычно указываются поставщики первого уровня (например, производители двигателей и авионики), но и их набирается десятки компаний. А есть еще поставщики второго, третьего, четвертого уровней. Самолет — слишком сложная и дорогая конструкция, чтобы с ней справиться в одиночку: только длина электропроводов для одного самолета может достигать 500 километров

Если посмотреть на карту мира с точки зрения авиапрома, то страны, а точнее, компании той или иной страны, имеют свою «специализацию». Россия тоже есть на этой карте. И здесь крупнейший представитель  — титановая корпорация «ВСМПО-Ависма». Российский титан используется для производства деталей шасси, двигателей и крыла, которые подвергаются наибольшим нагрузкам в полете. 

Сильные позиции «ВСМПО-Ависмы» не пошатнули ни корпоративные войны, в результате которых контроль над компанией перешел к «Ростеху», ни антироссийские санкции. Политические события 2014 года, конечно, осложнили сотрудничество между российской компанией и иностранцами, но не прекратили его.

«Санкции практически не повлияли на объемы реализации «ВСМПО-Ависмы», — говорит представитель корпорации. — По некоторым продуктам произошло перераспределение поставок, а по некоторым — нас попросили создать буферные склады, что мы и сделали». И даже попадание Сергея Чемезова — главы «Ростеха» и по совместительству председателя совета директоров «ВСМПО-Ависмы» — в санкционные списки Европы и США не привело ни к каком ущербу.

Иркутский завод, входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию (контролируется государством), продолжает работать по контакту с Airbus, обеспечивая серийное производство компонентов для А320. Транспортная авиакомпания «Волга-Днепр» участвует в производственной цепочке Boeing — перевозит комплектующие и оборудование. А российские инженеры вовлечены в создание таких новинок мирового авиапрома, как В787 Dreamliner и Airbus A350 — самолетов из композитных материалов.  

Парк российских авиакомпаний примерно на 80% состоит из самолетов Airbus, Boeing, Bombardier, Embraer. Нередко это вызывает публичное негодование чиновников. У них не принято говорить про интересы рынка. Зато принято ругать авиакомпании за «непатриотичность». Аргументация одна: иностранные самолеты мешают развиваться отечественному авиапрому. В то время как в мире авиастроения стираются национальные границы, у нас звучат призывы возрождать свое и вытеснять чужих.

Смотреть рейтинг Forbes лучших российских авиакомпаний по соотношению цены и качества

Чего стоит негодование вице-премьера Дмитрия Рогозина: «Это позор! В стране с таким количеством часовых поясов летать на иностранных бортах. Они не лучше нашей авиационной техники, которую мы просто не можем довести до ума. <…> Это нетерпимая ситуация!» На встрече в январе Рогозин даже предложил президенту Владимиру Путину выдавать разрешения на международные полеты только тем авиакомпаниям, которые поставят на эти маршруты отечественные воздушные суда. 

В итоге мы видим проекты из советского прошлого, разумеется, с единственным источником финансирования — из бюджета страны. Деньги уже идут на региональный самолет Ил-114, дальнемагистральный Ил-96-400 — всего предусмотрено 109,3 млрд рублей. Парадокс в том, что российский авиапром и сам не живет без иностранных поставщиков комплектующих. Например, еще не взлетевший среднемагистральный самолет МС-21 на 40% «иностранец», а ближнемагистральный SuperJet — более чем на 50%. 

Если отбросить эмоции, то отчетливо видно: чуть ли не в каждом иностранном самолете есть производственный и интеллектуальный вклад россиян. И кто тут более патриотичен — чиновники в праведном гневе или компании, которые давно и успешно интегрированы в мировой гражданский авиапром?

Как Россия вовлечена в глобальное гражданское самолетостроение — в фотогалерее Forbes.