Нет денег и желания: лишь 3% россиян планируют в ближайшее время открыть свой бизнес | Бизнес | Forbes.ru
$57.5
67.72
ММВБ2071.83
BRENT57.95
RTS1134.45
GOLD1280.61

Нет денег и желания: лишь 3% россиян планируют в ближайшее время открыть свой бизнес

читайте также
+6 просмотров за суткиКак не пойти ко дну в бизнесе? Обеспечьте себе поддержку друзей +4 просмотров за суткиКружок книголюбов: как заставить читать профлитературу поваров и официантов Единственное и дорогое. Как оценить стоимость доменного имени +3 просмотров за суткиПочти даром: девять секретов «бомж-маркетинга» для тех, у кого нет денег +7 просмотров за суткиОперация «Преемник»: детские фантазии – на пользу предпринимательскому будущему +3 просмотров за суткиДо парадной. Издатель The St. Petersburg Times создал сервис доставки продуктов +1 просмотров за суткиПрощание с иллюзиями: какие заблуждения опасны для владельцев бизнеса +1 просмотров за суткиСажать или нет: как наказывать бизнесменов за преступления в экономике +1 просмотров за суткиУроки моря: принципы яхтенного спорта, которые помогают в жизни и бизнесе Руководи как CEO: бизнес-подход к управлению регионом +6 просмотров за суткиТехнократы у власти: вызовы и перспективы новых губернаторов Семь уроков, которые любой стартапер может извлечь из сериала «Кремниевая долина» Портрет российского геймера. Как становятся «ветеранами» киберспорта Держаться корней. Участник рейтинга Forbes Андрей Кузяев занялся бизнесом в родной Перми Опасный фон. Как развивается экономика в регионах, где могут уволить губернаторов Кому на Руси одолжить хорошо. Стоит ли покупать региональные облигации? +1 просмотров за суткиСмена курса: как изменится жизнь предпринимателей, избранных в муниципалитет +4 просмотров за суткиКак стать миллиардером: с чего начиналась карьера крупнейших бизнесменов +15 просмотров за суткиРоссийская стабильность: почему благосостояние страны трудно превратить в благополучие граждан +333 просмотров за суткиВеличайшие бизнес-умы современности. Список Forbes +17 просмотров за суткиЮрий Мильнер вошел в список 100 величайших бизнес-умов современности по версии Forbes

Нет денег и желания: лишь 3% россиян планируют в ближайшее время открыть свой бизнес

Фото CTK Photo / ТАСС
Около 74% жителей российских сел считают, что им было бы трудно начать карьеру предпринимателя. Участники опроса жалуются на отсутствие стартового капитала, а также желания и идей для ведения бизнеса

Среди россиян все еще достаточно широко распространено мнение  о том, что открыть свой бизнес — сложно. Тем не менее около 9% планируют в ближайшие годы начать свое дело, и в основном это молодые люди до 24 лет и жители крупных городов. Результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в апреле 2017 года, имеются в распоряжении Forbes.

 Авторы исследования опросили 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст участников — от 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Более половины россиян (61%) полагают, что в их населенном пункте открыть собственный бизнес сложно, и только четверть (24%) придерживаются противоположного мнения. Чаще на трудности открытия своего дела сетуют жители сел (74%) и городов-миллионников (68%), реже – москвичи и петербуржцы (39%), а также те, кто проживает в городах численностью 50-100 000 человек (45%). Авторы исследования отмечают, что среди 28% мужчин распространена точка зрения о простоте начала собственного бизнеса, в то время как среди женщин так считают только 21%.

Каждый десятый россиянин (9%) планирует в перспективе нескольких лет открыть свое дело: 3% — в ближайшие три года и еще 6% — не ранее, чем через три года. Такие намерения в основном свойственны мужчинам (13%), молодежи до 24 лет (29%) и жителям городов численностью 500 000 – 950 000 человек (17%), реже — женщинам (6%), 45-59-летним (3%) и пенсионерам (1%), а также жителям обеих столиц (6%). Уже имеют свое дело 4% опрошенных, а 84% не рассматривают возможность стать предпринимателем.

Основные барьеры для старта предпринимательской деятельности – финансовые, психологические и профессиональные. Так, наиболее распространенная причина – финансовая: 44% опрошенных, не планирующих открывать свой бизнес, объясняют свое решение отсутствием стартового капитала. Треть (33%) приводят доводы, связанные с отсутствием желания, а 15% — указывают на отсутствие идей. Около половины тех, кто не собирается начинать свое дело, называют различные сложности, связанные с недостатком информации, навыков и опыта: незнание законов в сфере предпринимательства отмечают 12%, отсутствие экономической подготовки – 11%, непонимание рынка – 8%,  нехватку опыта оформления налоговой документации, отсутствие управленческих навыков и непонимание процедур, необходимых для открытия дела, — по 6%. Только 8% ссылаются на отсутствие времени, а 6% — на возраст.

«Уровень готовности граждан в России к открытию бизнеса низкий по сравнению с другими странами (только 3% планируют открыть бизнес в ближайшие три года). При этом средний показатель среди европейских стран составляет 12%. Ключевой барьер согласно опросу – отсутствие стартового капитала. Однако более показательными являются барьеры, связанные с нежеланием быть предпринимателем и незнанием того, как можно им стать. В первом случае, важно работать в направлении повышения имиджа и статуса института предпринимательства в обществе, во втором случае – информировать и обучать основам предпринимательской грамотности, причем данную работу следует начинать еще со школы», — отмечает руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ Ольга Стасевич.

Она также подчеркнула, что готовность заняться предпринимательской деятельностью неоднородна с точки зрения географии. Так, жители Уральского и Дальневосточного федеральных округов в большей степени склонны к предпринимательству (открыть бизнес планируют 9% и 8% опрошенных). На Урале это объясняется возможностями встраиваться малому бизнесу в цепочки крупных предприятий, а на Дальнем Востоке – влиянием Азиатско-Тихоокеанского региона и наличием тесных взаимоотношений с ним.

Читайте также: Традиции 90-х, финансовая безграмотность и другие враги малого бизнеса